Природа Байкала | автор Владимир Медведев | Комментарии

автор Владимир Медведев | Комментарии
Страница 1 из 2: 1 2Следующая
Жутко "кровавый" закат словно извержение вулкана на горизонте. Почему то вспомнилась картина "Последний день Помпеи". Фото конечно замечательное.
Земляки фото Юрия о другом -"дорога к храму и небу" , а "на кривизну" даже не обратил внимание ибо фокусируешься на содержательной части фотографии. Профессиональные оценки как и споры здесь неуместны, ведь фотографии ценны не своим профессионализмом (хотя это важно), а главным образом смыслом, тем что заставляет порой остановиться и задуматься.
Светлана в части дискусси снобизма у меня нет и я отнюдь не считаю, что вторая чаша весов (социально-экономическая) всегда должна перевешивать в ущерб экологии даже в условиях какого либо форс мажора (как вы заметили втихаря).
На вопрос "Б" Есения, вам и всем заинтересованным и лицам, и организациям более компетентно ответят в Иркутском РДУ. А смайлики то печальные……
Земляки режим работы Иркутской ГЭС регулируется специально уполномоченным на то органом и Иркутская ГЭС никогда и ни при каких обстоятельствах не может самостоятельно принять решение об изменении режима работы ( и уж глупо приплетать сюда Дерипаску). В данном случае 20-21 июня Иркутская ГЭС получила команду от Системного оператра в лице Иркутского регионального диспетчерского управления ( РДУ) на выработку дополнительного объема электроэнергии естественно с кратковременным повышением уровня сброса воды. С чем была связана эта команда и что произошло в объединенной энергосистеме Сибири на эти вопросы может ответить Иркутское РДУ (туда могут обратиться и экологичееские организации и прокуратура). Так что искать виноватых в лице руководителей Иркутской ГЭС не стоит. Открытым как всегда остается вопрос: на одной чашевесов -экологические последствия от принятого решения, на другой- социально-экономические (подозреваю, что у Иркутского РДУ были веские причины резко изменить, пусть и кратковременно, режим работы нашей ГЭС. Ответ думаю понятен))) И дискутировать на эту тему можно бесконечно.
Такое впечатление, что люди идут по поверхности воды. Волшебство и только))))
Светлана это замечательно, что люди неравнодушны к этой теме, волнуются и задают вопросы. Саморганизация людей в нашем обществе серьезная проблема но и она пусть медленно, но решается ( надеюсь когда нибудь и у нас будет то, что называется гражданским обществом под которым я понимаю прежде всего ответственность, а не либеральное отношение ко всяким извращениям в обществе). Я имел ввиду спекуляции на тему так называемого "критического уровня", передергивания порой фактов и т.д. Запас прочности - кто же против? Но мы имеем дело с природой и когда готовятся нормативно-правовые документы должны учитываться вся гамма факкторов. Кстати, когда готовилось постановление правительства в 2001 году которым был установлен жесткий диапазон сработки уровня озера Байкал в проекте был второй весьма разумный пункт котрый разрешал выйти за этот диапазон в случае форсмажорных природных факторов (мало или многоводье) отдельным распоряжением правительства. Одним из авторов этого второго пункта был наш академик Михаил Александрович Грачев. Но пункт этот исчез из конечной редакции постановления самым таинственным образом)))). Что это было глупость или умысел, но зато когда нас всех "клюнул один петух" все забегали включая деятелей из Минприроды что же делать - вот и вышло постановление разрешающее сработку ниже установленного уровня (замечу не критического) Да все эти годы нам везло и мы с трудом порой но вписывались в этот диапазон. Размах природного колебания кровня озера до строительства ГЭС достигал 240 см и ... природа справлялась. Проектировщиками Иркутской ГЭС и правилами использхования Иркутского водохранилища также были установлены параметры сработки озера с учетом природных факторов. Но их не приняли во внимание когда готовили это пресловутое постановление от 2001 года. Что касается сохранения леса и "светлой мечты" то Светлана всегда хочется верить в разум человеческий (наверное наивно). Но сегодня уже прожив практически свой активный отрезок жизни (до пенсии осталось всего ничего) пришел к неутешительному выводу что эгоизм человеческий это одновременно фактор развития (как тому нас учит капитализм) но и его могильщик. Найдет человечество золотую середину, шибко сомневаюсь Но это как говаривал наш сатирик "Сен-Симон, Фурье, Томазо Кампанелла одним словом утопия". Впрочем надежда умирает последней.))0 Извиняюсь за столь длинный пассаж.
Снижение уровня Байкала ниже установленного было неизбежным и это было ясно еще осенью 2014 года, в том числе и Федеральному агентству водных ресурсов (коротко ФАВР) о чем заявила ее руководитель г-жа Селиверстова в феврале 2015 года. Но сколько можно муссолить эту тему в СМИ, особенно про "критический" уровень озера, все заголовки так и пестрят. Глупость полнейшая, а вот что действительно серьезным является так это унижтожение лесных массивов. Парадокс в том, что лесов у нас в Иркутской не осталось ( я имею ввиду конечно промышленные запасы деловой древесины). В свое время лес рубился по принципу, озвученному одним из старых заготовителей, который работал в 50-60 х годах в крупнейших лесозаготовительных предприятиях области- "после нас не х...делать". Лес посуществу "истреблялся" , жутко смотреть на старые деляны (островки семенного леса проблемы не решают). Поэтому и большая речка превратилась в жалкий ручей, в ее верховьях лес начали рубить еще во времена ВОВ, а уж в послевоенные годы размах стал грандиозным особенно в бассейне реки Голоустная . В начале 80 -х годов после института я работал лесничим в ГЛОХ "Байкал" Половинское лесничество (сейчас эта территория нацпарка). Как была вырублена по существу водоохранная территория Байкала - сплошные рубки (понятно рвались вперед к коммунизму), премии получали не за вывозку а за объем сваленного леса. Тот кто ходит по тайге видит сколько на верхних складах осталось леса и как на крутых склонах возобновляется лес)))). ТО что сегодня просходит в лесном хозяйстве можно назвать одной фразой - "тырят булочки по карманаим" . С 1995 года вокруг города Иркутска лес валят "со страшной силой" (хожу регулярно на лыжах и вижу что просходит). А решение этой проблемы по большому счету должно быть одним - полный запрет на экспорт круглого необработанного леса. Китайцы запретили у себя рубки леса уже давно (спохватились) и по моему лет на 50. Помню дебыты еще в 90-х годах в Законодательном собрании Иркутской области по этому вопросу (выйти с соответствующей законодательной инициативой в ГД РФ). Но некоторые депутаты начали убеждать, что сегодня рубки являются "социальным амортизатором" для тех кто проживает в лесных поселках у них нет других доходов и т.д. Сегодня это стало уже серьезной проблемой с которой власть безуспешно борется, министры и руководители лесных ведомств меняются с "космической" скоростью. Но воз и ныне там, и что не хватает политической воли (мозги вроде на месте) или что то другое мешает... При этом такой запрет заставит инвесторов вкладывать деньги в переработку на территории области и страны (продукция на мировом рынке всегда буде востребована, и оборудование будет современным дабы выдержать мировые стандарты качества. Так что светлана "критический" уровень озера Байкал это как правильно отметил Дмитрий проблема №188.
Марина с кормовой базой выдр все понятно, удивительно, что зверьки видимо уже адаптировались и к городской среде, она все же достаточна беспокойна, понятно что в зимний и летний периоды времени по разному. Но вообще обитание диких животных рядом с человеком это мировой эволюционный тренд, поскольку рост городов, урбанизация "поглощает" многие биотопы животных, которые вынуждены приспосабливаться к новой среде. Зимующие утки на р.Ангаре уже и моторных лодок не шибко пугаются)))).
Парадокс, но звери и птицы в черте города чувствуют себя более безопасно. Впервые о выдрах в устье рек Иркута и Каи я узнал в студенческие годы (в далеком теперь 1975 году). Помог случай, осенью бродил в верховьях Каи и встретил одного деда и за кружкой чая возле костра разговорились. Вот он мне рассказал много интересного о реке своего детства - Кае, деду, в ходе разговора выяснилось, было 92 года ( но выглядел, как теперь говорят, "бодрячком"). Он с тихой грустью вспоминал о богатой рыбалке на Кае и Иркуте, тогда рассказал о выдрах в устье Иркута и Кае. По молодости я не шибко ему поверил про выдр, тогда мне казалось что в черте города выдр быть не может))), что эти зверьки - жители исключительно глухих таежных рек. Но вот Марине повезло)))). Как не удивительно но порой, все самое лушее в жизни, как правило происходит совершенно случайно))).
Какая бессточность Байкала??? Диапазон колебаний уровеня озера за прошедшие сто лет достигал более двух метров (еще до строительства Иркутской ГЭС). Вот если уровень Байкала опустится на 30 метров (что произошло по утверждению Грачева более 30 тысяч лет назад) ... вот тогда точно аммонал плотребуется))))))
Вокзал нашего детства, замечательный зал с большой люстрой картинами такая торжественность и монументальность во всем была, мороженое вкусное все клянчил у мамы. Кстати по дороге к трамвайной остановке (она тогда была за лесом) в то время еще встречалась клубника.
Анна спасибо вам! Работы великолепны, дальнейших творческих вам удач и радостей.
Уровень Байкала на сегодня (16 мая) составляет 456, 13 м, по тихоокеанской системе высот и не выходит за рамки метрового диапазона, установленного постановлением Правительства РФ (456-457 м). Уровень сработки Бакала и уровень сброса воды на каскаде ангарских гэс (т.е водный баланс.) контролирует регулирует федеральная структура (Енисейское бассейновое водное управление). Второй регулятор "Системный администратор" (тоже фед. структура), который контролирует и регулирует выработку электроэнергии и ее перетоки в Сибирской зоне. Вот эти два регулятора принимают решения по дополнительной сработке, сбросам или наоборот их уменьшению. Иркутские энергетики такими правами не обладают и могут только инициировать их необходимость. Кстати за более чем десятилетнюю историю существования этого постановления правительства , параметры диапазона колебания удается сохранить. Но благодарить за это надо "матушку природу" - у нас не было за эти годы аномально сухих или наоборот многоводных лет. Кстати по данным Лимнологического института (звучало в докладе академика Грачева) еще до строительства каскада ангарских гэс природные колебания уровня Байкала по данным метеонаблюдений за период в 100 лет достигали более 2 метров. С 25.04.14 Иркутская ГЭС перешла на сбросные расходы 2000 м3/сек, Иркутское водохранилище, озеро Байкал находятся в режим наполнения (с приходом теплой погоды и соответственно с увеличением приточности).
Кстати о Европе. Из опыта молодости, 33 года назад я работал Лесничим Половинского лесничества ГЛОХ "Байкал" (предшественник нац.парка). Весной в период тока глухарей к нам в лесничество приехали охотники из Германии. На ток выходили как обычно затемно, на одном из "перекуров" и ребята угостили нас шоколадками марс (тогда в 1981 году это была диковинка для нас). Все наши люди (егеря, переводчик) радостно слопали .... и обертки все полетели на тропу. Следующая картина меня поразила: немцы (их было двое) начали в темноте тихонько собирать все эти бумажки и положили их в свои карманы (в дальнейшем при возвращении в зимовье они их сожгли в печке). Сделано это было не назидательно, а просто и естественно. К чему это я вспомнил? Наш мусор в прямом и переносном смысле это вопрос внутренней культуры человека, его воспитания, социальной среды и т.д. Поэтому я бы не стал упрощать картину и лепить образ врага из НП как организации. Наша системная беда -принимаем закон, а разьяснить людям цель его регулирования и т.д не считаем нужным, отсюда рождается постоянное недоверие и всякого рода подозрения. Совсем недавний пример из другой сферы -всем нам живущим в многоквартирных домах придется в скором времени дополнительно оплачивать (вроде как копить деньги) на капитальный ремонт своих домов. Разьяснения по данному виду платежей и механизму их использования минимальны. У самих органов власти больше вопросов чем ответов. То же и с этим сбором в НП. Пару лет назад мы убирали мусор на мысе Улирба на Малом море. Два хилых контенйнера были засыпаны огромной кучей, (вывезли по моему 4 Камаза мусора + газ-53, мыши как кенгуру скакали). Надо вывозить мусор? Надо но делать это регулярно надо и если цель закона организация этой работы (видимо федерация не финансирует эту статью расходов). Трудно что ли расписать целевой характер сбора в подзаконных актах? Провести разьснительную кампанию. P.S. Как бы поступил бы автор этого поста 33 года назад, бросил обертку также на землю - не знаю (шоколадку оставил в кармане для любимой жены). Но одно точно знаю с тех пор никогда и нигде не бросаю мусор и не оставляю его никогда на Байкале, даже при наличии контейнера (зная как у нас вывозят мусор).
Поглядел и понял, что страшно соскучился по лету)))
Если оставит в стороне противоречия законодательства ( Константин о них сказал выше), возникает вопрос о природе данного сбора , его целевом назначении. Мы все плательщики общих налогов и сборов, установленных НК РФ, понятно хотя бы в общих чертах куда и на что в целом идут наши налоги. Прежние попытки на региональном уровне установить всякого рода сборы худо бедно пресекались органами прокуратуры (взимать плату нац. парк должен был за конкретные услуги, предоставляемые гражданам - оборудованные места, дрова, уборка мусора и т.д.). Я на пару часов вышел на берег посидел подышал побыл в одиночестве (что весьма полезно в нашей суетной жизни) .. и должен заплатить деньги. Возникает дурацкий вопрос за что? Финансирование текущей деятельности парка и его администрации осуществляет федеральный бюджет. Вопрос с мусором оставляю за скобками это все же вопрос культуры (даже если я сжую конфету то мусор автоматически отправляю в карман). Дело не в оплате, я готов заплатить, но я должен понять за что?!!!
Лучше идти низом вдоль речки, единственный минус этого варианта что надо бродить через речку.
Будучи на практике летом 1976 года я ее видел примерно в том же виде.
Ух-ты, так и хочется забежать и посмотреть сверху!