Природа Байкала | О системе обеспечения безопасности в общественном самодеятельном туризме.
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина
О системе обеспечения безопасности в общественном самодеятельном туризме.
Юрий Власов(организационно находящихся в структуре ТССР или сохранивших принципы, существующие в самодеятельном туризме в Советское время)

Спортивные маршруты с преодолением препятствий на природе разделяются по видам туризма (водный, пеший, горный, спелео) и уровню сложности: некатегорийный маршрут, маршруты от 1-й до 6 категории сложности.
Для людей, путешествующих в труднодоступных, удаленных от дорожных сетей местах безопасность похода, умение оказать помощь товарищам, и при необходимости провести спасательные работы до приезда спасателей МЧС – имеет первостепенное значение.

Безопасность в системе самодеятельного (спортивного) туризма обеспечивается следующими элементами:
1) Многоуровневая система подготовки;
2) Функционирование туристских Маршрутно-квалификационных комиссий (МКК);
3) Тренировки и участие в туристских соревнованиях;
4) Традиции и идеология самодеятельного туризма.

1. Многоуровневая система подготовки в СТ:

Ступени подготовки:
начальная
базовая
специализированная
высшая.

Готовятся:
участники походов;
руководители походов;
инструктора, старшие инструктора, инструктора – методисты;
инструкторы-проводники;
судейские кадры.

Примерные учебные программы изложены в документах ТССР. Учебные планы и состав каждого учебного мероприятия утверждается Маршрутно-квалификационной комиссией. На каждой ступени курсов заложены элементы безопасности на основе опыта поколений и собственного опыта преподавателей. Это элементы как технические (правильное вязание узлов, организация страховки на скальном участке и пр.), так и организационно-тактические (организация жизнеобеспечения, тактика прохождения маршрута). Так же обязательными элементами программы является «организация доврачебной помощи пострадавшему», «Техника безопасности», Организация и проведение поисковых и спасательных работ.
В советское время обучение проходило в системе Института повышения квалификации туристских кадров (ныне ВСИТ). Профсоюзы финансировали значительную часть путевок участникам очных курсов, а так же зарплату, и командировочные расходы инструкторско-преподавательского состава. Выпускаемые туристские кадры обеспечивали безопасное функционирование всей системы профсоюзного туризма на плановых активных маршрутах. Сегодня в активном туризме в основном работают люди, не имеющие специальной туристской подготовки. А турпредприятия не имеют стимула по привлечению на работу квалифицированных кадров и для аттестации работающих.

2. МАРШРУТНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ КОМИССИИ.

Создаются в системе Федераций спортивного туризма. Полномочия утверждаются вышестоящей МКК. Рассматривают маршрутные книжки спортивных походов и дают заключение по следующим позициям:
1) Соответствие опыта руководителя и участников похода заявленному маршруту;
2) Реальность тактического плана прохождения маршрута; наличие запасных вариантов маршрута, и путей эвакуации;
3) Соответствие технического оснащения и экипировки требованиям безопасности для данного маршрута.
4) Устанавливает контрольные сроки, пункты, даты связи.
Консультируют участников путешествий. В федерации накоплена библиотека отчетов о путешествиях и методической литературы.

3. ТРЕНИРОВКИ И УЧАСТИЕ ТУРИСТОВ В СОРЕВНОВАНИЯХ

Соревнования и связанный с ними тренировочный процесс, направленный на совершенствование технических навыков, всегда рассматривались как подготовка к преодолению препятствий в условиях похода. А сами соревнования служили наглядным свидетельством спортивно-технической готовности групп к работе в сложных условиях.
Кроме того во всех видах туризма дистанции часто включают элементы самоспасения или помощи пострадавшему.
Этот принцип выработан в сложных экспедициях: «Группа должна быть самоспасаемой». Ведь в случае травмирования членов группы, счет времени идет на часы, а иногда и на минуты. Развитие этих навыков и умений должно быть стимулом для тренировок перед походом или экспедицией. Именно поэтому традиционные соревнования спелеологов на 9 мая всегда позиционировались, как соревнования спасательных отрядов!

Система спорта сегодня ориентирована лишь на чистый спорт: дисциплина «Дистанция», которая уже в значительной мере отошла от походной «реальности»… По линии спорта финансируются затраты на проведение соревнований: зарплата судьям и комендантской бригаде, командировочные и небольшой наградной фонд. Так же выделяются командировочные на сборную края для участия в Чемпионате страны, но поскольку эту сумму в федерации туризма приходится делить на 4 вида, соответственно команда гасит только около 25%. Остальное за свой счет. Хорошим стимулом достижения результатов служат премиальные за победу и призовые места в Чемпионатах России.

4. ТРАДИЦИИ И ИДЕОЛОГИЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА

Самодеятельный туризм – спорт коллективный. С советского времени в нашей среде заложены лучшие традиции товарищества, взаимопомощи и самоуправления. Принципы коллективизма. С самого начала занятий в секции, в клубе новичкам передается чувство ответственности за свою жизнь и жизнь рядом идущих товарищей:
«Пострадаешь сам — подведешь товарищей!».
«Твоя невнимательность, неграмотность, пренебрежение правилами ТБ может подвести друзей».
«Равнодушие неуместно там, где есть опасность для жизни товарищей!».

И сегодня никто из нас не пройдет мимо беды, если может оказать помощь. Наверное подсознательно мы понимаем, что бескорыстно помогая товарищам, оказавшись в сложной ситуации, мы также не будем лишены помощи.

В советское время в СССР существовала система общественных спасательных отрядов. Личный состав штатной спасательной службы Советов по туризму и экскурсиям не превышал 20 человек, включая начальника и спасателей на весь край. При отряде было небольшое необходимое количество техники и необходимое снаряжение. Но в помощь штатным спасателям существовали и общественные отряды, например при Красноярском краевом клубе спелеологов. При ЧС по схеме оповещения отряд собирался за два часа и был готов к выезду (тогда не было сотовых телефонов, такого количества техники и много го другого). Спасслужба обеспечивала транспортом, снаряжением. Спасфонд также был сформирован при отряде клуба. Выполнение спасательных работ было приравнено к гособязанностям. На предприятиях за «Общественным спасателем» сохранялся средний заработок. Профсоюзы финансировали снаряжение и экипировку отряда, спасательный фонд, учебно-тренировочные сборы.
Кстати, сегодня такая система взаимодействия существует во Франции.

В советское время при Советах по туризму существовали Региональные (муниципальные) клубы туристов, через которые финансировались соревнования, работа МКК, содержание помещений районных клубов.

Сегодня мы сами содержим общественные помещения, на собственные средства и средства участников проводим учебные мероприятия всех уровней, поддерживаем свою готовность придти на помощь товарищам.

(c) И.Н.Бурмак — Заместитель Красноярской Краевой Федерации спортивного туризма.

Данный текст публикуется мной для того чтобы "вольные" туристы понимали структуру системы безопасности в организованном самодеятельном туризме.
30.03.2012, 18:55:00 |
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную