Природа Байкала | перевал Акула

История и дата первопрохождения: 25.07.2022 группой Сергея Зубкова с Ю на С

Специальное снаряжение: Треккинговые палки

Состав группы:
Сергей Зубков, Олохтонов Владимир, Смирнов Дмитрий, Мелентьева Полина.

Записку не оставляли, турика не было, свой, насколько я помню, тоже не сделали или сделали, как-то было не до него, продумывали спуск, так как сверху он вообще не очевиден, следов цивилизации не найдено, материалов в сети и нигде не найдено, соответственно, считаем за первопрохождение.

(Тур всё же был сложен спустя год, ориентир: от седловины перевала смотрим в сторону п. Маттерхорн, при втором прохождении группой Зубковых и Ко. летом 2023 г. уже в обратном направлении с С на Ю)

Заходили со стороны ручья Среднего, от озерца на его притоке (озеро прозвали 8кой или гирькой, похоже на знак бесконечности) с кучей комаров, имейте это ввиду если решите там остановиться перекусить.
Подъём с южной стороны на перевал от озерца занял около минут 40-час, уклон ~45 градусов, местами больше, крутой, травянистый, с парой выносов-канав каменистых, при наличии треккинговых палок особо проблем не возникло ни у кого из участников маршрута.
Наверху перекусили, дальше начиналось самое интересное.

Погода была отличной, солнце, сухо, в дождь крайне не рекомендуем там ходить, так как северный склон более 55-60 градусов местами, почти весь травянистый со скрытыми камнями под и над растительностью и чем ближе к нижней части, тем выше градус уклона. На всех фото угол отображается меньше, чем есть фактически.

Идя траверсом, попарно, перебежками, дабы не спустить ничего ни на кого, шли вниз с забором вправо по ходу движения, стараясь быть ближе к сбегающему из под скалы, в виде выныривающей акулы, ручью.

Ориентировочно на середине спуска нашли ручеёк, восполнили запас воды.

В какой-то момент, спустя полутора-двух часов, точно не фиксировали, напряжённого спуска и нескольких очень крутых участков вдоль ручья, мы оказались в очередной раз на травянистой крутой полке с резким обрывом, где справа - ручей переходящий в водопад и ещё правее вертикальная скалистая стена вверх, вперёд - большой обрыв, вертикальная стена вниз и ходу нет, назад - не вариант, это ориентировочно уже 90% подъёма наверх шагать, слева - скалы и вроде как полка уходит куда-то там вдоль скал за поворотом и было решено проверить позволяет она пройти левее или нет.

Хочется отметить, что это была вторая такая уже ситуация, но в первой мы смогли уйти ниже прижавшись к ручью и налево ходу не было, там насколько я помню, переходила полка просто в обрыв, здесь же ниже не давал пройти вертикальный сброс.

Уходим на левый край полки(на запад) до кустов и там сброс из много метров превращается в около 2-2,5м вертикального спуска, заросшего кустами на его протяжении, что позволило за них цепляясь руками, развернувшись, аккуратно спуститься, прыгать в любом случае в конце пришлось, кустов для фиксации см на ~50 не хватило.
Далее спуск не сразу, но выполаживался, шли по камням, было много колючих кустарников, перекусили на одном из каменных выносов, так как очень много энергии отнял спуск, позже мы без проблем спустились к реке Ара-Ошей и продолжили свой путь уже по тропе.
Как сказал Сергей про этот перевал - "это очень уверенная 2ка А", доверимся его большому опыту)
P.s. Возможно упущены некоторые детали, так как описание написано спустя 10 месяцев, надеюсь фото всё компенсируют.
Всем удачи и хорошей погоды на маршруте!

Вид на южный склон Акулы

Вид сверху на южный склон и выбранную кривую подьёма

Обзор с перевала на долину ручья Среднего

Вид с перевала Акула на Маттерхорн и перевал Август

На седловине

Панорама с перевала на долину реки Ара-Ошей

Фото пока неочевидной скалы с данного ракурса

Верхняя часть северного склона перевала

Для понимания градуса склона

Спускаемся

Берем правее, вдоль ручья, к ущелью

Идём вдоль ручья до полки

Упёрлись в обрыв на очередной полке, смотрим проходы левее, вверх по течению

Нашли спуск

Обзор вариантов прохождения. Голова выныривающей акулы уже стала чётче

Ещё обзор полок и вариантов прохождения

Вид с долины реки на перевал и силуэт Акулы

Просмотр всего северного склона с горы напротив