Природа Байкала | Иркут в районе порога Бык

автор:Mikka
дата съемки:10 мая 2011
дата публикации:15 мая 2011

Евгений МакЗдравствуйте Друзья! Собираюсь совершить сплав по Иркуту от Анчука до Иркутска на надувной лодке "Омега" двухместной. Подскажите знающие люди о порогах на Иркуте и особенно о пороге Бык. О сложности маршрута, и в какое время года это лучше совершить. Заранее Всем откликнувшимся Спасибо.
19.11.2011, 17:37:19 |
Валерия ВыбороваПочему интересует именно Бык? Этот порог вообще, как правило, проходится незаметно.
На Иркуте есть шесть основных препятствий: Куличья шивера, Зубкоган, Малый порог, Большой порог (самый сложный), Косая шивера, Мотский порог (тоже при низкой воде можно его не заметить)
Пороги и шивёры проходятся лучше всего при средней и низкой воде. При высокой воде, если опыта недостаточно — то лучше Большой порог обнести (по левому берегу). Обязательно одевать спасжилеты — при перевёртывании на резиновой лодке очень могут помочь остаться на плаву, рюкзаки и вёсла лучше привязывать к лодке — если уплывут, то очень большой шанс не догнать.

Сложность маршрута — вторая. Сплавляться можно в любое время, когда нету льда, но надо учитывать, что до июня и с начала сентября вода в реке холодная. Даже если не перевернётесь, то в лодку наплескает (иногда и по самые банки). Поэтому лучше плавать на катамаране.
19.11.2011, 17:53:58 |
Александр РютинКак то не совпадает с тем что видел у Большого порога. Я не сплавлялся, но несколько раз там был (4 раза) по нескольку дней и рыбачил у Большого порога.
Лучше всего считалось проходить его по большой воде. А обходили при мне по правому берегу.
И категория у Иркута тогда считалась 1.
Может мы говорим про разные пороги. Сразу после порога, у которого я был, впадает справа речка Подпорожья (если не путаю).
Информация интересует, т.к. друзья предложили сплавиться в мае.
19.11.2011, 18:20:03 |
Валерия ВыбороваТут вопрос, насколько она была большая? Просто всего один из 15 раз было так, что вода была ДЕЙСТВИТЕЛЬНО высокой и тогда Малый порог был переименован в Большой а Большой — в Гигантский. В тот раз его никто не решился пройти — обносили, хотя в другие разы катание по Большому порогу было обычным делом (с перетаскиванием плавсредства вверх по берегу)

Что касается категории сложности — не знаю, может сейчас поменялась, но раньше всегда была 2к.с.
19.11.2011, 18:50:05 |
Евгений МакЗдравствуйте Друзья ещё раз! Не ожидал что так сразу получу ответ. 15 лет работаю на Байкале судоводителем, Байкал знаю неплохо, а про Иркут только теория. И всё равно большое Вам Валерия и Александр Спасибо за информацию.!!!
19.11.2011, 19:01:14 |
Александр Рютин

Евгений Мак:  Здравствуйте Друзья ещё раз! Не ожидал что так сразу получу ответ. 15 лет работаю на Байкале судоводителем, Байкал знаю неплохо, а про Иркут только теория. И всё равно большое Вам Валерия и Александр Спасибо за информацию.!!!

Мне то не за что. Я сам собираю информацию.
В Советское время очень много сплавлялось на резиновых лодках с одним отсеком. И даже не имея представления о порогах. Интернета не было.
Мой друг (покойный) узнал о большом пороге, после того как они его прошли и чудом не перевернулись. При сплаве по Иркуту почти каждый год тонули люди. И все из-за незнания.
19.11.2011, 19:22:25 |
Александр МамонтовПроходил кроме Большого порога все на Налиме3 за 3 дня до Смоленщины (там электричка рядом — остановка "Турбаза" вроде так). Большой порог обносил по левому берегу. Лучше идти с человеком уже ходившим реку, списаться тут или на ангаре.нет чтоб идти не в одиночку. На ангаре.нет есть такие темы и тут под фото Иркута можно найти интересные описания ходивших. В большую воду Иркут может быть серьезно опасен. После Шаманки сплав очень неспешный и не очень интересный. Еще из полезных вещей есть карта нижнего Иркута с обозначением порогов. Ее желательно иметь на сплаве. Видел как проходили осторожно на "уфимках" Большой и Малый пороги вдоль левого берега. На моей посудине так бы не получилось.
Как пример пороги Бык и Большой:
19.11.2011, 19:45:09 |
Александр РютинНе очень похож, но и фокусное очень мало.
Попробую поднять свои фотографии 30 летней давности и сравнить.
Если конечно получиться. Но там фокусное стандартное 50 и выглядет он гораздо суровее.
19.11.2011, 19:56:43 |
Александр Мамонтов

Александр Рютин:  Не очень похож, но и фокусное очень мало. ....

Похож, похож Большой порог :). Перепад высоты там около 2х метров на 50-10 метров, а фотал я с высоты 3 метра от уреза воды. Потому так скромно и получился + вода в реке маленькая.
19.11.2011, 20:03:26 |
Александр Тагильцев

Валерия Выборова: Большой порог (самый сложный),

На сколько я помню самый сложный для надувной лодки Омега, на которой я и сплавлялся несколько раз от Быстрой, был Малый порог. Большой порог просто длинный по протяженности. А швыряло, подкидывало и заливало еще до подхода к порогу как раз на Малом. Все остальное проходилось без проблем.

У Зуб Когана (трехглавая вершина в конце длинного прямого ущелья — т.н. Кузыркунской петли) надо еще держаться ближе к правому берегу, а то там есть опасность, что лодку затянет под скалу у левого берега на завороте. Хотя, сил должно хватить оттолкнуться веслом от скалы, если затянет.

Порог бык не заметили, также не заметили Косой и Шахматной шиверы. После Малого порога вам любая шивера ниже — рябью покажется.
19.11.2011, 20:41:40 |
Александр Мамонтов

Александр Мамонтов:  .... Перепад высоты там около 2х метров на 50-10 метров, ....

Ошибка, сорри. "на 50-100 метров" конечно же.
И самый сложный Большой порог. На нем заканчивают "сухую" жизнь все без исключения байдарки с открытым верхом :). И подходы к обоим порогам незаметные. Просто в последний момент понимаешь что начинается ...... Шел по карте и у порогов притормаживал, осматривал что и как, т.к. шел в одиночку ....
19.11.2011, 21:38:51 |
Korben DallasВ августе 1958 года мой отец Э.Я. Берлов с моим дедом Я.И. Берловым сплавились по реке Иркут на резиновой 2-х местной лодке (вместимость 200 кг) от дома отдыха Анчук до Шаманки.
Вот необработанная дневниковая запись моего отца:
1. Прошли Куличи, плывем на северо-запад.
2. 14 часов 25 минут, cолнце на юге.
Подошли к Малому Порогу – лодку спустили на бечевке по правому берегу.
3. 16 часов 20 минут, прошли Малую Широкую (перед Большим Порогом).
Шиверы встречались большие.
4. После зимовья перед Большим Порогом большая шивера.
5. Большой Порог прошли по левому берегу, неся лодку и вещи на себе.
6. Снялись с Большого Порога в 17 часов 52 минуты.
7. От Большого Порога до Косой Шиверы плыли 52 минуты.
На Косой Шивере потерпели бедствие (сломалось весло).
Вынуждено заночевали на левом берегу Иркута.
Сделали новое весло. Спали прямо на камнях (скальная порода),
предварительно разложив на них большой костер (сухих дров на
берегу было много). Потом на место прогоревшего костра
настелили слой лапника, на лапник постелили брезент и
брезентом укрылись. Спали как в бане.
8. С Косой Шиверы снялись в 10 часов 15 минут утра.
9. Через 20 минут после Косой Шиверы на левом берегу впадает
речка, после речки хорошая шивера – прошли вдоль правого берега.
10. В 10 часов 50 минут приплыли к Трем Ключам, заночевали в зимовье — остановились на рыбалку (на «бурундучью мышь» поймали тайменя 6-7 кг.).
11. От Трех Ключей снялись в 10 часов 10 минут утра.
12. Через 13 минут хода на правом берегу впадало два ручья.
13. С 10 часов 30 минут до 11 часов 20 мин пробыли на каменной россыпи на левом берегу перед шиверой, поймали 7 хариусов спиннингом «на верховую» (мушки самодельные).
14. Через 10 минут порог Бык (от Трех Ключей до Быка 30 минут хода).
Сам Бык и шивера перед ним годны для рыбалки.
Бык проходили правой стороной свободно.
15. Перед Большой Зазарой речка Иводушка.
16. К Большой Зазаре (впадает в правый берег Иркута) приплыли в 12 часов 45 минут.
(от Трех Ключей плыли 1 час 50 минут).
Следующая речка Малая Зазара, тоже впадает в правый берег.
17. Через 17 минут от Большой Зазары обогнули 2 острова с левой стороны (мелко).
18. Через 15 минут после острова – порог. Последний порог. Лодку спустили вдоль правого берега на бечевке.
Отплыли в 14 часов 15 минут.
19. Река Подпорожная, от Зазар 40 минут.
Отплыли от Подпорожной в 14 часов 55 минут.
Через 12 минут от р. Подпорожной встретилась умеренная шивера, ещё через 15 минут от этой шиверы была другая шивера без камней – прошли левой стороной.
20. Через 1 час от Подпорожной увидели 2 дома на правом берегу
где лесосплав и речушка (место Саматуха).
До Шаманки осталось 15 км. Время 18 часов вечера.
21. От лесосплава плывем 15 минут, населенный пункт Выгузово. Имеется паром. Крутой поворот между скал, до Шаманки 12 км.
22. В Шаманку (до парома) прибыли в 20 часов 05 минут вечера.
Остановились на левом берегу.
Теперь на машину и в Иркутск.
19.11.2011, 21:41:04 |
Евгений МакKorben Dallas Спасибо огромное и Вам что предоставили дневниковые записи Вашего отца!!! Я думаю это бесценная информация. Даже по времени можно сориентироваться. Здорово!
19.11.2011, 21:49:53 |
Александр ТагильцевХорошее описание

Korben Dallas: Спали как в бане.

Мы тоже так спали, только сразу после Большого порога на левом берегу, на песке, и дров сухих было чрезвычайно много — высохшие сучья или корни — плавник, легкие и горели хорошо будучи мокрыми под дождем.
19.11.2011, 21:55:23 |
Александр ТагильцевЕвгений, до Иркутска лучше не плыть. Если, конечно, в этом есть спортивный интерес, только. А так лучше до Шаманки, а там на автобус до Иркутска. После Шаманки плыть очень скучно. После Смоленщины скорость течения падает и придется интенсивно грести. В районе Нахаловки (перед Каей) в реке много ж.б.плит и арматуры. Там просто техногенная катастрофа. Тогда уж выйти лучше на правом берегу в сосновом бору под курортом "Ангара" и там подняться на верх на автобус 18 или 11. Иначе там дальше негде будет пристать или еще хуже — в Ангару снесет.
19.11.2011, 22:09:20 |
Алексей ПолосковKorben Dallas: 9. Через 20 минут после Косой Шиверы на левом берегу впадает речка
-----
Бурлик.
Korben Dallas:15. Перед Большой Зазарой речка Иводушка.
Криводужка скорее всё-таки.

Евгений Мак:Даже по времени можно сориентироваться. Здорово!
-----
Большие коррективы вносит уровень воды и соответствующая ему скорость потока.Если ветренно,то как правило встречный.
Приходится учитывать и то и другое.
От Большого до Косой по большой воде однажды хватило 20 минут.На Косой шивере чрезвычайную опасность в большую воду представляют несколько крупных валунов по центру русла.Огромные котлы за ними видно в самый последний момент.
20.11.2011, 22:59:53 |
Sergey D

Алексей Полосков: Криводужка

На карте — Криводушный (видимо ручей).