Природа Байкала | перевал Бемедин

Соединяет долины рек:
Илтыкшин, Левый Шумак.

Время прохождения от границы до границы леса: 6-7 часов

Специальное снаряжение: веревка основная - 1 конец, веревка вспомогательная - 1 конец. Обвязка, карабины, каска, альпеншток - каждому.

Сложность перевала 1Б* соответствует указанной в официальном Перечне классифицированных перевалов среднегорья ФСТР.

От границы леса (кедрачи) на реке Шумак подъем по конной тропе сначала правым (орографически) берегом, затем левым до озер занимает около 1 ч. Постепенный набор высоты. От верхней части озера Ногон-Нур перевал смотрится косым узким кулуаром, пересекающим склон вверх-влево. Перевальная седловина - неглубокий V-образный провал.

От озера подъем по осыпям, крутизна внизу около 20°, выше 35-40°, при подходе к кулуару увеличивается до 45°. Общая протяженность осыпей около 200-250 м. Борта кулуара скальные, разрушенные. При подъеме придерживаться правого (по ходу) борта. Первые 60 м - мелкая и средняя осыпь на дне кулуара крутизной 45-50°, местами плотный обледеневший снег. В средней части кулуара крутизна увеличивается до 60°. В верхней части (40-45 м) кулуар раздваивается, идти левым желобом, крутизна 50-55°, перила.

Седловина - резкое понижение в гребне, тур в центре седла.

Спуск в сторону Илтыкшина по осыпи крутизной 40-45° и протяженностью 180-200 м; движение вдоль скал слева. Далее - травянисто-осыпной склон крутизной 20-30°.

Время на прохождение перевала около 3 ч.

Долина Илтыкшина труднопроходима; в каньоне, троп нет, мест для установки палаток тоже. Ниже крупного правого притока через 3-4 км на берегу зимовья (с реки видны). От зимовий выход по зимнику в посёлок Шимки.

Описание предоставлено Л.Е. Стрелюком.

Дополнение. В данном описании указана явно завышенная крутизна склона со стороны левого Шумака. По состоянию на август 2020 г, там осыпь до 45 градусов; кулуар явных развилок не имеет. Со стороны Илтыкшина крутизна осыпи - до 35 градусов.

Со стороны Илтыкшина перевал выражен слабо. Видно только длинное практически ровное понижение водораздельного гребня. В центре понижения есть небольшой трявянисто-скальный выступ, контрфорс. Он и закрывает нужный нам кулуар, расположенный на границе чёрной и рыжей осыпи. Кулуар косой, 200-300 м, 35 градусов, начинается из образованной рельефом ямы справа налево. Чтобы не лезть в яму, можно, миновав верхнее озеро, вправо-вверх пересечь сопредельный контрфорс (трава, скалы, до 55 градусов, но мало - проходится просто) и выйти в кулуар. Время подъёма от озера 40-60 минут. Камнеопасность низкая. Седловина перевала скальная, узкая, тур справа.

В сторону левого Шумака уходит длинный (500-600 м) узкий кулуар до 45 градусов (на коротких отдельных участках частично осыпавшихся скальных ступеней до полуметра - круче), расширяющийся внизу. Осыпь мелкая, перемежающаяся со средней. Высокая камнеопасность! Пробок и скал нет, кулуар просматривается до озера Ногон-Нур. Крутизна не уменьшается до выхода на морену над озером.

В отдельные периоды в кулуаре возможно наличие льда; тогда потребуются перила. При сухом состоянии склона кулуар проходится без верёвок.

На спуске лучше следовать левому по ходу скальному борту, за который можно придержаться руками. Выход на морену 20 градусов, и через 200 м небольшой пляж: песчаный берег озера. Выше озера по бугру проходит Великая Народная Тропа.

Со стороны Левого Шумака перевал характерно узнаваем: длинный косой кулуар справа налево над озером Ногон-Нур.

Описание составлено К. Н. Сухановым

Описание данного объекта можно найти в текстах: