Природа Байкала | перевал Архар

Направление: восток - запад
Соединяет долины рек:
Шаньга, Порог.

Время прохождения от границы до границы леса: От границы леса на р. Шаньго до подножия перевала – 1 час 30 минут по слабой тропе со скоростью 3,2 км/ч. От подножия ригеля до границы леса на реке Порог - не более 1 часа ходу при средней скорости движения – 2,2 км/ч

Описание прохождения в направлении: восток – запад:

Подъем на морену (30мин), наверху морены есть удобная площадка с водой для ночлега. Движение вдоль ручья или прямо по ручью, круто вверх – 1 час (спортивной группой). Крутизна склона достигает местами 45 градусов, но везде проходится пешком, иногда встречаются отдельные высокие ступени около 1-1,5м. Характер склона – каменистый, устойчивый.

Тур находится посередине седловины. На восточной стороне от седловины вниз свисает нетающий всё лето снежник, на котором может образовываться карниз.

Спуск с перевала Архар осуществлять ближе к склону пика Сакукан, по осыпному кулуару, а не по снежнику, т.к. снежник может обрушится. 40 минут спуска по средним и мелким осыпям с использованием альпенштоков или средств, их заменяющих, с выходом на травянистый склон слева по ходу. С крутого травянистого склона серпантинами спуститься на небольшую ровную площадку перед ригелем. Спуск с ригеля справа по ходу до реки Порог занимает ещё 40 минут. Далее - брод через р. Порог на правый берег. Слабая тропа пропадает в зоне кустов и леса.

Описание прохождения в направлении: запад - восток:

Снизу, от реки Порог сначала надо подняться на ригель до ровной площадки у подножия перевала. Время прохождения ригеля – 50-60 минут. Есть слабые тропы.. От подножия перевала сначала движение по крупной и средней осыпи, затем по мелкой осыпи к кулуару. На седловине – 2-3-метровый карниз снега. Время подъёма – 1 час 30 минут.

Спуск по осыпи, затем по ручью до высокого ригеля. Ригель легко обходится справа по ходу. Имеются слабые тропы. Время спуска до верхней части ригеля – 1 час 20 минут. Здесь можно передохнуть, есть вода. Время спуска до реки Шаньго и ГЗЛ – 1 час. Далее – хорошая тропа левым берегом реки Шаньго до самого устья.

С перевала хорошо просматривается вершина Трактор по правому берегу реки Порог, там же перевал Порог (Вятка), пики верховьев реки Шаньго. От перевала Архар можно совершить восхождение на пик Сакукан, 2950м, категория сложности 1Б. Восхождение займёт 2 часа 20 минут при благоприятных условиях и спортивном темпе группы (от седловины).

Зимой обе стороны перевала Архар могут быть лавиноопасны, особенно восточная сторона со снежным карнизом, который не тает даже летом. Для прохождения зимой перевала Архар потребуются кошки, в верней части восточного склона необходимо будет соблюдать дистанцию между участниками. Может понадобиться верёвка. Обязательны противолавинные средства. От границы до границы леса зимой, скорее всего, группа пройти не успеет без предварительной обработки склона, поэтому необходимо иметь опыт холодных ночлегов с использованием горелок, либо заносить дрова под перевал и ночевать под перевалом. Подъем летним вариантом (по кулуарам) - зимой возможен только при отсутствии снега на склонах.

Описание составлено М. М. Васильевой (Красноштановой)

Описание данного объекта можно найти в текстах:

И в фотоотчётах:

Вид со стороны ручья Шаньга

Вид с перевала на ручей Шаньга

Ночлег под перевалом со стороны ручья Порог

Подъём на перевал со стороны ручья Порог