Природа Байкала | автор <span style="border:solid 1px black">Юрий Кузнецов</span> | Фотоальбомы | Восточно Сибирская детская железная дорога и не только...
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина
автор Юрий Кузнецов | Фотоальбомы | Восточно Сибирская детская железная дорога и не только...

Ночью из дома я поспешу,
В кассе вокзала билет попрошу,
Может впервые за тысячу лет:
«Дайте до детства обратный билет»,
Тихо кассирша ответит:
«Билетов нет».

Совершенно случайно я получил билет в кусочек детства.

Давно собирался посмотреть, что за сложное сооружение появилось на островах ниже нового моста у правого берега. От Академгородка пешком по новому мосту совсем близко. Спустился по винтовой лестнице, далеко не доходя до конца моста, прямо на кромку правого берега.

Передо мной узкоколейка. Понял, что это детская железная дорога. Пошёл по ней, обошёл ограду, зашёл в калитку и …, как будто машина времени перенесла меня на 60 лет назад.

Передо мной вздымался огромный, чёрный сверкающий гигант – паровоз серии «Л».

Детство и отрочество моё прошло в паровозную эпоху. Мы с друзьями частенько ходили к другу, жившему в Иркутске-2, пешком по шпалам! Электричек тогда не было, а ходила, так называемая «передача» на паровозной тяге, кажется два раза в день.

Часами мы простаивали на станции у паровозов. Паровоз это не холодный кусок металла-электровоз, это почти живое существо, оно дышит, чихает и фыркает паром, иногда взревёт гудком, высунется из кабины машинист или чумазый кочегар помашет нам рукой, паровоз вздохнёт, и нехотя двинутся штоки цилиндров, заставляя поворачиваться огромные колёса (выше нашего тогдашнего роста) с тяжёлыми ярко-красными противовесами. Заворожённо смотрим на это чудо техники. Ведь мы мальчишки! Чудо это не метафора.

В 59-ом в организации, где я работал, у нас был человек из 19-го века. Было ему уже 80 лет. Это был старый железнодорожник. Ходил он в старой, возможно дореволюционной форме, фуражка с кокардой, подробности уже не помню. Он был железнодорожным инженером, высокообразованным человеком, прекрасным рассказчиком. Жизнь его была яркой и насыщенной событиями. Слушать его было наслаждением. Так вот он нам рассказывал, что статус железнодорожного инженера в то время был не ниже создателей космических спутников (после октября 1957 года их уже было много), тогда это показалось мне преувеличением. Это сейчас, из далёкого сегодня, я понимаю, что это действительно так. Ведь в это время сложнее паровоза ничего не было.

Хорошо помню старую детскую железную дорогу в Рабочем на берегу р. Ушаковка в районе старого стадиона «Динамо», на котором был лучший в СССР велотрек, сделанный из лиственничных досок. На нём чемпионаты Союза проводились. Мой друг был помешан на паровозах, ходил в кружок железнодорожников, а закончил Горный институт. В Иркутске тогда не было железнодорожного института.

Была ШВТ (школа военных техников), в которую я уже собирался поступать, но за месяц до вступительных экзаменов на перроне станции Иркутск-2 наткнулся на огромный плакат авиационного техникума, куда и поступил.

Кто уже пожил, знает, как часто их величество случай определяет судьбу.

Так вот из ШВТ и вырос (ИрИИЖТ), теперь ИрГУПС – последствия перестроечного демократического угара, когда технические вузы вдруг стали университетами, хотя у них совершенно разные задачи. Хотя это пустячок по сравнению с переименованием милиции в полицию. Гитлеру не удалось привить советскому народу любовь к полицаям. Интересно удастся ли это реформатору часовых поясов и продвинутому блогеру.

Короткие справки:

Первая детская железная дорога в Советском Союзе открылась в Тбилиси в 1935 году. Через год вступила в строй ДЖД в Красноярске.

Детская железная дорога в Иркутске была спроектирована в феврале 1937 года и открыта 8 ноября 1939 года в парке предместья Рабочее иркутской Венеции.

ДЖД было решено разместить в парке в предместье Pабочем. В то время парк в обиходе называли иркутской Венецией, потому что в нем были искусственные пруды, лодочная станция и мост. Проект дороги разработали специалисты проектной конторы ВСЖД в феврале 1937 года. Весной того же года началось строительство. Вечерами, после работы, и в выходные сотни комсомольцев и родители будущих хозяев Малой Восточно-Сибирской шли прокладывать путь и возводить служебные здания дороги.

РЖД имела длину 1 км. В 1992 году ДЖД была перенесена на острова Юности и Конный, а спустя 10 лет, в 2002 году, на станции Солнечной (единственной на тот момент после переноса) была введена первая очередь вокзального комплекса — учебные классы, библиотека, музей истории российских железных дорог. В 2003 году были введены в строй ещё 2 станции — Родники и Ангара. Тогда же детской железной дороге было присвоено имя Георгия Игнатьевича Тетерского — почётного железнодорожника, руководителя объединённой Восточно-Сибирской и Красноярской магистрали с 1968 по 1979 год.

ДЖД имеет 3 станции: Солнечная (3 пути), Ангара (2 пути), Родники (3 пути). Станция Солнечная является основной, на ней находятся вокзал, учебные корпуса. Станции Ангара и Родники имеют платформы, но остановок по ним нет.

На перегоне Родники-Солнечная производится смена номера с чётного на нечетный, например: с 802 на 803.

После обеда, на ДЖД работают юные железнодорожники из других городов.

На ДЖД крупнейший среди ДЖД России комплекс административных и учебных зданий, по размеру он превосходит, например, управление «большой» Сахалинской железной дороги

Красавец!


ТД


Передний фасад


Вокзал. Задний фасад


Платформа


Перрон


Шпалоподбивочная машина


Технические данные


«Теплушка»


Характеристика


Стрелочная будка


История


Депо


Никто не забыт…


…ничто не забыто.


Остановочная платформа


Тоннель


Два моста


Кусочек ДЖД и винтовой спуск с моста


Паровоз хорошо, самолёт хорошо, а лошадка лучше


Юные железнодорожники


Проводники на посадке


Для любознательных крупный план


Зал ожидания


Энтузиастки ДЖД


Служебный умывальник вагона.


Чудный макет ж.д. служб.


Деревянная миска


Обиходные вещи времён строительства «Кругобайкалки»


Раритет


Мишка. Предмет обожания детей.


Вехи памяти


Исполин


Шедевр паровозостроения


Крупным планом


***


Мемориал



yuriy kuznetsov


Serj SamtronovСпасибо, Юрий, за ваши "КУСОЧКИ детства". Иркутск и железная дорога — одно целое.
За "красавец" паровоз — отдельное спасибо.
Как отвечал ПРОФИ ЖД — Борисенко Иван Павлович на вопрос:
"Ваше сокровенное желание?" — "...ещё бы разок от Зимы До Слюдянки на паровозе!"
26.06.2011, 13:24:08 |
yuriy kuznetsovSerj Samtronov, я очень рад, что это прошлое задевает чьи-то души.
Я первый раз проехал от Иркутска до Симферополя через Москву в 1953 году. Ехали восемь суток. Нас было двадцать ребятишек 13-14 лет отправленных из Иркутской области в Артек. Было начало июня. Поезд шёл с такой скоростью, что "заря сливается с зарёй". Мы почти не спали ошеломлённые огромной и прекрасной страной распахнувшейся перед нами. А в окна летела сажа, иногда дым застилал окна и весёлый протяжный гудок оглашал просторы.
26.06.2011, 17:57:26 |
Эраст БутаковСпасибо!
26.06.2011, 20:37:23 |
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную