Природа Байкала | автор <span style="border:solid 1px black">Юрий Кузнецов</span> | Фотоальбомы | Новогодняя лыжная гонка

автор Юрий Кузнецов | Фотоальбомы | Новогодняя лыжная гонка

Время показа (сек): 3

Страница 1 из 2:  1 2Следующая
Юрий КузнецовПредлагаю отчёт об очередной новогодней лыжной гонке в Академгородке.
Большим знатокам фотодела предлагаю даже не заходить на отчёт, чтобы удержаться от умных советов. В условиях броуновского движения и скудости освещения ничего лучше снять невозможно. Это просто остановленные мгновения!
Это просто сообщение о ярком событии для определённых людей.
01.01.2018, 07:43:23 |
Юрий Кузнецов Краткая история "освещёнки". Её уже все позабыли.
Предлагаю сведения от ПЕРВОГО лица.

Это ведь тоже наша иркутская история. Кажется, в 1981 году ко мне обратился д.ф.м.н. Мишин Вилен Моисеевич и сказал, что в филиале АН решили построить освещённую лыжную трассу и предложил мне выбрать трассу. Я охотно согласился, включился в это дело и Вадим Говорухин, с которым мы много бегали.
Я в мельчайших подробностях знал кусок лесного массива над Академгородком, пришлось предложить несколько вариантов. Вначале я сделал разметку 5-и километрового круга: от крайнего здания монгольского общежития до дороги идущей мимо овощехранилища. Потом всё урезали. На западе всё, что дальше здания лимнологического института оказалось территорией не Академгородка, а на ю-в не разрешили проводить линию под высоковольткой, идущей к РП Академгородка. В результате получилось то, что получилось. Длина трассы 2200 м. Я разметил не плохую по сложности трассу и это при жёстком ограничении горзеленхоза использовать только существующие просеки-тропы. Не срубить ни одного деревца. Лыжникам трасса понравилась.
Получилась уникальная трасса с искусственным освещением, единственная в те годы в области такой длины и рельефа.
После выбора трассы прошли по ней с главным энергетиком Академгородка Столетним, получили согласие. Он потом обеспечил всю техническую часть подключения к подстанции, а работали мы в последующие годы с Борисом Поздеевым начальником ТП. Потом мы с Вадимом Говорухиным разметили с геодезической рулеткой расстановку столбов через 30 метров (забили колышки).
После создания линии я на бульдозере с бульдозеристом ездил по трассе и показывал где что срезать, там были очень косые участки. Так несколько лет подравнивал да поправлял с бульдозером.
В последующие годы, довёл трассу до совершенства Владимир Белов, по своей инициативе обеспечивал технику грейдеры и прочее.
В моём СибИЗМИРе, по моим чертежам сделали устройство для нарезания лыжни (на общественных началах). Нарезал и накатывал трассу в те годы Володя Глазунов.
Освещалась трасса с 18 до 22 часов. Включалась с помощью реле времени.
Несколько лет Виктор Модонов из ИОХа большой энтузиаст лыж, сам хороший лыжник, но, главное был тренером в созданной им лыжной секции для подготовки подростков и юношей, проводил «Новогоднюю гонку». Старт давался 31 декабря в 22 : 00 час. Это всегда был яркий радостный праздник с грамотами и призами по возрастным группам. Дети бежали один круг, взрослые два. Много лет на трассе проводились всевозможные тренировки и соревнования. За первые 3 места давались медали, изготовленные в гальванике нашего института.
В 89-м году Виталий Мазур (научный работник СИБИЗМИРа), редкий случай возникшей между нами симпатии друг к другу, он был на семь лет моложе меня, но обладал глубокой, не по возрасту мудростью, предложил блестящую идею проведения лыжной полновесной гонки – 10 кругов (22 км) вечером, в 19 часов, в рабочие дни (мы выбрали четверг из «корыстных» соображений)
А, я и ещё несколько сибизмировцев (судей-подвижников, постой-ка на морозе два часа) осуществлял всю организационную деятельность.
И сам бежал, конечно. Проводили её в 20-х числах января, всегда в четверг, по следующим соображениям. В те годы было много «длинных» соревнований по субботам и воскресеньям, я выбрал именно четверг, когда успели отдохнуть от субботы и воскресенья и имеют возможность отдохнуть перед следующими воскресными соревнованиями. Приезжали лыжники из Усолья, Ангарска, Н-Ленино. В те времена это была лучшая гонка.
Проводил я и 30-ку воскресную. Но вот пришли 90-е.

13-го декабря 1996 года мы обнаружили, что проводов на «освещёнке» нет, украли нижнюю ветвь. Через пару недель украли и остальную, мы поняли – демократия на марше. А, когда через несколько дней, исчезли и светильники, мы поняли, что демократия победила. Обращался я в милицию, там меня просмеяли. Они раньше нас поняли, что пришла демократия.
Уже тогда при нашем обращении в милицию над нами посмеялись, какая мелочь. Ведь уже начали воровать заводы, месторождения руд, газа и нефти, а мы тут с какой-то «Освещёнкой».
И стоят на старой «Освещёнке» ж/б опоры как печальные памятники советской эпохи. Вступала в свои права уголовно-воровская эпоха страны.
Как только «освещёнка» заработала, на неё, как мотыльки на огонь полезли авто владельцы, уродовали лыжню. Над моими увещеваниями только смеялись.
По поводу звучавших предложений о предупредительных табличках – наивное предложение.
Я обратился в ГАИ, а там мне объяснили, что предупредительные таблички они устанавливать не будут, так как табличка, не подкреплённая гаишником бессмысленна, на неё чихать хотели.
В ГАИ мне предложили установить на всех въездах механические препятствия.
Мы вкапывали трубы, их выкапывали, мы перекрывали въезды фундаментными блоками, придурки находили тракторы и оттаскивали блоки.
У меня ощущение, что повешенный на въезде любитель портить жизнь людям и оставленный в назидание, мог бы заставить наглецов задуматься.
Постройка «Освещёнки» была уникальным подарком городу. Такой трассы не было даже в Братске.
Всё делалось на общественных началах, находились судьи готовые часами стоять на морозе.
Деньги на простенькие призы выделяли профсоюзы институтов. Все соревнования сопровождались хорошими протоколами, грамотами.
Ещё несколько лет я проводил эту гонку днём в субботу, назвав её «Лыжня Надежда», как преемницу «Вечерней лыжни». А потом я просто устал и перестал её проводить. К счастью нашлись продолжатели, это Алексей Оргильянов из института Земной Коры, хороший лыжник и энтузиаст. Он проводит гонку уже больше десяти лет, в те же числа. Участников очень много.

Лыжники с нетерпеньем ждут этого праздника. Приходите, если бегаете, поучаствовать, а если нет – поболеть. Тоже здорово.
Сейчас «освещёнка, как трасса перестала существовать. Её пересекла горнолыжка. И трасу переделали.
И вот уже, кажется, пятый год новогодняя лыжная гонка возрождена. Новая трасса 2500 м, проложена петлями и великолепно подготовлена Сергеем Казанцевым постоянно поддерживаемая им и в том числе большой участок дневной трассы.
Ещё я несколько лет проводил гонку Б. Луг – Иркутск. Сам, конечно, бежал.О! Это непередаваемо! Потом долину Каи и долинку, ведущую к перевальчику, изуродовали лесовозы и всё кончилось. А ведь мы эту трассу тоже готовили, прорубали, прочищали шестеро «горячих парней» из СибИЗМИРа.
Старт был общим, стартовало до сорока человек. Время старта определялось просто. В первом ряду по своим часам стартовал Павел Дёмин, безоговорочный лидер тех лет, он прибегал первым и привозил судьям время старта.
Уважаемые жизнелюбы, а других на этом сайте нет, поучаствуйте в восстановлении истории любительского спорта в Иркутске и Ангарске.
Во всех соревнованиях участвовали десятки, а иногда и сотни людей.
У них есть протоколы, грамоты, памятные значки, медали, в которых запечатлены события спортивной жизни и любителей (самых восторженных участников) и спортсменов на протяжении последних пятидесяти лет. Все спортивные соревнования организованные любителями ВСЕГДА сопровождались протоколами результатов, чего не скажешь о соревнованиях проводившихся спорткомитетом.
К глубочайшему моему огорчению все мои архивы протоколов затерялись, возможно, безвозвратно.
Уходят из жизни энтузиасты тех лет и уносят с собой сведения о той жизни.
Сейчас только личные архивы участников надёжные свидетели спортивной жизни той эпохи. Откликнитесь и решим, в какой форме можно написать ту яркую и интересную для молодёжи историю.
Привожу вехи спортивных мероприятий, запомнившихся мне. Дополняйте пробелы, а потом можно развернуть детально.
Самыми первыми, по сути, любительскими соревнованиями были соревнования организованные альпинистскими секциями Иркутска в русле общефизической подготовки перед выездом в горы.
Тогда в 1967 году в марте, альп секцией ДСО «Буревестник» была проведена впервые лыжная гонка Б. Луг – Иркутск (30 км). Дату знаю точно, т. к. сохранилась грамота за третье место моей жены Куприной Н.С.

01.01.2018, 07:44:47 |
Юрий Кузнецов Альп секция ДСО «Труд», председателем которой я был в 60-х – 70-х годах, проводила гонку 15 км, в районе ИСХИ, но трассу мы делали сами, (топтали) в сторону локатора, круг был 5 км, вымеряли репшнуром 50 метров.
Множество лыжных соревнований от 15-и до 30-и км проводилось альпинистами в районе скальника «Витязь».

Ошеломляющая для меня новость, вызвавшая просто восторг. Пётр Механошин, талантливый воспитанник лыжной секции Виктора Модонова сказал мне, что энтузиасты восстановили старую «освещёнку»!!! Собрали деньги, закупили провода и светильники, а Пётр лазил по сохранившимся ж/б опорам и развешивал всё это. 90 светильников. Полная длина объединённой трассы 5,1 км. В Сибири больше такой нет.
01.01.2018, 07:46:00 |
Александр Мамонтов!!!
02.01.2018, 18:07:11 |
Юра ГалачьянцСпасибо за репортаж, Юрий Александрович! Освещенка с новыми светодиодными прожекторами работает уже второй сезон. В этом году осветили дальнюю петлю за горнолыжкой. Кстати, свет на трассе был и весной, и летом, и осенью — для тех, кто любит бегать кроссы, либо просто прогуляться в сумерках.
03.01.2018, 16:57:22 |
Юрий КузнецовОсветили именно старую освещёнку. Первородную. Дальняя ЗА горнолыжкой непонятно с какой стороны.
04.01.2018, 07:42:31 |
Юра ГалачьянцГоворя "за горнолыжкой", я имею в виду ЮВ часть парка, слева от горнолыжки, если смотреть на склон, стоя спиной к Ангаре.
...
Сбор средств и координацию работ Петр организовал в этой теме.
схема освещенной трассы академгородка с сайта angara.net

04.01.2018, 11:15:05 |
Юрий КузнецовЯ буквально понял Петра. Оказалось, что использована часть прежней освещёнки.
04.01.2018, 12:43:02 |
Юра ГалачьянцНу, все-таки больше половины новой освещенной трассы за горнолыжкой проходит по маршруту старой освещенки. Раньше о таком можно было только мечтать.

Кстати, относительно любителей утащить в дом все, что плохо лежит: за прошлый год с академосвещенки сперли только один прожектор. Будем надеяться, что в этом сезоне также не будет больших потерь.
04.01.2018, 20:45:42 |
Sergey VДумаю, нужно обязательно вспомнить, что примерно в 2008 году Академосвещенку возродили "ребята из ЛИНа" под руководством Олега Хлыстова. Поищу соответсвующие темы на Ангаре, это целая эпопея тоже была.
Здорово, что у такого замечательного дела есть и начало, о чем мы теперь знаем из воспоминаний Юрия Александровича, и ЛИНовское продолжение, а теперь и развитие — как результат общих усилий. "ЛИН" по прежнему регулярно готовит трассу.
04.01.2018, 22:05:54 |
Юрий Кузнецов

Sergey V: Думаю, нужно обязательно вспомнить, что примерно в 2008 году Академосвещенку возродили "ребята из ЛИНа" под руководством Олега Хлыстова. Поищу соответсвующие темы на Ангаре, это целая эпопея тоже была. Здорово, что у такого замечательного дела есть и начало, о чем мы теперь знаем из воспоминаний Юрия Александровича, и ЛИНовское продолжение, а теперь и развитие - как результат общих усилий. "ЛИН" по прежнему регулярно готовит трассу.

Конечно, обязательно!
С 1995-го я не работал в Академгородке. Молодое поколение не знаю совсем.
Как хорошо, что оно такое же активное как их предшественники.
Хорошо бы написать о них подробнее.

Отредактировать текст у меня не получилось, поэтому просто добавляю исправленное. Память стала подводить, да и событий много. Проверил и уточняю. Первая гонка Б. Луг – Иркутск была 17 марта 1972 года и место было второе.
05.01.2018, 08:42:13 |
Юрий Мельников

Юрий Кузнецов:  ... в 1967 году в марте, альп секцией ДСО «Буревестник» была проведена впервые лыжная гонка Б. Луг – Иркутск (30 км). Дату знаю точно, т. к. сохранилась грамота за третье место ...

Юрий Кузнецов:   Проверил и уточняю. Первая гонка Б. Луг – Иркутск была 17 марта 1972 года и место было второе.

05.01.2018, 13:19:20 |
Юрий Кузнецов[cite;372274;05.01.2018, 13:19:20;  Проверил и уточняю. Первая гонка Б. Луг – Иркутск была 17 марта 1972 года и место было второе. Юрий Александрович,а третье место по сохранившейся грамоте-это когда? Или в момент написания грамоты не было перед глазами? [/cite]
Грамоты перед глазами не было, а их было не мало.
Жена в те годы в альпинистской среде была в лидирующей группе.
Эту грамоту представлю.
06.01.2018, 08:08:37 |
Юрий КузнецовПродолжу немного о местности, на которой расположена освещёнка.
Когда я пришёл в Сибизмир в1971-ом году, вся гора над Академгородком была лысой. Были длинные ряды посадок махоньких берёзок и сосенок 10-15 см ростом. До 1996 года на моих глазах вставал чудесный лес!
Много лет, почти каждый день, я в обеденный перерыв пробегал от десяти до четырнадцати км. ИзбЕгал все лесные дороги и тропы до р.Каи.
После 95-го редко бывал в этом лесном массиве. Работа на ИркАЗе не оставляла времени для жизни. Вставал лес, как-то незаметно, подрастая.
Вчера прошёл трассу освещёнки (восточную). Поражён и восхищён красотой и высотой выросшего леса…
По верху этой трёхкилометровой горы в 60-х была расположена ближняя ПВО города. Ещё были громадные капониры для орудий, окопы, какие-то кирпичные постройки, но ближнюю ПВО уже перенесли на юг на пять км. Зона с колючей проволокой локатором и ракетными установками охранялась. Я не редко подбегал метров на двадцать к колючей проволоке, часовой с автоматом грозился пристрелить меня, если буду подбегать близко. Теперь и там ПВО нет, оно теперь севернее ИСХИ. Уж заодно интересный момент. Как-то на переподготовке у нас вёл занятия майор этой ПВО. Стратегия тех времён была такая. После атомного удара должна была идти первая волна бомбардировщиков, чтобы добить не добитое. Вся ПВО зарыта глубоко под землёй, не доступна ядерному поражению. И вот для отражения бомбардировщиков нужно открыть люки, выдвинуть ракетные установки и всё прочее. Майор сказал, что у каждого солдата счётчик гейгера. Так вот все тренировки проводились только офицерским составом. Не было уверенности, что солдат увидев смертельную дозу радиации, выйдет из укрытия. Мы тогда были поражены таким пониманием офицеров. Это были советские офицеры!
На одной из переподготовок мы были на ПВО в Карлуке. Там кое-чего узнали вообще удивительного.
В 40-е – 50-е ближнее ПВО находилось на поляне и кромке леса на углу ул. Маяковского и 2-й Железнодорожной. Я жил тогда в первом корпусе ИТР городка, и мы мальчишки проводили много времени там (мы же мальчишки!)
А потом ещё много лет играли в брошенных капонирах. Сейчас там жилой массив, когда-то построенный заключёнными.
Напомню очень важное. Практически всё Олхинское плато это искусственные посадки. Советская власть вырубала леса для разрушенной войной страны и тут же садила их снова.
Надеюсь, что рассказанное мной кому-то интересно.
06.01.2018, 08:10:04 |
Юрий Кузнецов

Юрий Кузнецов: [cite;372274;05.01.2018, 13:19:20;  Проверил и уточняю. Первая гонка Б. Луг – Иркутск была 17 марта 1972 года и место было второе. Юрий Александрович,а третье место по сохранившейся грамоте-это когда? Или в момент написания грамоты не было перед глазами?

Грамоты перед глазами не было, а их было не мало.Спутать было с чем. Переоценил свою память. Досадно, но неумолимо. Засомневался и проверил и не зря. Жена в те годы в альпинистской среде была в лидирующей группе.Эту грамоту представлю.[/cite]

06.01.2018, 13:51:21 |
Юрий Мельников

Юрий Кузнецов:  Грамоты перед глазами не было, а их было не мало.Спутать было с чем. Переоценил свою память. Досадно, но неумолимо. Засомневался и проверил и не зря.

Спасибо,Юрий Александрович. Вы замечательный рассказчик и у Вас хорошая для возраста память. К тому же,Вы самокритичны,а иногда и беспощадны к себе.И хорошо,что проверили прежнее сообщение,чего некоторые не делают. И тогда гуляют по Интернету и в истории недостоверные свидетельства уважаемых свидетелей. Я лично в существовании грамоты не сомневался,и её
представленный вид-это уже документ эпохи.
06.01.2018, 17:06:33 |
Sergey VВспомнилось тоже. В этом сосновом лесу очень любили отдыхать, загорать летом студенты из близлежащих общежитий (да и из Академгородка конечно тоже). Мелкие сосенки не закрывали солнце, но позволяли себя чувствовать весьма уединенно :)
А потом, я внезапно, лет через 15, обнаружил этот настоящий уже лес!
08.01.2018, 18:41:10 |
Юрий КузнецовА помните, Sergey V южный склон этой горы. Там было гигантское поле, на котором совхоз Марково выращивал овёс. Над полем с весны чУдно звенели жаворонки. Сейчас
поле застроено коттеджами.
08.01.2018, 22:11:47 |
Sergey VПомню, меня где-то там на лыжах мучали, студентом. Ад — горы, лыжи без мази, глаза по полтиннику на спусках.. Лыжная база ИГУ находилась в Ботаническом саду, и оттуда мы переходили через Ж/д и поднимались куда-то совсем наверх мимо не существующих тогда Первомайского и Университетского.
08.01.2018, 22:21:32 |
Юрий Кузнецов

Sergey V:  Помню, меня где-то там на лыжах мучали, студентом. Ад - горы, лыжи без мази, глаза по полтиннику на спусках.. Лыжная база ИГУ находилась в Ботаническом саду, и оттуда мы переходили через Ж/д и поднимались куда-то совсем наверх мимо не существующих тогда Первомайского и Университетского.