1 марта 2016 г.

Лавина сошла 01.03.2016 в 15:30. Туристы в этот же день связались с МЧС. Группа совершала лыжный поход с 21 февраля по 7 марта по маршруту: р. Тисса - п. Мунку-Сасан - пик Топографов - перевал Хэлгин - ист. Чойган - перевал Чойган-Дабан - ист. Хойто-Гол - вулканы - Орлик. В составе группы: Старшов Антон Евгеньевич, Сашов Алексей Анатольевич, Антонов Алексей Юрьевич, Галачьянц Юрий Павлович, Филатов Андрей Витальевич. Погибший - Зайцев Андрей Александрович. Остальные участники серьёзно не пострадали. 2 марта группа Бурятской Республиканской поисково-спасательной службы выехала на автомобиле КамАЗ к месту происшествия.

Дополнения:

3 марта 2016 г. на перевале Аршанский попали в лавину два туриста из группы 10 человек из Нижнего Новгорода. Один из них погиб.

18 апреля 2016 г. на Икатском хребте при сходе лавины погибли иркутские альпинисты Кривошеев Константин и Синюшкин Артем.

ПредыдущаяСтраница 4 из 4: 1 2 3 4 все
Вячеслав ПетухинЧерез Обзорный есть вариант движения практически безопасный в любой снег. Горных Духов со стороны Шумака совсем бесснежный, а со стороны Зун-Гола довольно пологий. Нарин-Ул я не ходил. Подозреваю, что там существенно хуже с лавинной опасностью, чем на Обзорном.

Евгений Рензин: В общем, если бы ночью не навалило, они бы и тут прошли. Уж точно собирались.

Речь же не про то, прошли бы или нет. А про то, что либо будьте готовы идти и по свежему снегу (если выяснили информацию о перевале и знаете безопасный вариант прохождения), либо вообще не ходите туда в лавиноопасное время. Рассуждения в статье "перевал же н/к, значит должен проходиться в любое время" говорят о непонимании. Женя, ну ведь получилось как в анекдоте про "отца Федора" — я залез на скалу, а слезть не могу, вызывайте спасателей.
02.12.2016, 22:44:31 |
Александр Гранин

Евгений Рензин:    Вячеслав Петухин:   То есть снег в это время шёл регулярно и УЖЕ было лавиноопасно. То есть в лавиноопасности не было чего-то неожиданного. Ситуация была вполне предсказуемая. И что? Это же не помешало им пройти через Обзорный. Другая группа чуть позже прошла Горных духов. В общем, если бы ночью не навалило, они бы и тут прошли. Уж точно собирались.

Женя, иногда бывает так что нужно отступить, и чувствовать этот момент этому надо научиться. Как итог они все равно отступили, да ценой нервов и голодовки. Но зато это было для них уроком, и в следующий раз, надеюсь, они будут чувствовать когда стоит повернуть назад. А не а бы кабы, как бы не было зимы и снега.
02.12.2016, 22:54:58 |
Евгений РензинНу и получилось. Что ты никогда не попадал в ситуацию, когда потребовалась бы чужая помощь? Или, может, не рисковал никогда? Да я точно знаю, что сотни раз рисковал. Любой одиночный выход в горы уже риск. Да и двойка-тройка почти не способна к самостоятельным спасработам. И что, всех солистов, все двойки-тройки теперь дружно осудим? Ну, рискнули парни малость. Вовремя остановились. Даже сумели не смотря на спасов, отнявших кучу времени, самостоятельно спастись. Молодцы!
02.12.2016, 22:58:26 |
Александр Гранин

Марина Васильева (Красноштанова): Саша, а я ещё помню твоё имя... (Хотя намного старше и тупей :-)

Прошу прощения Марина Михайловна, что-то я задумался ))
02.12.2016, 23:00:50 |

Евгений Рензин: Молодцы!

Можно и так оценить — всё же в результате вышли безаварийно. Но разговор-то не про это. Изначально был вопрос, надо ли было делать так, как они. Ты ответил, что да. Я не согласен, и объясняю почему.
02.12.2016, 23:02:00 |
Евгений РензинЯ не понимаю туризм/альпинизм без риска. Не готов рисковать, езжай на стадион. Все великие, без исключения, рисковали регулярно. Увы, многие погибли. Но лично я не готов осуждать даже таких, как, например, Эльвира Шатаева.
02.12.2016, 23:03:40 |
Александр Гранин

Евгений Рензин: Да я точно знаю, что сотни раз рисковал. Любой одиночный выход в горы уже риск.

Ты не прав. Риск это не опасное место, а человек не готовый к этому
02.12.2016, 23:04:51 |

Евгений Рензин: Я не понимаю туризм/альпинизм без риска.

02.12.2016, 23:05:46 |
Александр Гранин

Вячеслав Петухин: Они просто не почувствовали вовремя опасности, рассуждая "это же н/к, его в любых условиях можно пройти".

Однажды мне Олег рассказывал как они в лыжном походе тоже попали с перевалом н/к. Думали что быстро возьмут его, да как бы не так. Когда поднялись почти на седло то у перлись в двухметровую линию отрыва лавины и копали-копали что бы вылезти на верх.
02.12.2016, 23:10:10 |

Александр Гранин:    Евгений Рензин:   Да я точно знаю, что сотни раз рисковал. Любой одиночный выход в горы уже риск. Ты не прав. Риск это не опасное место, а человек не готовый к этому

Абсолютно любой солист не готов к целому ряду рисков — от нелепой травмы до нападения животного или, к примеру, удара молнии.

Вячеслав Петухин:    Евгений Рензин:   Я не понимаю туризм/альпинизм без риска. Тут дело к риску не сводится. Не так было, что они сознательно рисковали. Они просто не почувствовали вовремя опасности, рассуждая "это же н/к, его в любых условиях можно пройти".

Ну, на каком-то этапе рассуждали так. Позже иначе. Обычное дело. Уверен, что многие мои товарищи нынче летом слабо осознавали риск выхода на штурм пика БАМ в 12 часов дня. Я же считаю, что нам сильно повезло. Дождь, который мог пойти с вероятностью процентов 70, где-то сильно подзадержался. А застукай он нас на вершине, мы бы очень крепко встряли. И хоть я тогда был против выхода — никого не осуждаю. Даже, наоборот, благодарен. Риск был не смертельным. Авантюра удалась. Ура! Всем спасибо!
02.12.2016, 23:25:17 |
Artem Kuharenko

Александр Гранин:    Марина Васильева (Красноштанова):   Саша, а я ещё помню твоё имя... (Хотя намного старше и тупей :-) Прошу прощения Марина Михайловна, что-то я задумался ))

Наверное, Мастера и Маргариту перечитывал?
03.12.2016, 00:02:39 |

Евгений Рензин: Очень рад, что так тоже бывает. Но и случаев, когда спасы работают за доп деньги (злоупотребление служебным положением, взятка - не знаю как это правильней квалифицировать) или не работают - тоже не такая уж невидаль.

Что-то мне такие случаи не встречались ни разу за всю мою богатую походами жизнь.
Был случай, когда спасы не вывезли по договорённости мою группу из Шаснура, но то не их была вина, а другого участника, который вышел с другой группой раньше на неделю и забыл про последнюю группу туриады (не уведомил спасов). Тоже, в своё оправдание много говорил, что спасы плохие :)
03.12.2016, 00:47:54 |
Евгений РензинЯ ничего не придумал. Имя рассказчика называть не буду. У них там какие-то тайны по этическим соображениям были. Но турист матерый, не сомневайтесь. Захочет, сам расскажет. Да и случай не единственный.
Как-то одни ребята неаккуратно разворачивались на берегу водохранилища и утопили машину. Спасы запросили не кисло денег. Тут ребята через третьи руки вышли на моего приятеля-дайвера и тот обламал "коммерсантам" весь их бизнес. Бесплатно нырнул и прицепил к тачке трос.
Не совсем аналогичная история, но если принять во внимание, что дайверская экипировка, которая совсем не мало стоит, казенная, налицо все то же злоупотребление служебным положением. Масштабы просто скромнее.
03.12.2016, 01:21:23 |

Евгений Рензин: Спасы запросили не кисло денег.

Ситуация ситуации — рознь. Да и люди разные везде есть. Не надо всех под одну гребёнку. Я тоже знаю одного г...того из спасслужбы. Но это не значит, что все такие.

Александр Гранин: Риск это не опасное место, а человек не готовый к этому

Вот это в самую точку. Кто-то идёт на Мунку умирать, а кто-то жить. Кто-то — из последних сил, а кто-то — привычно, как обычно. Кто-то — рискуя, а кто-то — спасая. Правда, есть ещё и те, которые в героев играют :), а есть те, кто просто не понимает, куда идёт и зачем...
Всё относительно.

03.12.2016, 02:28:50 |
Sergey SergeevichФакторы внутри туристической группы, усугубляющие аварийную ситуацию на маршруте.

" ...
Хорошим же примером отсутствия паники для меня служат действия группы лыжников на Тункинских Гольцах этой зимой, с которыми я проходил один из перевалов. В том случае, после схода лавины группа быстро, безопасно и при этом организованно спустилась вниз, относительно грамотно произвела поиск пострадавшего (к сожалению, он всё же погиб), покинула непосредственно прилегающий опасный район, закопалась по самое не хочу в снег с устройством снежных же стенок, обеспечила себя топливом и ужином – это всё в условиях дефицита времени и разразившегося снежного бурана, который они без проблем пережили.
3. Апатия и неверие в происходящее. Ситуация а-ля «я в домике». Люди искренне не верят, что с ними что-то может случиться, поэтому ситуация становится шоком, ответом на который становится игнорирование факта случившегося или всё ещё текущего. С одной стороны, это хорошо в плане самозащиты психики, но тогда, когда аварийная ситуация уже прошла и нам, в принципе, уже ничего не нужно делать для спасения и выживания. К сожалению, так происходит не всегда – бывает, что явление находит выход в неоказании помощи пострадавшему, как медицинской, так и в плане спасработ. Относительно отдельных участников, вероятно, примером может служить гибель альпиниста на г.Трёхглавой несколько лет назад (Тункинские Гольцы), где сорвавшегося и зависшего на верёвке альпиниста не смогли вытащить – судя по многочисленным разборам, не совсем пытались – и он замёрз."

05.12.2016, 08:56:51 |
Марина Васильева (Красноштанова)Прочитала ссылку, несколько статей понравились, особенно, про холодовую усталость: http://leopard-fil.ru/holodovaya-ustalost-v-zimnem-pohode/
05.12.2016, 14:21:40 |

Евгений Рензин: Как-то одни ребята неаккуратно разворачивались на берегу водохранилища и утопили машину. Спасы запросили не кисло денег.

Спасать людей — это одно (главное), а спасать машины, утопленные людьми — это совсем другое. Хочу привести один из множества положительных примеров работы спасателей, когда никто не пострадал, но они уже отправились навстречу группе, задержавшейся немного (всего полдня) с выходом из гор (читайте в последней главе — "База МЧС, сауна, телевизор"):

Цитирую:
Лихо скатываемся по буранному следу в лесу к дороге в лучах уходящего солнца среди убелённых стройных ёлок. Навстречу нам выезжают спасатели. Они помнят, что мы должны выйти сегодня, 12 марта, вот и забеспокоились, что уже вечер, а нас ещё нет. Но нам помощь не нужна, мы вполне довольны и удовлетворены.