Природа Байкала | Методика категорирования пешеходного маршрута
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыТурыИнтересыИнфоФорумыПосетители

Природа Байкала

Методика категорирования пешеходного маршрута
Страница 1 из 4: 1 2 3 4 всеСледующая
Марина Васильева (Красноштанова)Если формула подсчёта километража так актуальна, предлагаю продолжить её в другой теме, отвечу на все вопросы. В Регламенте, действительно, несведущему человеку с первого взгляда трудно сразу разобраться - что к чему...

Итак, у нас есть некий маршрут. Чтобы узнать его длину (а также, длину отдельно взятых его участков), мы берём курвиметр (либо нитку, либо линейку, либо глазомером, если позволяет опыт) - и прокручиваем весь путь СО ВСЕМИ ЕГО ИЗГИБАМИ (меадрами рек, поворотами тропы, радиальными заходами в интересующие места, разведками на соседние от пути перевалы и т.д.). Желательно, чтобы карта была как можно подробнее (не мельче 1:100000). Если есть крупнее, т.е. подробнее: 1:50000 - это очень здорово, но это редкость.

После прокрутки маршрута у Вас получилась некая цифра, например, 100км. Эту цифру мы умножаем на местный районный коэффициент. На Байкале он везде составляет 1,2 (коэффициент среднегорья).
Если шли по равнине: коэффициент 1,0 (например, по акватории Байкала)
Если шли по плоскогорью: коэффициент 1,1
Если шли по среднегорью: 1,2
По высокогорью: 1,3

В Регламенте указаны все районы России (что является - плоскогорьем, что - среднегорьем, что - высокогорьем), если не знаете - можно заглянуть.

Повторяю: все изгибы тропы, которые Вы запланировали на маршруте, Вы засчитываете в общий километраж (обходы заливов, повороты дорог и троп (например, Шумакская тропа имеет большой поворот перед подъёмом на 1-ю морену Шумакского перевала, и этот поворот на карте нанесён!)

Не входят в общий километраж только те накрученные Вами километры, где Вы сами плутали, ушли не туда, вернулись обратно, разведку делали в сторону пути, по которому пойдёте завтра, и т.д.

И ещё один момент: в случае, если Вы совершаете радиальное восхождение или экскурсию (радиально - значит туда и обратно одним и тем же путём, налегке) - в этом случае этот километраж засчитывается в общем ТОЛЬКО В ОДНУ СТОРОНУ. Несмотря на то, что обратный путь также занял время и силы.
22.04.2012, 08:40:34 |
Марина Васильева (Красноштанова)Коротко: линия пути в см на карте - умножить на масштаб карты (1, или 2, или 0,5) - умножить на районный коэффициент местности (1, или 1,1, или 1,2, или 1,3). Всё. И ничего лишнего.
22.04.2012, 08:51:11 |
И. ФефеловТак, понятно, спасибо!

А прописано ли в регламенте (прописано ли в регламенте) измерение длины маршрута не по карте, а по электронной карте/картооснове с помощью ГИС или ГИС-подобных средств, или с помощью GPS-навигатора? Полагаю, пока еще нет?
22.04.2012, 10:25:47 |
Марина Васильева (Красноштанова)Конечно, да! Если у Вас есть на маршруте GPS, то всё гораздо проще: его данные (длину пути) умножаем на районный коэффициент (1,2). Но работать с навигатором - тоже надо уметь, т.к., если Вы хотите, чтобы он зафиксировал все точки поворотов, его необходимо часто включать (на каждом повороте), иначе он Вам выдаст ровно прямёхонький путь, который не будет соответствовать действительно пройденному расстоянию.
22.04.2012, 11:05:10 |
И. ФефеловНет, собственно уточняю акцент вопроса.: это В РЕГЛАМЕНТЕ ПРОПИСАНО?

Навигатор, по большому счету, желательно не на каждом повороте включать, а держать включеным постоянно. (Если его включать на каждом повороте, он как раз-таки занизит длину пути, и причем тоже где-то в пределах тех же десятков процентов, что и дает горный коэффициент. Экспериментировал в этом плане - у меня получалось порядка 10 процентов.) Но тут, само собой, встает проблема батареек...
22.04.2012, 11:17:51 |
Марина Васильева (Красноштанова)Всё правильно, в длительном маршруте просто невозможно держать навигатор всё время включенным!
Акцент Вашего вопроса поняла, с уверенностью ответить не могу (т.к. изменения в Регламент вносятся каждые 4 года, а у меня нет в данный момент свеженького варианта 2012). Знаю, что этот вопрос поднимали на Совете ещё в 2008, и все последние отчёты прилагают информацию не только длины пути, но и обязательные реперы ключевых точек маршрута. Особенно, если у Вас первопрохождение маршрута, перевала, вершины - то без репера Ваш отчёт и рассматривать серьёзно не будут.
Загляните сами в регламент 2008 (на моей странице среди файлов), поищите.
22.04.2012, 11:27:11 |
Марина Васильева (Красноштанова)Добавлю: начиная с 2006 года, все первопроходные маршруты должны быть с приложением реперных точек. Я не знаю, где эта информация прописана документально, но лично мои маршруты подавались на Чемпионаты с реперами, так требовали в ГСК (главной судейской коллегии). В случае, если в отчёте нет реперов, то маршрут вылетает из призёров - 99% вероятности.
22.04.2012, 11:32:11 |
Марина Васильева (Красноштанова)И. Фефелов: Если идешь по ровной дороге, ровно (это не повтор предыдущего словосочетания, а речь о другом) и безо всяких остановок, то те же 5 км/ч и выйдут, но если расклад хоть немного другой, то пройденное расстояние раза в полтора-два снизится...
___________________________

Чтобы исключить все остановки в пути, и посчитать точную скорость движения, необходимо вести дневник на маршруте и высчитывать ЧХВД (чистое ходовое время движения). Загляните в мой файл "Пик Пильмана и кольцо на перевалы Ясные" - там приведены таблицы скорости движения, пройденного пути и затраченного времени.

Если всё это делать тщательно и чётко, то никаких "лишних" накруток и придуманных дополнительных коэффициентов не будет.
22.04.2012, 11:44:33 |
И. ФефеловСпасибо, посмотрю.

Исключать остановки как раз-таки в некотором смысле не надо, а, наоборот, их надо "включать" - в практическом плане ведь нас интересует в первую очередь фактическая итоговая скорость движения (= столько-то км пройдено за ходовой день в N часов), а не собственная скорость движения во время прохождения отдельных участков.
22.04.2012, 11:56:38 |
Марина Васильева (Красноштанова)Так вот, в отчёте и должно быть всё чётко отражено: и длина пути, и ЧХВД, и реальное время прохождения с остановками...
Я извиняюсь, но файл что-то не хочет загружаться. Я обязательно постараюсь его загнать, подождёте? Этот файл и другие люди спрашивали, поэтому я буду пробовать, раз уж пообещала... :-)
22.04.2012, 11:59:17 |
Марина Васильева (Красноштанова)Я поняла в чём дело: фото в файле, поэтому файл тяжёлый. Сейчас продублирую файл без фото (один текст). С фото - долго возиться, я сейчас уезжаю, сделаю это позднее, (возможно, завтра на работе).
22.04.2012, 12:14:17 |
И. ФефеловДа, конечно, в файл лучше вставлять уменьшенные фото.
22.04.2012, 12:15:07 |
Марина Васильева (Красноштанова)Нет, не получилось. Завтра попробую, сейчас уже опаздываю, бегу. Загляните тогда в файл "Пособие по составлению отчётов...", возможно, в нём Вы найдёте ответы на многие Ваши вопросы. А я в свою очередь обещаю вернуться к своим файлам и выложу их позднее.
22.04.2012, 12:36:34 |
Вячеслав Петухин

  И. Фефелов:   Навигатор, по большому счету, желательно не на каждом повороте включать, а держать включеным постоянно. (Если его включать на каждом повороте, он как раз-таки занизит длину пути, и причем тоже где-то в пределах тех же десятков процентов, что и дает горный коэффициент.

Но тут надо учитывать, что кроме занижения за счёт спрямления, которое исчезает, если держать GPS всё время включённым, есть ещё завышение за счёт ошибок. И порой эти ошибки очень существенны. Не говоря уже о явных "прыжках" (у меня как-то был такой "прыжок" на сотни километров - но это очень редко), при нестабильной видимости спутников постоянно бывают ошибки в десятки метров. И они делают трек "зубчатым", что может удлинить его очень значительно. По-видимому, степень ошибок может зависеть и от модели навигатора, но в любом случае сама проблема останется всегда.
22.04.2012, 15:02:48 |
И. ФефеловВидимо, так и есть. Помнится, как-то уже упоминал, что однажды в дельте Селенги мы получили точку, широта которой была точной, а вот долгота была отнесена на 5 км в сторону.
22.04.2012, 15:19:41 |
Андрей Зарубин

  Вячеслав Петухин:   Но тут надо учитывать, что кроме занижения за счёт спрямления, которое исчезает, если держать GPS всё время включённым, есть ещё завышение за счёт ошибок. И порой эти ошибки очень существенны.


Бывает в доме включеный GPS продолжает "идти", отсчитывать "пройденный путь" лежа на столе. За час может набежать несколько десятков метров. На открытой местности мой навигатор довольно уверенно фиксирует остановки. Где-то в густом лесу и глубоких ущельях видимо тоже могут быть ошибки с километражом, можно накрутить лишнего за счет скачков координат. Но все же, считаю, прибор точнее, чем пальцем по карте, определяет расстояние.

Пример из прошлогоднего похода. Два дня поднимались по речке. Мои попутчики удивлялись - два дня подряд проходим одинаковое расстояние, а по карте заметная разница(второй день по карте получилось меньше). Пройденное расстояние измеряли постоянно включеным навигатором. Пока речка была более менее большая, измерение по карте было ближе к истине, потом река стала меньше, повороты уже не отражались на карте, расхождение между картой и показаниями навигатора существенно увеличились. Собственно это и без навигатора было ясно, из практики прошлых походов - чем меньше река, тем больше ошибка в измерении расстояний по карте, необходим поправочный коэффициент. К-т применяем не тупо на всю реку(и уж тем более район), а по участкам, там, где река проходит хребты, к-т меньше, близкий к 1.0, если начались болота, расстояние надо умножать на 2-3, не ошибешься. Движение по суше более прямое, там такой большй к-т не применяем, подойдет 1,1-1,3.

Поправочный коэффициент мне нужен для планирования переходов, а не для отчетов, потому нет никакой корысти накручивать километры искусственно.

22.04.2012, 20:39:21 |
Александр Ермаковесть такой документ: "Русский турист
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ
ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ ТУРИЗМУ В РОССИИ"
из него:
1.9. Нормативная протяженность похода принимается как минимальная,
ориентировочная длина маршрута для данной категории сложности. Протяженность
может быть уменьшена (но, как правило, не более чем на 25% по сравнению с
указанной в таблице 2 при существенном увеличении на маршруте числа ОП или
ОФ. Протяженность маршрута в сильнопересеченной местности измеряется по
карте масштаба 1:100000, и полученный результат умножается на коэффициент 1,2.
Кому интересен процесс методики категорирования маршрутов - в нем все подробно написано.
Да, Марина, я прошу прощения, там по карте в 1 см - 1 км., но это видимо по современным :) а вот когда ходил в спортивные походы, то просто карт такого масштаба в пользовании просто небыло
22.04.2012, 22:16:53 |
Марина Васильева (Красноштанова)Александр, сейчас этим документом ("Русский турист", выпущен последний раз в 1996 году) уже давно не пользуются, он устарел. С 2000 года аналогичный документ называется Регламент, или "Правила соревнований по группе дисциплин МАРШРУТ вида спорта спортивный туризм".
Суть документа та же, но каждые 4 года он претерпевает небольшие изменения, вплоть до нормативов того или иного вида туризма.
Если есть желание, загляните ко мне на страницу в раздел "Файлы", Вы его там найдёте, но это вариант 2008 года, а 2012 у меня пока нет.

22.04.2012, 23:09:33 |
Марина Васильева (Красноштанова)Андрей Зарубин: если начались болота, расстояние надо умножать на 2-3, не ошибешься.
___________________
Это неверно. По Вашей логике получается, что Вы по болоту ходите туда-обратно и ещё раз туда (в 3 раза увеличим каждый отрезок). :-)
Время, затраченное на преодоление болота, не увеличивает его расстояние. Вы можете идти по болоту со скоростью 0,3км/ч, но за час вы пройдёте ровно 300м, и никак не больше. Если будете ходить зигзагами - пройдёте 360-380м, это как раз коэффициент 1,2-1,3, но уж никак не в 2-3 раза больше.

Если мне необходимо измерить абсолютно ТОЧНОЕ РАССТОЯНИЕ на каком-либо отрезке пути, я измеряю его парами шагов. (До 2-3 км это сделать легко, зная длину своего шага). Могу научить, если кому-то нужно.

О GPS. Это вещь, конечно, хорошая, и я ей пользуюсь в сложных походах, но голова человека - более точный прибор. У меня был случай на Шапшале, когда возвращались с горы в пургу по навигатору и по компасу одновременно. Сторонники навигатора рассорились со сторонниками компаса, потому что не совпадали точки БЛ. Так вот вышли в базовый лагерь абсолютно точно именно по компасу, взяв обычный азимут, а GPS показывал точку на 500м в сторону. Почему? Так никто и не понял... Потом больше такого не было. Но факт остаётся фактом: человеческий мозг выше техники. Надо в совершенстве владеть и компасом, и навигатором.
22.04.2012, 23:22:50 |
Вячеслав Петухин

  Марина Васильева (Красноштанова):   Но факт остаётся фактом: человеческий мозг выше техники.

На самом деле это факт в минус "человеческому мозгу". Так как говорит о неумении пользоваться навигатором (но умении пользоваться компасом). Только и всего.
22.04.2012, 23:54:46 |
Страница 1 из 4: 1 2 3 4 всеСледующая
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную