Тункинские Гольцы
пик Трехглавая
  1. Трехглавая
  2. высота - 2578 м.
  3. 2Б (траверс северной и центральной башен с подъемом по северо-восточному гребню северной башни)
  4. Восточные Саяны, Тункинские Альпы, верховья р. Правая Кынгарга, южный отрог ГВХ
  5. Общее время прохождения 11.5 часов
  6. С севера и востока: р. Правая Кынгарга
    с юго-востока: р. Бухота
    с запада и юго-запада: р. Бугатай
  7. Вершина внесена в таблицу 1970 г. (XXV-6). Первопрохождение совершено 5 октября 1969 г. группой:
    Михайлов А.А. 2 р. - руководитель, Попова Л. 3 р., Михайлова Р.Т. 2 р., Алексеев С. 3 р., Паламарчук С. 3 р.

8. Участок 0-1
      Общий вид и
      участки маршрута
    От стоянки у слияния рек Левой и Правой Кынгарги (на отметке 1240 м) вверх по речке Правая Кынгарга до первого ручья, впадающего слева по ходу. Далее вдоль ручья с постепенным набором высоты вправо вверх. Выше границы леса подъем вверх на гребень по заснеженым травянистым склонам, далее заснеженая мелкая осыпь.

Далее по пологому, но острому гребню к подножию скал. Здесь первый контрольный тур. Начало маршрута. От стоянки на подход уходит 2-2.5 часа.

Участок 1-2

От тура вверх через крупные обломки скал вдоль подножия скал гребня, состоящего из монолитной гряды. Далее траверсом через широкий снежный склон (крутизной 40°), который преодолевается с попеременной страховкой через ледоруб, подходим к первому жандарму, к его средней самой узкой части. Гребень жандарма проходится горинзонтальным траверсом по монолитным скалам средней трудности в связках. Страховка попеременная через выступы.

5-ти метровая стенка берется в лоб, 1 скальный крюк, самостраховка через выступы, вертикальные перила, подъем спортивным способом.

Далее по монолитным скалам влево вверх. Постепенно смещаемся влево к широкому снежному кулуару. Выходим в кулуар. Крутизна кулуара 30-35°, снег рыхлый 35-40 см глубиной, страховка местами попеременная.

Кулуар выходит на гребень под второй жандарм, здесь второй контрольный тур.
    Участок 2-3

Второй жандарм обходится справа по широкой полке с выходом по внутреннему углу на узкую перемычку между скал. Длина внутреннего угла 7-8 м, крутизна 50°. Страховка попеременная через выступы.

С седловины небольшой спуск влево под нависающие скалы по рыхлому глубокому снегу, 2 веревки перил, 2 скальных крюка.

Обогнув скалы и преодолев очень крутой до 50° снежный взлет длиной 1 веревка, траверсируем широкий снежный склон крутизной 35° к подножию группы скал. Траверс с набором высоты. Страховка попеременная через ледоруб.

Обогнув группу скал попадаем в широкий кулуар, выводящий на гребень к подножию предвершины.

Участок 3-4
    Далее вправо вверх в обход скал предвершины, скалы легкие, местами среднем трудности. Страховка попеременная. Крутизна скал 45-50°. Осторожно, камни!

Выход на предвершинный гребень по скалам средней трудности. Стенка 4 м берется в лоб - 1 крюк. Выход на вершину северной башни по пологому гребню. На вершине - тур. От 1-го тура до вершины - 4.5 часа.

Участок 4-5
    Спуск на гребень с двумя жандармами между северной и центральной башнями по снежнику, далее по легким скалам, страховка одновременная.

Участок 5-6
    Подъем на центральную башню с попеременной страховкой. Две веревки трудных монолитных скал - ключевой участок. 2 скальных крюка, перила со схватывающим узлом. От северной до центральной башни - 1 час.

Участок 6-7
    Спуск на перемычку между южной и центральной башнями сначала по гребню средней трудности - 1 веревка, страховка попеременная. Затем спуск в кулуар вправо по ходу. Перила две веревки, спуск спортивным способом, 1 скальный крюк. Осторожно, камни!

Выход на перемычку по заснеженным легким скалам. Спуск с центральной башни до перемычки занимает 1 час.
    Участок 7-8

С перемычки вниз по крутому снежному кулуару. Крутизна в верхней части кулуара до 60°. Спуск - одна веревка по перилам со схватывающим узлом. Перила закрепляются вверху за большой удобный камень.

Далее кулуар выполаживается до 45-40°. Отрезок до узкой горловины кулуара преодолевается с попеременной страховкой через ледоруб 7-8 веревок. после выхода из узкой горловины и далее - одновременное движение.

В случае повышенной лавинной опасности спуск к началу маршрута через Южную башню по маршруту 1б категории сложности.

9. Снаряжение

• страховочные системы - 6
  10. Таблица основных характеристик маршрута восхождения
Учас-ток Средняя крутизна участков Длина участка

Характеристика участков и условия их прохождения

Забито скальных крючьев
По характеру рельефа По технической трудности По способу страховки
0-1 20° 5 км Снег
1-2 35-40° 400 м Скалы заснеженные Лазание 2 к.т., перила Попеременная через выступы и крюк, перила 1
2-3 35-40° 300 м Заснеженные скалы, снег Перила 2 к.т. Попеременная через выступы и крючья, перила 2
3-4 40-45° 250 м Заснеженные скалы 2 к.т. Одновремен и поперемен движение, страховка через выступы и крюк 1
4-5 30-20° 250 м Снег, заснеженные скалы 1 к.т. Одновременное движение
5-6 до 50° 150 м Скалы Лазание 3 к.т., перила Лазание, попеременная страховка через выступы и крючья 2
6-7 45-50° 350 м Заснеженные обледенелые скалы Перила 3 к.т. Попеременная страховка через выступы и крюк 1
7-8 65-40° 650 м Снежный кулуар Спуск с поперемен страховкой через ледоруб, 2 к.т. 1 веревка перил, попеременная страховка