Тункинские Гольцы
Маршрут 3б на южную башню пика Трехглавая (через "зуб" по юго-восточному контрфорсу)
Район:
Вершина:
пик Трехглавая
  1. Трехглавая
  2. высота - 2557 м.
  3. 3Б (Южная башня с подъемом через "зуб” по юго-восточному контрфорсу)
  4. Восточные Саяны, Тункинские Гольцы, верховья р. Правая Кынгарга, южный отрог ГВХ
  5. Общее время прохождения 9 часов
  6. С севера и востока: р. Правая Кынгарга
    с юго-востока: р. Бухота
    с запада и юго-запада: р. Бугатай
  7. Вершина внесена в таблицу 1970 г. (XXV-6). Первопрохождение совершено 7 марта 1978 г. группой:
    Краснухин Л.И. – руководитель,
    Участники: Жила А.Ю., Большедворский В.В., Лебедев В.Г., Пономарчук В.С., Мищуринский Б.А.
  8. От базового лагеря, расположенного на границе зоны леса, вверх по ручью выход в восточный цирк вершины Трехглавая. Далее необходимо двигаться вдоль склонов в. Трехглавая по направлению к Ю-В контрфорсу ее Южной башни. Маршрут начинается в самой нижней части этого контрфорса. Подход от базового лагеря до начала маршрута занимает около полутора часов.
    Участок 0-1

Первый участок маршрута представляет собой несложные заснеженные скалы. Движение здесь одновременное, протяженность участка 200 м, средняя крутизна 30-35°. (фото 1)
    Участок 1-2

Постепенно крутизна контрфорса увеличивается, встречаются заснеженные плиты крутизной 35-40° (участок 1-2). Страховка одновременная и попеременная через выступы, протяженность участка 120 м. (фото 2)
    Участок 2-3

Далее маршрут переходит в скальный желоб шириной около 2 м в нижней части, расширяющийся кверху. Желоб забит снегом, встречаются участки льда. Длина желоба 60 м (участок 2-3), страховка крючьевая. Крутизна 40°. (фото 3) Желоб выводит на узкое снежное плечо протяженностью 10 м.
    Участок 3-4

“Плечо” упирается в 60-тиметровую скальную стенку, средняя часть которой, около 30 м – первый ключ маршрута, крутизна 60°, лазание сложное, ограниченное количество зацепов с характерным наклоном “на себя”, страховка крючьевая. Стена выводит на небольшую снежную полку – удобное место для организации страховки (участок 3-4). (фото 4)
    Участок 4-5

Отсюда движение вверх-вправо по крутым заснеженным плитам 10 м в неявно выраженный внутренний угол, 30 м, средняя крутизна угла 50°, под яркую рыжую стену. Страховка крючьевая (участок 4-5). (фото 5)
    Участок 5-6

Обход рыжей стены слева по наклонной снежной полке 10 м и вверх по крутым заснеженным скалам 40 м, крутизна 50° (участок 5-6), лазание среднее, страховка крючьевая. (фото 6)
    Участок 6-7

Далее маршрут проходит по монолитной стенке 20 м, средней крутизны 60°, и вверх-вправо во внутренний угол 15 м (крутизна 60°), который выводит на пологое скальное плечо (участок 6-7), лазание средней трудности, страховка крючьевая. (фото 7)

Скальное плечо протяженностью 40 м непосредственно подходит под мощный восьмидесятиметровый жандарм в виде зуба. Под “Зубом” первый контрольный тур, возможна ночевка.
    Участок 7-8

Жандарм проходится в лоб по крутым монолитным скалам 80 м, встречаются участки с натечным льдом. Обойти жандарм невозможно, слева и справа он обрывается почти отвесными стенами. Первые 40 м - скалы крутизной 70°, лазание сложное - второй ключевой участок. Страховка крючьевая. (фото 8) Вторая веревка – более пологие скалы, крутизна уменьшается до 60°, а в верхней части “Зуба” до 50-45°. Лазание среднее, страховка крючьевая. На вершине жандарма второй контрольный тур.

Спуск с зуба в направлении Южной башни в. Трехглавая 15 м по легким скалам одновременно, затем вертикальный дюльфер 30 м в провал на очень острую перемычку между жандармом и Южной башней. Участок 8-9. (фото 9) Осторожно! Живые камни. По перемычке 10 м влево-вверх по наклонной снежной полке 20 м под заснеженные скалы средней трудности (участок 9-10), по ним 20 м вверх и 40 м вправо до выхода на предвершинный гребень Южной башни. (фото 10) Средняя крутизна 45°. Далее 120 м одновременного движения до вершины. (фото 11)

Спуск на перемычку между Южной и Центральной башнями Трехглавой по маршруту 1Б к.т., далее по снежному кулуару вниз в базовый лагерь.

Группа вышла из базового лагеря в 6.30, подошла под маршрут через 1,5 часа, у первого контрольного тура была в 13.30, на вершине жандарма в 15.30, на вершину Южной башни вышла в 17.00. В базовый лагерь группа возвратилась в 19.00. На маршруте забито всего 19 крючьев.

9. Снаряжение
    • веревка основная – 3/40
    • молотки скальные – 2
    • крючья скальные – 5-6
  10. Таблица основных характеристик маршрута восхождения
Пройдены участки Средняя крутизна участков Протяженность по длине и время прохождения Характеристика участков и условия их прохождения
По характеру рельефа По технической трудности По способу страховки Забито скальных крючьев