Природа Байкала | перевал Алмаз

Направление: восток - запад
Соединяет долины рек:
Анамакит (Ангарский), Асикта.

Время прохождения от границы до границы леса: Чистое ходовое время от ГЗЛ на Асикте до кустарниковой зоны на Анамаките – 10 переходов по 40-45 минут ч., зимой: зимой потрачено 2 дня, 17 км, до настоящего леса + ещё полдня по Анамакитскому каньону 2Б, итого – от леса до леса 2,5 дня). Неизбежен ночлег в гольцовой зоне.

История и дата первопрохождения: группа п/р Тюрка, 1987

Перевал в Верхнеангарском хребте.

Описание зимнего прохождения:

Подъём

ГЗЛ со стороны Асикты находится в устье ручья Надежда. Ночлег с дровами возможен только здесь.

Подъём серпантином по высокому ригелю на правый берег Надежды. Далее - движение правым берегом (орогр.). До стрелки ручья 3 перехода по 40-45 минут. Здесь кончаются и редкие кусты. После стрелки движение правым берегом правого ручья. Один переход (40-45 мин.) до расширения долины перед высоким ригелем, который выглядит, как перевал, но это не перевал, а только ригель. В этом месте возможен холодный ночлег. Набор высоты от ГЗЛ +500 м.

От широкой долины в левый по ходу цирк подняться серпантином на высокий ригель. Далее – правым по ходу склоном следующей (короткой) долины, ведущей в цирк перевала Алмаз от широкой долины.

До основания перевала - 2 перехода по 40-45 минут на лыжах. Далее ещё одни переход – подъём на лыжах серпантином левым по ходу склоном (не круто, набор высоты 170 м), далее – траверсом вправо по ходу, к нижней точке широкой седловины перевала Алмаз.

Тур находится посередине седловины, на большом камне, за который можно закрепить веревку.

Итого от ГЗЛ до перевала – 7 переходов по 40-45 минут.

Спуск

С перевала открывается вид на большой цирк и верховья западного истока Анамакита Ангарского. Спуск просматривается плохо из-за большой крутизны склона и нависающего снежного карниза, который находится прямо под туром.

Обойти карниз справа по ходу, используя верёвку (закрепленную за тур) и спусковое устройство. Под карнизом есть большой камень, за который закрепить 2-ю верёвку и спуститься прямо вниз по линии падения. Этот же большой камень является и укрытием от возможного падения карниза. Крутизна склона - 45°, местами - 50°. Много снега. Первый участник, спускаясь, прорывает жёлоб в снегу, чтобы спустить лишний снег. После 2-ой верёвки – спуск прямо вниз, лицом к склону, способом «три такта», так же по линии падения, по искусственному жёлобу. Спуск всей группы (8 человек) к основанию перевала – 45 минут. У подножия перевала высота 2060 м.

Далее – тропление на лыжах по руслу ручья, или кое-где по правому берегу ручья, выход на западный исток Анамакита Ангарского. Один переход по ручью (левый приток Анамакита) до реки Анамакит, и ещё один переход до Анамакитского каньона. Здесь рекомендуется встать на ночлег, в зоне кустов и мелких деревьев. Не смотря на то, что леса здесь нет, дров много (сухой стланик, корни). Высота – 1440 м. Впереди по ходу – каньон 2Б (8 верёвок на спуск по льду от 30 до 90 градусов). Следующий ночлег возможен только внизу каньона, там же есть охотничье зимовьё на стрелке Анамакитов.

Наиболее целесообразным и логичным (из соображений безопасности) является схема построения лыжных маршрутов на Верхнеангарском хребте с запада на восток. Это диктуют преобладающие зимой западные ветры, которые надувают в сторону востока большие снежные карнизы. Многие перевалы именно с восточной стороны имеют наибольшую крутизну. Обилие выпадающих зимой осадков в виде снега делают в это время года Верхнеангарский хребет очень лавиноопасным!

Описание составлено Васильевой М.М.

Описание данного объекта можно найти в фотоотчётах: