Природа Байкала | На байдарке по Байкалу
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина
На байдарке по Байкалу
Андрей ПКто-нибудь плавал по Байкалу на байдарке "Щука-2"?
Планируем пройти от Бугульдейки до истока Ангары вдвоем.
21.05.2010, 13:40:53 |
Александр Мамонтов

 Андрей П:  Кто-нибудь плавал по Байкалу на байдарке "Щука-2"?
Планируем пройти от Бугульдейки до истока Ангары вдвоем.

Хороший маршрут. Закладывайте неделю-полторы во второй половине июля ненапряжного плавания. Ходил на Налиме-300 по Северному Байкалу, Фролихе, Иркуту. Закладывайте среднюю скорость на маршруте в 4 км/ч. Дальше 100 метров от берега отходить не желательно — "дети Сталкера" сильно парусят, а "Горная" штука опасная. Особенно будьте осторожны в дельте Голоустной — проходите ее максимально близко к берегу и желательно до восхода или в штиль. Чуть что в воду и волоком (ногами по дну) на берег. Успехов! :).
21.05.2010, 13:51:25 |
Глеб МихайловАндрей, ни в коем случае не ходите по Байкалу ВДВОЁМ на ЩУКЕ-2. Вы ходили на этой лодочке? Все щуки имеют характерную особенность при перегрузе (который реализуется только загрузкой сверху, внизу места очень мало) — мгновенная неожиданная потеря остойчивости, в основном, при повороте. Так что Щука-2 — это вдвоём покататься или одному с вещами. На Байкал груза много, продукты на весь маршрут до Котов надо везти на себе, поэтому подойдёт только "Щука-3". И вообще это для "Щук" стандартная формула — для получения реальной пассажировместимости надо из индекса байдарки вычесть единичку. Сомы, похоже, этим не страдают — они шире. Но "Сомов" у меня не было, а Щук разных поколений — 5 штук. И по Байкалу я на них ходил. Конечно, перевернувшаяся "Щука" не тонет, в отличие от "Тайменя", и позволяет не утонуть экипажу (она перевёрнутая становится совершенно устойчивой (груженая), на неё можно вылезти, но невозможно без упора о дно перевернуть обратно. Но удовольствия будет мало, скорее всего, будут потеряны вёсла и т.п. В Байкале (особенно южном) вода очень холодная. Счёт времени в воде будет вестись на секунды и спасжилет не поможет (конечно, без него шансов совсем мало).
Скорость "Щуки-3" можно смело считать 5 км/ч, но вот только грести больше нескольких часов подряд очень тяжело, и важно приноровиться к вертлявости "Щуки", иначе она будет реально вдвое меньше. Чернецкий продаёт руль, но я не пробовал. Плюс Щуки — на берег везде можно выскакивать не думая, с полного хода. Даже на камни. И ещё: плёночные баллоны неожиданно подводят и не клеятся, а каррингтоновские — боятся перекачки, которая бывает при нагреве на солнце. Необходимо иметь запасной баллон (а плёночных- лучше два). И обязательно вечером сильно подспускать лодку, а перед выходом — намочить и опять подкачать. На западном берегу солнце встаёт рано, и греет очень сильно. Если лодка спускает (плёночные баллоны от перекачки взрываются, каррингтоновские начинают травить по вклейке сосков и это до конца не лечится) — плыть становится совершенно некомфортно. Кстати, помимо солнечного воздействия, повредить баллоны Щуки можно только по собственной глупости — ну там ножик, блесна завалялась. Но важно аккуратно заправлять концы баллонов.
И 100 метров от берега не спасут — если Сарма уже подула как следует- всё равно не выгрести. А глубины там и в трёх метрах от берега уже не позволяют "ногами по дну". Нужно "слушать" погоду — Сарма никогда не начинается внезапно. Характерное облако зависает на горах, идут первые порывы с гор — немедленно на берег. А уж если прозевали и уже не выгрести — ничего страшного, расслабится и дать себя унести от берега — там Сарма ослабевает, Щуке открытая вода не страшна, если она не сдувается (главное — не перевернуться, хотя волны Щука хорошо облизывает, лишь бы не точно в борт). Сарма летом редко дует дольше нескольких часов. На мысах лучше близко к берегу не идти — беспорядочное волнение тоже может перевернуть лодку. А вообще, Байкальские волны опасны только у мысов и при внезапной смене направления ветра (как раз — Сарма, если до этого были волны вдоль Байкала). А так они хоть и высокие, но пологие.
Удачи.
27.05.2010, 21:30:01 |
Александр МамонтовСпасибо Глеб, честно признаться был лучшего мнения о Щуках :(. Тем более, что есть в инете описания походов по Тунгускам, северным рекам, в том числе и на Щуке двушке вдвоем. У Сталкера ПУ из тканей Каррингтон и им подобные, сейчас очень распространены в судостроении надувастиков. Из минусов действительно то что каждый корпус — монолит одного баллона, т.е. одна дырка и у вас есть несколько секунд/мгновений сесть верхом на оставшийся надутый борт — сдувается в лет, а ремонтируется никак. Соглашусь и с тем, что 100 метров от берега может быть много для щук и налимов. А вот с тем, что Сарма может как то угрожать идущим из Бугульдейки в Листвянку не соглашусь :), т.к. ее там нет. Горная может быть — бойтесь штиля после стихшего северо-востока.
Мда, так скоро и возгоржусь, что являюсь счастливым обладателем Налима (не Сома), хотя всегда его считал недоделанной Щукой с тупым, задранным носом :).
27.05.2010, 22:28:04 |
Глеб МихайловАлександр, о Щуках мнение у меня как раз самое лучшее — достойной альтернативы по многим параметрам вообще, я считаю, нет. И цена для меня здесь далеко не определяющий параметр. Просто нужно знать возможности судна. Для Байкала щука подходит лучше любой другой байдарки. Но: формула "минус один человек". И как сплавная лодка она очень хороша — конкурирует скорее с катамаранами, чем с любыми КНБ-шками. Ну какую ещё байдарку можно не фигурально намотать на камень, содрать оттуда, после чего она распрямляется и становится полностью работоспособна. Проходимость и живучесть у неё идеальная. И остойчивость хорошая, но в определённых вариантах загрузки в сочетании с поворотом она неожиданно меняет знак.
И сдуться быстро она может только в случае взрыва плёночного баллона от перегрева на солнце — т.е, на берегу. А даже если выдернуть затычку — сдуваться она будет минут 10, и то не до конца, так что прыгать на один баллон не придётся. Но если она сдувает, можно идти и каждый час подкачивать. Иногда даже на воде. При этом она совсем даже не тонет — но очень неудобно сидеть. Плёночные баллоны очень дешевые и лёгкие, но, действительно не ремонтируются. Нужно брать пару запасных. Тканевые вполне ремонтопригодны, но узел соска сам Чернецкий клеил так: отрезал один торец, выворачивал, и заклеивал изнутри, потом снова проваривал отрезанный торец. В полевых условиях этот узел можно клеить снаружи, но он у меня всегда чуть-чуть сдувал — накачки часа на три хватало. Кстати, на плёночных баллонах в этом месте никаких проблем не было.
Сармой я называю любой стоковый ветер на Байкале, так же, как Борой — в Крыму. Так привык.
Я смотрел на Сома — но в моей номенклатуре судов пока ему места не нашлось — действительно, компромисс между байдаркой и резиновой лодкой типа "нырок". Налим, по-моему- то же самое. Для Байкала я бы Налима не взял, для порогов — тоже. И дело не в носу, а в открытом кокпите. Хотя, если идти вдвоём — может, и ничего. Грести, наверное, не очень удобно, но можно 2-х сильный моторчик подвесить и км. по 70 в день проходить не напрягаясь. Но на Байкал у меня меньше 10 человек давно не собиралось, да и сидеть от воды подальше хочется. Так что в этом году я пошло сменю парусный "Простор" на Сталкеровский К-6 с моторчиком. В прошлом году на Белом море очень было хорошо. А главное — сочетание веса и грузоподъемности фантастическое.
28.05.2010, 00:39:35 |
Александр МамонтовМинут 10 на сдутие баллона??? Попробуйте открыть клапан закачки, результат Вас думаю удивит :) Я пробовал, меня впечатлило.
"Просто надо знать возможности судна" — золотые слова. Именно поэтому для Байкала у меня Вуокса двоечка, для не сложных речек (до 3 к.с.) и горных озер + семейный забатонинг — Налим 300, а в перспективе то же кат с моторчиком :)
Интересно, почему не поставить моторчик на Простор? Обтекаемость у К-6 вроде несколько хуже чем у новых поплавков Альбатроса, Ветра или Простора. Чем плохи поплавки Успенского?
28.05.2010, 01:16:25 |
Глеб МихайловАлександр, там клапан- тонкая трубочка. Сдувать щуку дольше, чем надувать. И процесс потери давления замедляется обратно пропорционально давлению. Для того, чтобы Щука чуть-чуть держалась на воде, нужно очень маленькое давление. А за счёт упиханных между баллонами вещей она и без давления в одном баллоне почти сохраняет форму лодки. Это же не сом/налим, там гермики плотно входят межлу баллонами, дном и фартуком. Только сидеть становится, скажем так, неудобно. И встать/вылезти — проблема. И под зад заливает. Но всё равно это не то, чтобы забираться на один баллон.
А моторчик на Просторе, естественно, давно стоит. И баллоны Фрегатовские. И скорость чуть выше. А если ветер не встречный — то сильно выше. Но всё равно — К6 у меня с поперечным железом (а продольное на нём не нужно — жесткость поплавков очень большая — весит 30 кг. и берёт на борт 8 чел. с любыми вещами (вещи посередине, люди на рюкзаках на баллонах, там как раз 4 секции палубы). А Простор 110 кг. и берёт только четверых. Конечно, на длинных переходах лежать на Просторе комфортней, но это только если нет волны. А если есть — мокрое то, на чём лежишь, обеспечено. А на К6 сидишь в метре над водой и вмятины под тобой нет. К тому же я собираю К6 минут за 30 (у меня оригинальная вязка, все верёвочки уже по своим местам, на балках прикручены ушки), а Простор собирать или разбирать часа три. Но это мелочь, а вот вес и то, что без багажного вагона его не отправить — вот это да. К тому же К6 существенно надёжнее в экстремальных условиях. А паруса, это, конечно, красиво. Я с детства парусным спортом занимался. И очень фотогенично. Но на Байкале- непрактично. В случае благоприятного ветра хорошо и без парусов, лишний час на переходе не напрягает. А в случае неблагоприятного (что на Байкале, почему-то, гораздо чаще) — мачта и паруса только мешают. Груженый Простор практически не лавирует и не любит сильного ветра. Вот пустой (вдвоём без вещей) — это почти гоночная лодка. А так как мы идём длинными переходами в жестком графике почти в любую погоду — К6 удобнее. Даже выброска на берег в хорошую волну Простора и К6 — очень большая разница. У нас второй Простор с не очень опытным капитаном обычно при этом ломает рули (они в поднятом состоянии выдерживают прибойную волну только если удерживаются в направлении волны). В общем, Простор — вещь для Байкала подходящая, но требующая много дополнительных усилий. Когда-то я ходил на нём по Байкалу вдвоём, без моторчика, вёз в купе, но этот героизм подходит больше по молодости. А вот когда мы с трудом влезали с двумя Просторами в 50-местный автобус с багажными отделениями — как то вспоминать не охота. Старею — хочется меньше усилий и больше комфорта в походе.
28.05.2010, 19:54:54 |
Александр Мамонтов

 Глеб Михайлов:  Александр, там клапан- тонкая трубочка.....

На Налиме через такую тонкую трубочку воздух уходит из баллонов за 3-5 секунд. Правда может у щуки все по другому... Не спорю. Простор я имел в виду использовать без парусного вооружения, только двигатель. На Байкале надо знать места и время, где и когда использование парусного вооружения оправдано. Баллоны же парусных надувастиков "затачивают" на хорошую обтекаемость и как следствие хорошую скорость под мотором. Мет каркас можно ведь делать и по себе. У нас разные подходы к теме катамаранов. Вас, на сколько я понял, интересует максимальная грузоподъемность и комфорт в скверную погоду. Мне интересны скорость передвижения и минимум энергозатрат на воде. В скверную погоду я сижу на берегу. Такой себе кат на 4 человека и хочу. Если припрет, то 3-4 часа в штормовую погоду пройти смогу, чтоб достигнуть людей.
28.05.2010, 22:39:57 |
Глеб МихайловАлександр, я не верю, что Налим за 3-5 секунд сдувается до состояния тряпочки. Может быть, он перестаёт быть лодкой через 3-5 секунд? Но щука так быстро не перестаёт. она лодка и при минимальном давлении, если внизу всё распёрто вещами/ногами. На сайте Чернецкого был рассказ, как люди вообще не имели баллонов, напихали в чехлы сено и прошли намеченный (правда, несложный) маршрут. Мы обычно сдуваем Щуки только с нанайскими плясками на частично свёрнутой байдарке, иначе она и за час не сдуется.
Простор без парусного вооружения — очень странный выбор. Вес то почти весь остаётся (ну, будет не 110, а 90 кг.) . Обтекаемость для таких лодок под мотором в 2л/с никакого значения не имеет. Также как и увеличение мощности мотора в разумных пределах. Скорость 10 км/ч +- 1 км/ч. С гидродинамикой тут ничего не сделать. Дальше — только через глиссирование, гораздо более мощный мотор, в разы выше километровый расход бензина и большие нагрузки на конструкцию. В общем, скорость больше — это тяжеленная глиссирующая надувнуха и мотор сил от 15.
Просторовские баллоны, кстати, более нежные, а тент низковато. Разница будет только при сильном встречном ветре, но тут действительно лучше переждать несколько часов за мыском, чем зря бензин жечь и мокнуть от брызг.
Нормально поставить Просторовские баллоны на другой каркас будет очень непросто — они заточены на крепление "ликтрос-ликпаз" и широкую продольную балку определённой формы снизу. Причём при недостаточной жестости фиксации они начинают конкретно мотыляться под каркасом, съезжают назад и т.п., норовя обо что-нибудь перетереться. К тому же они дорогие и тяжелые. Конечно, они очень надёжны при условии правильной фиксации и неволочения по камням. Баллоны Чернецкого неприхотливы, дешевы, легки и надёжны. У меня Простор есть, но мне бы и в голову не пришло использовать отдельно его баллоны (Фрегатовские и куча рыжих).
Кстати, подходы у нас, в общем-то, одинаковые. Меня интересует именно максимальный комфорт. И ограничено время отпуска. И хочется длинных маршрутов. И много народу "на хвосте". Поэтому я всегда иду по схеме "переход-днёвка", в интересных местах типа тропы на Лену — даже две днёвки. Лень же собираться/разбираться, надо же когда-то и наслаждаться Байкалом. Плюс днёвки намечены в именно в определённых местах. И что делать на берегу в скверную погоду? Например, в дождь.
Кат на 4 человека я бы посмотрел из серии К-4 — К-6 Чернецкого. Лишнего места на переходе не бывает, разница в цене/весе минимальна, шестёрка должна быть чуть побыстрее (пропорционально кв.корню из длинны). Хотя эти катамараны проигрывают более фирменным по внешнему виду, но выигрывают по весу и цене. Забавный вариант — Рафтмастеровский "Егерь" с транцем, мой друг на таком ходит, но опять же — в нём теснее, мокрее, он гораздо тяжелее и хуже складывается. Но управляется приятно. Правда, больше трёх человек с вещами я в нём не представляю. Я для 4-х человек и определённых условий (осенняя клюква вверх по течению по извилистой речке) купил надувнуху Баджер РидЛайн 440. Она очень приятно рулится, вполне вмещает 4-х человек, собаку и вещи, даже есть тент. Стоит, кстати, гораздо дешевле Рафтмастера. Весит также — кг.40, но вот складывается в очень большую упаковку из=за жесткого пластика баллонов и большого транца. В купе не войдёт.
Да, у ката будет неприятная неожиданность — он очень неустойчив на курсе и к нему надо приноровиться. Проблема более-менее решается рулевым веслом сзади. Я заказал и наклеил сзади плавнички от "Баджера" — 4 шт., но ещё не испытывал. А так, если уйти с курса градусов на 5, дальше он начинает крутиться сам и руление мотором ничего не даёт. Гораздо быстрее сделать петлю, чем вернуть его на курс. Так что ни на секунду не отвлечся на рулении, а если прямо на кате накрыт стол?
29.05.2010, 01:08:10 |
И. Фефелов

 Глеб Михайлов:  а если прямо на кате накрыт стол?


Вахтовый метод — наше всё! :)
29.05.2010, 11:02:04 |
Artem KuharenkoХех)). Прошлым летом освоил управление катамарана с мотором "Хэндс-фри". Когда надоело сидеть возле мотора с затёкшими членами и слушать его шум, зафиксировал газ, обхватил рукоять управления (руль) большим и средним пальцами правой ноги, лёг на живот и продолжил путешествие с комфортом. Для адаптации достаточно нескольких минут. ))
07.06.2010, 20:59:59 |
Сергей Владимирович"Да, у ката будет неприятная неожиданность — он очень неустойчив на курсе и к нему надо приноровиться. Проблема более-менее решается рулевым веслом сзади. Я заказал и наклеил сзади плавнички от "Баджера" — 4 шт., но ещё не испытывал. А так, если уйти с курса градусов на 5, дальше он начинает крутиться сам и руление мотором ничего не даёт. Гораздо быстрее сделать петлю, чем вернуть его на курс. Так что ни на секунду не отвлечся на рулении, а если прямо на кате накрыт стол?"


Это ж куда вы ему мотор "впихнули",что он стал плохо управляться? ))))
07.06.2010, 23:51:50 |
Алексей Сухарев[cite;Андрей П] Кто-нибудь плавал по Байкалу на байдарке "Щука-2"?
Планируем пройти от Бугульдейки до истока Ангары вдвоем.
24.07.2010, 17:16:23 |
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную