Природа Байкала | перевал Аэлита

Направление: север - юг
Соединяет долины рек:
Угутэрэ, Правая Билюты.

Время прохождения от границы до границы леса: 6-7 ч.

История и дата первопрохождения: разведка проведена иркутянами в ноябре 1978 г., первопрохождение - 6 сентября 1989 г., руководитель — Брензей И. А.

Перевал - достаточно несложный и красивый проход через хребет Тункинские Гольцы. Логичнее его идти с реки Угутэрэ самостоятельно или в связке с перевалом Мойготский, перевалом Тункинский.

Подход от границы леса на реке Угутэрэ вдоль ручья с преодолением нескольких морен, между которыми заболоченные поляны. Перевал расположен в центральном цирке, между цирками перевала Ангарский и Тункинский, с подходов не виден. Сворот к Аэлите перед вершиной с гребнем, напоминающим "павиана". Подъем вдоль ручья по крупноглыбовой осыпи.

В цирке открывается вид на перевал. Это однозначный провал гребня на замыкании цирка, левее и правее которого скальные стены. Перевальный склон - широкий кулуар, разделенный скалами на два узких кулуара. Подход под кулуар возможен вдоль ручья по мелкой светлой осыпи, а возможен траверсом с набором высоты левого (по ходу) осыпного склона. Слева при этом остается осыпной проход в цирк Ангарского - перевал Ленивых Туристов. От границы леса под кулуар - 2,5-3 ч.

Правый (по ходу) кулуар перекрыт в средней части "пробкой", выше которой гладкие наклонные плиты. Обход "пробки" по скалам достаточно сложен. Логичнее подъем по левому кулуару, вход в который скрыт скалой и снизу не виден. От правого кулуара движение влево-вверх около 100 м, далее по левому кулуару. Дно - средняя осыпь, выходы простых скал. Крутизна до 35°. В верхней части склона кулуары сходятся. Здесь стоит оригинальный жандарм - "перо" высотой около 20 и толщиной 1 м. Время подъема около 1 ч.

Гребень перевала скально-осыпной, седловина 30-40 м, с обеих сторон ограничена гладкими стенами.

Спуск к Правой Билюте по широкому (60 м) средне-осыпному кулуару (30-35°, 1 ч), зажатому скалами. Сброс высоты примерно в 1,5 раза больше, чем к Тунке. Из-под перевала до границы леса около 2 ч.

Первопроходцы по визуальной оценке перевал отнесли к исключительно лавиноопасным и прохождение его зимой и в межсезонье не рекомендовали.

Описание предоставлено Л.Е. Стрелюком.

Описание данного объекта можно найти в текстах:

И в фотоотчётах:

Страница 1 из 2: 1 2Следующая
Вид со стороны Угутэрэ

Вид со стороны Билюты

Вид вниз с перевала в сторону Угутэрэ

С подходов по Угутэрэ. Направо - к пер. Аэлита

К перевалу по Угутэрэ (вид с пер. Мойготского)

Вид с перевального кулуара в сторону Билюты

Ложный кулуар западнее п. Дипломник со стороны Пр. Билюты

На перевале

Ложный перевал Аэлита

Круговая панорама с перевала
3D-панорама Плоская

В круговой панораме притока Пр. Билюты из-под пер. Аэлита

Вид в круговой панораме с перевала Вредного

Перевал Аэлита со стороны Билюты

Подъём на перевал со стороны Билюты