Маршрут: Выдринор. Снежная — устье Селенгикио. Соболиное — слияние Зун и Барун Селенгинок — озеро исток Зун-Селенгинки — высота 2200 — озеро исток р. Евтар. Темник — устье р. Таглейкао. Таглей — Нижний Торей — Петропавловка — Улан-УдэВыдрино.

Начальная часть маршрута на схеме.

GPS-точки похода.

Прошли:

Селиневич Александр — Усолье-Сибирское

Воронина Анна — Иркутск

Колтунов Владимир — Москва

Кондрашкин Владимир — Челябинск

Паша и Ира Широких — Уфа

29.07.06

С Выдрино вышли поздно, около 17:00. Но по моим расчетам до стрелки Снежной и Селенгинки должны были дойти к вечеру, а может даже перейти ее сегодня, чтоб с утра выдвинутся дальше, к озеру Соболиному.

Но нет, не дошли до стрелки 2-3 км. Рюкзаки были тяжелые. Переночевали на берегу Снежной, где есть кем-то сделанный стол с лавочками. Вечером хорошо приняли разведенного за выход и за все помаленьку.

30.07.06

С утра встали и пошли дальше. Погода как и вчера была очень хорошая. Хотелось поскорей увидеть Селенгинку, не большая ли она, что там с бродом, а значит и с Зун-Селенгинкой.

Вода была не большая, бродили Селенгинку не в том месте где я это делал обычно, у устья, за 100 м. до Снежной, а чуть выше, недалеко от реки Грамотуха.

В общем перебрели, но время не много потеряли и я уже подумывал, что до конца Соболиного не дойдем, придется ночевать вначале озера.

Дошли до озера, встали на обед. Я даже порыбачить успел, поймал в Селенгинке прямо в первой же ямке после озера 4-5 хариусков, которых тут же съели сырыми с солью.

И к вечеру дошли до конца озера и встали на ночь на косе, где Селенгинка впадает в озеро Соболиное.

31.07.06

Двинули дальше. Дошли до зимовья, посидели, написали в журнал про себя.

После зимовья тропа практически кончается, и до самого верха Хамар-Дабана встречается крайне редко.

Дошли до слияния двух Селенгинок, встали на обед. Пообедав двинули дальше.

До самого места где встали на ночь, Селенгинку перебродили раз 10, туда и обратно, скалы поджимают.

Пока народ обустраивал лагерь (палатки, дрова и т.д.) я сбегал с Вовой(М) по ямкам, наловили хариуса, сварили первую уху, и так поели сырого. Погода по прежнему идеальная.

1.08.06

Как обычно встали утречком, собрались и пошли. Я чуть не забыл почти кило сала, которое положил ближе к воде на ночь.

До следующего места, где обедали, опять было немало бродов.

На обеде варили что-то и свежего хариуса, который был тут же пойман и тут же съеден.

Время вставать на ночь, а места подходящего все нет и нет. И тут вдруг замечаем место, где вроде две наши палатки влезут средь камней. Но Паша без рюкзака сбегал вперед посмотреть, может выше по реке есть место получше. Так и есть. Большая полянка в таких местах редкость.

На ней и встали. Были следы людей. Кто-то, причем совсем недавно на этой поляночке стоял. Хотя было понятно, что не только недавно, а вообще полянка принимала гостей не раз и не пять.

Тут уже без ухи и рыбы в фольге не обошлось.

2.08.06

Подъем и в путь. С утра погода была отличная. Но к вечеру начала портится.

На обеде уже не варили, а просто компот из ягод, перекус, и несколько хариусков сырыми с солью.

Это мы все еще поднимаемся по Зун-Селенгинке вверх. За каждый день набираем по 300-400 м высоты, GPS с собой было.

Уже ближе к вечеру пошел дождь, мест для стоянки практически нет. Кое-как нашли и встали на ночь. Валили сушняк, натянули костровой тент в первый раз.

Дождь (не очень сильный) шёл весь вечер, всю ночь. Народ пил спирт, лечил мозоли.

3.08.06

С утра погода была как и ночью. Но как только выдвинулись и прошли буквально первые 700-800 метров, вылезло солнышко, стало видать горы, можно было идти уже не на ощупь, а посмотреть правильной ли дорогой идете ТОВАРИЩИ.

Все нормально. Идем правильно. Даже на хорошую тропу вверх идущую напали.

По-моему, козья, человеком немного утоптанная. Но наверху тропа кончилась, уперлась в стланик и все, кончилась. Спустились к реке. Вверху она совсем уже стала маленькой, можно перейти не замочившись почти. Высота 1400. Соболиное озеро где-то 800.

У реки перекусили. Пошли дальше. Думали к вечеру успеем до озера, из которого Зунка вытекает.

Не дошли 2 км. И правильно. Оно немного в стороне. Это на утро выяснилось. На самом верху, последние 3-4 км Зунка вся в водопадах, на одном пофотались. На других сил уже не было.

Встали на ночь. Леса уже почти нет. Так, одинокие деревца. 1600 метров все-таки.

4.08.06

Один из самых тяжелых и красивых дней похода.

По гугловской спутниковой карте самый верх кажется почти без подъемов, поэтому думали, что поверху будет идти легко. Но нет, весь этот день это подъёмы, все вверх и вверх. За этот день мы набрали около 500 метров.

Но красота страшнючая. За этот день: Пять озер. Снег, ледники. Вершины, Байкал было видно.

Доходим до нужного нам озера, из которого вытекает река Евта, на другую сторону Хамар-Дабана, и впадает в Темник.

Поджидаем Вову с GPS, а у самих такое чувство, что-то не то. По-моему это не Евтовое озеро. Но думать о том, что это не то озеро уже никто не хотел, всем просто хотелось скинуть рюкзаки и поваляться. Подошел Вова (Ч), так и есть GPS кажет, что до точки еще 2,8 км.

Садимся перекусить и отдохнуть. Идем дальше. Вот тут мы и забрались на самую высокую точку на которой вообще были за весь поход. Высота 2020 м.

Погода отличная, все горы как на ладони. Видно 2200 рядом. Но на неё не полезли. Минут 30, наверное, шарились там, фотались, смотрели на горы. В одну сторону видно весь большой Х-Д, в другую малый. Потом прошли с километр, и видим внизу нужное "Евтовое" озеро.

Спустились к нему, и решили встать на дневку. Отдохнуть уже всем давно хотелось. Да и Паша из Уфы хотел по горам полазить. Спускались кто как, я, например, как с горки скатился по леднику, немного. За мной кто-то тоже так сделал. Спускались минут 30-40 наверное. Метров 300 только вниз.

Достали коньяк, и тут же выпили с шоколадом. У Вовы (Ч) юбилей, 50 лет. Отметили!!!

Рыбы в Евтовом озере нету. 1700 высота у него.

На костер сгодился стланик, сухой и не очень. В первую ночь была гроза, всю ночь почти грохотало.

5.08.06

На дневке кто чем занимался. Трое из шести после обеда пошли по горам. Остальные валялись и лечили мозоли.

К вечеру погода жутко испортилась. Из одного кг муки жарили оладьи часа 2, наверное. Ужинали уже в палатке, пошел дождь.

На ужин сегодня было:

1) Гречка с мясом.

2) Оладушки (большая-большая куча, утром даже доедали)

3) Грибной жульен.

4) Компот из ревеня.

Все легли спать. Я часа полтора не мог заснуть, лил дождик, гроза. А потом начался ужас. Всю остальную ночь никто не спал.

Ветер был ужасный, теперь будем знать, что наверху лучше не стоять. Короче ветер доходил метров до 25-30, наверное. Если бы палатку не держали, унесло бы к чертям. Ближе к утру с палатки унесло ее верхнюю часть, которая от дождя. Мы вдвоем с Вовой быстро вылетели из палатки и накрыли ее костровым тентом, который прикрывал дрова. Ветер валил с ног.

Придавили огромными камнями и на участочке 2х2, вчетвером постарались поспать до утра хотя бы пару часиков. Не у всех это удалось. Сырость, холод.

Палатку так согнуло, что думали все, конец ей, теперь под плёнкой или костровым тентом спать придётся.

6.08.06

Исток р. Евта

Паша как обычно встал первым, развел костер, сварил жрать, и все потянулись сушиться и есть. Долго мы не забудем эту ночку.

Вова (Ч) сушил футболку и сжёг её. Чашку Вовы (М) ночью унесло, не нашли. Это были не большие потери.

Дальше по плану было идти по Евте до Темника, но вчерашние гуляки по горам сказали, что лучше будет пройти верхом. Посмотрели по картам, да действительно лучше. Так и сделали.

Часам к 15, наверное, мы забрались на самый верх, там была какая-то старая вышка заброшенная, и из камней сложенный тур. В тур положили записку. Вид сверху был обалденный. Темник как на ладони. Видно было все, кроме нашей цели, озера Таглей.

Озеро на склоне долины Темника

И сверху казалось, что до Темника рукой подать. Но спускались почти до вечера. По дороге видели много козьих лёжек.

Дошли до Темника и ахнули, ну, во-первых, мутный, прибыльной, не порыбачишь, понял я. Да и перейти по шивере не удастся. Решаем встать на ночь, рядом хорошая стоянка, охотники или рыбаки из местных на 66-ом или Урале доезжают досюда. Стоянка, видно было, не очень обжитая. Редко на ней кто бывает.

Завтра с утра решаем строить плот, благо вокруг куча сухостоя.

7.08.06

Строительство плота

Весь день строили плот, типа катамарана. Два толстых бревна связали тремя потоньше и застелили пол. Было ясно что вшестером с рюкзаками маловато, но и так весь день провозились. Вечером спускать на воду не стали, думали утром соберемся и переплывем что-бы ни было.

Днем даже поймал хариусков на уху в мутном Темнике где светлый ручей в него впадает. Вечером съели уху, выпили последний спирт с компотом из жимолости и легли спать, завтра на тот берег.

8.08.06

И вот оно утро переправы.

Спустив на воду плот с привязанными рюкзаками, стали понимать что он действительно мал для нас, ни как не могли столкнуть его с мели. А когда поплыли, поняли, что построили не плот, а подводную лодку и плыли на ней на перескопной глубине, по пояс в воде и даже чуть не перевернулись.

Доплыли (на перескопной) до первой шиверы и плот стал биться о камни на дне а потом вообще встал, надо сказать что хоть мы построили и не плот а подводную лодку, но связали его идеально, бившись о камни он не то чо не развалился, а даже не думал хоть чуть-чуть перекосится. В общем, спрыгнули с него вчетвером в воду по пояс, и протащили его по шивере чуть дальше середины реки, одели рюкзаки, и дошли на тот берег.

Вода за эти пару дней немного упала. На берегу вылили воду из рюкзаков, просушились немного, хапнули по 50 гр, и пошли дальше.

Всю дорогу до нужного нам места, где Таглейка впадает в Темник, 2,5-3 км, шли и ели голубику. Как коровки на пастбище.

Пришли, встали. Сварили поесть. И пришла пора расставаться с Пашей и Ирой. Мы вчетвером оставались, а им надо было идти до Таглея и потом дальше, у них самолет 12 августа.

Я попробовал порыбачить, всё бесполезно, Темник мутный. Вечером набрали кучу грибов. Завтра отдых, дневка.

9.08.06

На дневке ничего путнего не делали, просто валялись, помылись, я опять попробовал порыбачить, всё впустую. На завтра собрались с утра дальше до Таглея.

Вечером была гроза, но нас не задела, шла по вершинам большого Х-Д.

Пошарились по окрестностям, поели голубику немного.

10.08.06

Пошли по Таглейке до озера Таглей. На подходе к Таглею образовалась дорога, накатанная 66-ми и Уралами.

На озере есть два домика. В первом по ходу жили буряты, два мужика и две бабы. Приехали грязью полечиться. Их лошадями забросили с Верхнего Торея.

Вообще у нас было такое настроение, что на Таглее мы найдем какой-нибудь транспорт и последние 50 км до Нижнего Торея не пойдем пешком. Но буряты сказали, что сейчас уже не сезон, и, мол, на озере кроме них никого, и машину мы точно не найдем. Да обыдно, конечно, но что ж поделаешь.

Встали у второго домика, сварили поесть, буряты дали бутылку разведённого, я им сделал удочку, карася ловить в Таглее.

Легли спать, завтра в путь, еще 50 км шлёпать, дня за два с лишним думали дойдём.

11.08.06

Разбудил нас бурят. О чём-то говорили, не помню, но, главное, он был на машине и сказал, что нас довезёт до Торея.
Дядя Саня

Мы были на седьмом небе от радости. Только сказал, что машину оставил с сыновьями наверху в 6 км отсюда и пришел грязи набрать. Но эти последние 6 км до машины прошли с удовольствием, ведь дальше ехать а не идти ещё 40. Буряты оказались охотники из Петропавловки, очень хорошие люди. Мы с ними прокатались весь этот день по тайге.

Они приезжали побрать ягоду, если повезёт поохотится, а главное посмотреть шишку, так всегда делается, перед тем как заезжать на промысел ореха, нужно посмотреть, а есть ли он вообще. Шишка была очень хорошая.

Короче дядя Саня бурят сказал, что переночуем у него, когда мы спросили есть ли в Петропавловке гостиница. В Петропавловку приехали уже ночью. Поели и спать.

12.08.06

Переночевали у дяди Сани, он нас проводил, даже подвёз на своей шестерке до остановки маршруток, наказал маршрутчику, чтоб тот довез нас хорошо. Потом Улан-Удэ, пересадка и до Выдрино. Все домой. Конец.

Alex Green

Страница 1 из 2:  1 2Следующая
Abvgd-kaМолодец, Саша! У меня все времени нет написать, вот еще бы фото разместить...места просто обалденные!
PS: Фамилию Воронова читать как Воронина
22.08.2006, 08:58:35 |
Василий ТатариновНи фига! 15 дней! Сколько у Вас кг рюкзаки то были?
22.08.2006, 12:51:44 |
Василий ТатариновКруто! Очень круто!
22.08.2006, 12:52:21 |
Alex GreenНу рюкзаки около 30 кг наверное на
выходе были.
А фотки жду.
22.08.2006, 17:37:54 |
Abvgd-kaне хватает технических подробностей (карта, трек, точки GPS), Вова (Ч), может внесешь свой вклад?
23.08.2006, 11:23:12 |
Василий Татаринов

Карта начального маршрута на схемме есть, а вторую часть тоже интересно было бы посмотреть... Там где ближе к Петропавловке.
23.08.2006, 11:46:58 |
Ирина ШирокихПривет всем участникам этого авантюрного похода!!! Как ваши ноги? Вылечили? А нам с Пашей не выдалась такая счастливая возможность поймать машину на Таглее. Зато мы получили удовольствие от однодневной почти 30-км пешки до деревни Улзар.Там нас уже подбросили сначала до Верхнего Торея, а от него и до Петропавловки (на КАМАЗе!),в которой мы и переночевали. Живописная пешка была,я вам скажу:поглядели истинные места добычи шишки (какие кедры,а!), поля,сплошь усеянные только синими цветочками и оглушающие стрекотом кобылок(на кузнечиков похожие,но огромные как саранча), про бесчисленное количество бурундучков и сусликов я и не говорю. Видели самую большую птицу в России(названия не помню,орлан,кажется). Когда он начал вздыматься метрах в 50-ти (а размах крыльев у него более 2-х метров), сердце замерло. Видели заброшенную то ли летнюю дачу для выпаса скота,то ли деревню,там живет очень красивая стая голубей. Жаль было проходить мимо огромных чистейших грибов и не сделать из них обалденный жульен.Порадовало гостепреимство бурятов,у одной бабушки в Улзаре мы с Пашей выдули по три кружки молока с хлебом.Водитель КАМАЗа рассказал много интересного и мистического про окрестные горы Бурятии.А в гостинице Петропавловки мы помылись и выспались, а потом благополучно добрались до Улан-Удэ на маршрутке.Если честно, нам с Пашей надо было еще денек постоять с вами на Темнике,потому что свободное время у нас осталось,хотя это время мы потратили на прогулки по Улан-Удэ и Иркутску:) Всем привет! На днях всем вышлем фоты:)
23.08.2006, 12:49:15 |
Alex GreenА там, после Таглея ничего интересного,
всмысле на машине ехали, и даже если дядя Саня
бурят не встретился, то в Улзаре все равно бы машину нашли.
23.08.2006, 12:51:03 |
Alex GreenИра, а мы с хозяивами этих шишковых мест
весь день-то и проездили.
23.08.2006, 12:52:55 |
Ирина ШирокихНам на КАМАЗе тоже житель Петропавловки попался, хороший мужик, любитель поболтать.Если бы мы не правой, а левой дорогой на Таглей пошли,раньше машину встретили бы,т.к. туда за лесом ездят,но та дорога чуть длиннее. Саша,почему ты про погорелый южный склон Хамар-Дабана ничего не сказал?
23.08.2006, 13:02:43 |
Ирина ШирокихСаша,если мы 7-го последний выпили, то откуда взялось по 50 после переправы 8-го? :)))
23.08.2006, 13:08:14 |
Abvgd-kaИр, привет! Рада видеть! С моими ногами, все нормально (как, впрочем, и со всем оставшимся организмом), ни одного мозолика :). Я б по тайге тоже пешочком прошлась, очень уж напряжно ехать на УАЗике было по размытым дорогам. Зато пообщались с интересными людьми, узнали чем "живут" люди близлежащих деревушек. Ждем фоты с нетерпением.
23.08.2006, 13:15:34 |
Alex GreenА 8-ого это был не последний, а совсем последний.
Чувствуешь разницу.
23.08.2006, 13:46:05 |
И. ФефеловИрина, самая большая хищная птица России это, пожалуй, черный гриф. Возможно, его вы и видели? Спутать метров с 50 сложно: действительно весь черный и физиономия грифячья. В последние годы в Бурятию регулярно из Монголии залетают.
23.08.2006, 15:39:37 |
Ирина ШирокихПаша сказал, что это был беркут.А физиономию его мы не видели,т.к. он к нам спиной взлетал. Спорить не буду, орнитологию не знаю:)
23.08.2006, 16:42:51 |
Паша ШирокихНа счет птицы — точно не гриф. Разглядеть со спины достаточно трудно. Похож больше на беркута. Надо посмотреть кое-какие книжки....
А фотки уже готовы. Сегодня закатаю на диски и завтра отправлю по почте. Так что ждите.
23.08.2006, 17:17:41 |
Паша Широкихкстати бурундуки получились не очень. больно быстро они двигались. размыто...
23.08.2006, 17:33:10 |
И. ФефеловНу если это не гриф, а из орлов, то там точно определить может быть сложно.
23.08.2006, 18:56:02 |
Владимир КолтуновПаша ,а птицу успел сфоткать ?
23.08.2006, 19:32:24 |
Ирина ШирокихПривет,Вова! Паша, похоже, по магазинам ушел :) Отвечу я: птицу не сфоткали,потому что лес был рядом, и она так технично,высоко не поднимаясь,пролетела и скрылась в деревьях. Очень жаль :\