Говорят, буряты в Саянах ориентируются по рекам, тувинцы - по вершинам. Я же себя не отношу ни к первым, ни ко вторым, поэтому в этом фотоотчёте мы будем ориентироваться по озёрам!

Это вовсе не полное описание похода, это поход всего в одной плоскости (озёрной :-). В прошлом году поход по этим местам (вокруг пика Топографов и в Долину Вулканов) не очень удался по разным причинам. Но наиболее интересное, что осталось в памяти с того похода - это места на плато в верховьях Тиссы. Особенно закаты и восходы среди озёр. В этом походе планировалось пройти то, что не удалось в том - отрезок по хребту Большой Саян и вместо одной ночёвки наверху, как в прошлом году, провести в таких местах половину ночёвок.

План был такой.

А это то, что было пройдено на самом деле. Не так уж сильно отличается.

Итак, по верхам, на хребет Большой Саян.

Для начала вовсе не озеро, а скорее «наоборот» - водопад. Ну да это ещё не сам поход, а остановка в пути.

Первое озеро на маршруте было бы совсем не интересно, если бы не вечернее освещение. По плану этим вечером мы должны были быть на Олон-Нуре - с него начинаются

лавовые озёра.

Но так как наш водитель не умел ездить по окинской дороге как местные (что выяснилось только в дороге), к стартовой точке - Шарзе - мы приехали незадолго до сумерек, до Олон-Нура осталось ещё далеко. И дойти туда удалось только утром следующего дня - уже при никуда не годной погоде.

Ну, что ж, раз ничего интересного на Олон-Нуре снять не удалось, то опять переключаемся к противоположности озёр. Всё-таки не рядовой водопад...

Вторая ночёвка по плану должна была быть у озера Хара-Нур. Это - тоже лавовое озеро. Причём, огромное, длиной 13 километров. По плану мы должны были обойти вокруг озера. И, кроме красивых видов, озеро было интерсно тем, что там много рыбы. Но уже днём стало ясно, что до Хара-Нура нам не дойти. Остановились на ночёвку на берегу вот этого бурного потока, текущего по краю лавовых полей - реки Хакты.

Погода и на следующий день никудышная... Да и идём не быстро. Так что решаем отказаться от обхода Хара-Нура, и идём дальше по лавовым полям.

Неправдой будет, если сказать, что первые пять дней была сплошная непогода. Было всё-таки на третий день даже солнце в течении часа. Вот здесь запечатлён этот момент. Даже возникла мысль, а не подняться ли нам сейчас на эту вершину (это Буда-Ханда), хоть по плану это через несколько дней. Но скоро опять всё затянуло облаками. Так что всё-таки неудачная была погода.

И озёра были совсем не живописные. И небольшое озеро на перевале к реке Урда-Шан.

И уже довольно большое озеро Антэ-Нур.

На рассвете пятого дня казалось, что наконец-то непогода кончается. Но эти надежды исчезли так же быстро, как затянулся облаками этот крайешек неба. А озеро Хара-Нур вот здесь видно. Мы-то видели его ещё днём, сквозь туман. Но спускаться к нему не стали - далековато. Так что так и осталось оно только ориентиром и центром, вокруг которого мы ходили эти дни. А идём мы вверх по притоку Хара-Нура - реке Урда-Шан.

Долина Урда-Шан оказалась довольно странной. Идём по борту долины, довольно далеко от русла. Вдруг выходим на водопад.

Причудливый рельеф. На склоне ни с того ни с сего из-под земли выходит вот такой довольно мощный поток. И тут же снова уходит под землю.

Вроде не сильно высоко, но местами лежит снег и вот такие препятствия. А ведь середина июля...

По предварительному плану предполагалось сбегать здесь в радиалку и посмотреть окрестности, в том числе озёра, которых здесь немало. Вот, например, озеро с названием - Сараног. Но в такую погоду бегать в радиалку интереса мало. Поэтому решили ограничиться тем, что подняться на вершину 2594,5 м и посмотреть на всё сверху.

Но чем ближе к вершине, тем хуже её было видно. Вот здесь вершина уже скрыта. Зато виден рельеф в верховьях Урда-Шан (в правой части кадра). Интересно, всё-таки, как такое получилось. Видимо, и ледники поработали и, за время после ледников сильно разрушились породы, которые здесь, как видно, хорошо карстуются. Кстати, обнаружилась ещё одна пропажа. Вот здесь, в центре кадра, прямо под вершиной должно быть довольно большое озеро. Видимо, успело зарасти...

Поднявшись по гребню до жандарма, мы попали в сплошные облака. И куда дальше идти до вершины, стало совершенно непонятно. Да и незачем. И лишь ненадолго появился просвет в облаках и стало видно... нет, не вершину, она была совершенно скрыта, а Хара-Нур, вокруг которого, как основного ориентира, мы ходили эти дни.

Назад к пади Хи-Гол возвращались на следующий день уже по прежнему плану - по хребту. Вот такое лето в Саянах... Почти как в больших горах.

Уже пятый день непогода. Спустились по реке Харганата к одноимённому озеру.

Последнее из лавовых озёр - Харганата стало границей плохой погоды. Как только мы вернулись к нему, небо стало постепенно проясняться и буквально за полчаса установилась хорошая погода. Оказалось, что не только плохая погода неблагоприятна для радиалок ;-). Дождавшись солнца, всем захотелось отдохнуть, и ни кто не проявил желания сходить на вершину Буда-Ханда, как это предполагалось заранее.

Если с севера Харганата - озеро как озеро, то с юга - это куча небольших заливчиков и островков, ограниченных лавовыми берегами.

Лава крошится, зарастает ягелем, баданом, шикшей, можжевельником. В некоторых местах и лиственницы вырастают.

Вода покрывает небольшим слоем все неровности лавы. Повсюду торчат «островки».

Но это только на первый взгляд везде мелко. Встречаются и узкие заливчики.

Это залитые водой трещины в лаве. Вот здесь это хорошо видно. Они могут быть до десяти метров глубиной.

Заливчики так глубоко и замысловато вдаются в берег, что порой непросто найти более менее прямой путь, обходящий озеро. Приходится идти как по лабиринту.

«Остров с пальмой».

Каровые озёра.

Надо сказать, и на следующий день погода была не идеальной. Периодически набегали грозовые тучи. За день пять раз! они проливались на нас сильным дождём. Но так или иначе, мы прошли мимо вулканов, посмотрели на них и вблизи и сверху.

Миновав вулканы, мы ушли с лавовых полей и лавовых озёр. Здесь нам встретилось несколько каровых озёр, хорошо знакомым по Тункинским Гольцам - там это типичный тип озёр. Вот озеро за вулканами - выглядит как типичное каровое озеро.

Заночевали на хребте. На нём - местами снег, местами - небольшие озёра, иногда больше похожие на лужи от растаявщего снега.

А чуть ниже - большое каровое озеро. Очередной восход был не очень интересным...

Отсюда начинается двухдневная часть нашего пути поверху - по хребту Большой Саян. Не всё время, правда, прямо по хребту, но где-то рядом... Для начала идём наверх - проходим участок прямо по хребту.

Сверху открывается панорама на Туву. Видны и пики Топографов и Чойган. К ним мы и движемся. Эти два дня они периодически будут нам показываться. К сожалению, вершина 2681 заслоняет часть панорамы. Знали бы, что на дальнейшем пути проблем не будет (даже с погодой), так бы не торопились - и на эту вершинку бы сходили.

Фрагмент панорамы - пик Ханчар. До этого мы были намного ближе к нему, но ни разу он нам не показывался. Прятался в облаках.

Панорама в сторону верховий Барун-Хадаруса. Жалко, самого большого и интересного озера - Хабщу-Нур - там не видно. Но я на него в прошлом году насмотрелся.

Спускаемся вниз к каровому озеру, чтобы срезать выгибающийся в этом месте хребет.

Низкий перевал Хойтогольский с озером практически на седловине остаётся в стороне.

И мы наконец уже определённо заходим в Тувинскую часть Восточного Саяна. До этого шли только по границе. Сразу видны характерные формы рельефа. Торчащие (но довольно округлые) вершины гор, долины рек, огибающих их с разных сторон (а не режущие параллельными линиями, как в Тункинских Гольцах). Долины довольно широкие и глубоко врезанные. А озёра? Не видите? А они есть! Только повыше - по гребням. Здесь ведь гребни протяжённые, пологие. Наш путь лежит как раз на гребень - по склону, с которого стекает водопадом ручей в центре кадра.

Вот этот водопад. Вид сверху.

А это вблизи. Вообще, строго говоря, может это и не совсем точно называть водопадом. Но слова "порог", "слив" как-то совсем не подходят к этому мощному потоку.

Перевал оказался не очень высоким и совсем несложным. И вот мы снова возвращаемся в Бурятию, хоть и ненадолго. Спускаемся вниз и перед нами большая чаша - исток реки Хойто-Гол.

Обогнув эту огромную чашу, мы снова поднялись на основной хребет. В сторону Тувы шло плавное понижение. Здесь стали попадаться озёра, которые я бы назвал

хребтовые озёра.

Собственно, первые такие озёра были ещё на предыдущем перевале... Но сейчас их становится всё больше и больше. Мне они напомнили озёра Хамар-Дабана. Тоже небольшие озёра на гребне, окружённые тающим снегом.

В сторону Бурятии с хребта - резкий обрыв. Там внизу видны и другие озёра. Вот, в частности, - Аршантай-Нур. Но только где-то очень далеко, внизу...

А мы держим путь к большому озеру, где было бы неплохо заночевать. По пути небольшие озёра.

По карте трудно увидеть разницу между предыдущим большим озером - истоком Хойто-Гола - и этим. Но смотрится оно совсем по-другому. Это озеро не кажется большим. Не знаю, какая у него на самом деле глубина (покупаться среди льда и подмерзающей под вечер воды ни у кого желания не возникло), но производило оно впечатление совсем неглубокого, в отличие от предыдущего озера. В отличие от резкоочерченных границ того озера, здесь по краю идут вперемешку камни, вода, лёд...

... и облака :-)

Смеркается

...и такой простор вокруг...

А это уже утренний вид в противоположную сторону - на восход. Небольшое озерцо совсем рядом с основным.

Дальше хребет Большой Саян становится ещё положе. Вот так это выглядит.

Небольшое понижение хребта. И открывается вид вперёд. Всё те же пики Топографов и Чойган. Причём последний уже совсем близко. Прямо по пути к нему перевал Чойган-Дабан и источники Чойган (это уже не видно, где-то там внизу). Вот он путь - прямо перед нами. Спуститься вниз - и попадёшь на торную чойганскую тропу. Хотя пройти дальше по хребту тоже было бы интересно, но близость Чойгана, к которому мы шли, заставила пойти напрямик. Надо сказать, что этот совсем небольшой участок пути (с полкилометра) был наиболее неприятным за весь поход. Практически единственное место, где пришлось немного ломиться через заросли тальника.

Итак, следующая база - на Чойгане. А мы этим же вечером выдвигаемся в радиалку.

Вверх по Аржан-Хему. На ночёвку встаём снова почти на самом верху - откуда отличный обзор. Там нас ждут

ледниковые озёра.

На протяжении всего похода была довольно много снега, несмотря на жаркое лето и то, что время - макушка лета - середина июля. Говорят, в тех местах была многоснежная зима, и весь снег не успел расстаять. И вот мы подошли к месту, которое считается центром оледенения всех Саян. Многие озёра здесь ещё подо льдом, и даже если нет полного ледового покрова, как правило, лёд хоть немного, да есть.

«Ледниковые» - это, конечно, не термин (почти все озёра здесь ледникового происхождения), а просто моё восприятие этих озёр, в которые как бы сползают ледники с окрестных вершин.

На самом перевале озеро тоже со льдом. Правда, не совсем понятно, то ли вода подо льдом, то ли лёд под водой.

А мы вот так напрямик и пойдём к пику Топографов. Сначала по первому леднику, потом через небольшую перемычку на второй - под пик. Ну а после пика Топографов перевалим на Тиссу. Вот он перевал - тут же рядом. Я его в прошлом году приглядел.

Вид с пика Топографов на юг.

Вид с пика Топографов на север. На Топографов как всегда погода шалит. Понанесло грозные грозовые облака. Хорошо ещё, мы успели посмотреть вокруг с вершины. В облака попали уже на спуске. Впрочем, когда спустились с вершины и поднялись на перевал, погода уже снова была хорошая.

А это уже на той стороне - на Тиссе. Вот здесь - в точности, как я говорил - ледник, сползающий в озеро.

Хоть, казалось бы, и солнечная сторона, а льда и снега хватает... Вид впечатляющий. Видно, что не какой-то ручей здесь начинается, а большая река Тисса.

Интересно, что именно здесь, в самом пустынном месте, среди снегов, мы дважды (ещё в следующий день) встретили медведя. Видимо, для них важнее, чтобы им никто не мешал, чем то, насколько теплые и цветущие места. Впрочем, конечно, трава и цветочки для медведя не основная пища.

Ну а мы спускаемся ниже. Вокруг пока что практически ничего кроме камней, льда и воды.

И только на самой низшей точке отрезка от Топографов до Чойгана - на перевале - были два озера без льда. (Это на самом деле здорово ходить так, чтобы перевал был не высшей точкой на маршруте - а, наоборот, низшей.)

Правда, по-прежнему, вокруг одни камни. Озеро камней.

Вечернее озеро.

От перевала - вверх. По Кок-Хему. Внизу остаётся ещё одно озеро с названием - Хилын-Нур.

Здесь, на Кок-Хеме, наконец-то мы увидели не только снега, но и цветущие луга. Весна в разгаре. Хотя озера внизу - подо льдом.

А мы по этим лугам идём вверх - на пик Чойган. Поднимаемся на хребет. Высокий хребет, хоть и не основной, и там и там - Тува, водосбор Енисея. Здесь, уже, конечно, цветов нет...

Вид с пика Чойган на юго-запад.

Вид с пика Чойган на северо-восток.

По гребню сходили на вершину, вернулись назад. Смотрим, можно ли пройти напрямик на Аржан-Хем. Пока всё в порядке.

Спуск был крутоват, но ничего страшного.

Здесь, на спуске с Кок-Хем-Дабана к Аржан-Хему довольно интересный рельеф. Он немного похож на рельеф Урда-Шана. Только с гораздо большими перепадами высот. Падающие вниз покатые каменные холмы. А между ними - озёра.

На озёрах - ледяные островки.

Вот мы и возвращаемся на Аржан-Хем. Впереди - зелёное озеро. Отсюда хорошо видно, как оно отличается по свету от других озёр. Ну а за ним - хребет, по которому мы ходили, и внизу - Чойган. К вечеру мы туда вернулись.

Всё остальное - выход. Путь известный, несложный. По широкой тропе, а потом и дороге. Впереди, на Сенце, в конечном пункте маршрута - тёплые

пойменные озёра.

И хоть озёра по пути - на перевале Чойган-Дабан - к таковым отнести нельзя, но и они уже воспринимались как равнинные тёплые озёра.

Даже купаться в них было не холодно.

Ну а озеро Загасатай-Нур - это уже, действительно, пойменное озеро. На реке Дунда-Гол.

Впереди ещё - длинная Сенца. Ещё половину следущего дня мы шли вдоль неё по дороге. До Хутела и пойменных озёр Сенцы идти не пришлось - всё-таки подвернулась машина. Впрочем, о том, что на эти, последние озёра, пришлось посмотреть только из машины, никто не жалел...

Дмитрий МызниковБлин... чтобы все это просмотреть, придется пол-зарплаты отложить на ЖПРС.:)
29.12.2007, 05:51:14 |
Александр Мамонтов".....Впрочем, конечно, трава и цветочки для медведя не основная пища."
Да пожалуй, что все же не последняя :) Егеря наших кругобайкальских заповедников говорят, что вслед за сходом снега на проталинки со свежей травой мишки и поднимаются лакомиться свежей порослью, пока та не огрубела.
Спасибо, красивый отчет!
29.12.2007, 08:20:50 |
Sergey VЗамечательно! Слава показал кто в доме хозяин :-)
Отличный подарок всем к Новому Году, спасибо!
29.12.2007, 10:18:27 |
Евгений РензинЗамечательный отчёт! Слава, большое спасибо!
А сколько дней вы ходили? В каком темпе? Как там с комарами, гнусом и прочей гадостью? Средние температуры июля-августа?
Как бы разорваться и везде успеть прямо этим летом? :)
29.12.2007, 19:45:21 |
Евгений РензинЕщё вспомнил, где цветы крупным планом? Ну, снимал же наверняка. Или отдельный альбом будет?
29.12.2007, 19:47:05 |
Вячеслав ПетухинЦветов почти не снимал. Плохо цветы на снегу растут ;-)
Пару фотографий уже размещал осенью. Ещё одну, может быть две размещу.
30.12.2007, 02:29:34 |
Роман КабаковДа-а, широко ходите, здорово. Завидую. А медведи на лёд и снег выходят — чем выше температура, тем выше медведи ;-)
30.12.2007, 22:22:30 |
Александр К.КАк выставить фото?
26.01.2008, 02:41:07 |
Алексей Азаров"Говорят, буряты в Саянах ориентируются по рекам, тувинцы — по вершинам." В.Петухин

Если это так, то у бурятов есть преимущество в тумане.
23.05.2018, 21:05:18 |
PeterВсем советую побывать в этих местах, а может быть и этим же маршрутом!