Природа Байкала | перевал Четырёх

Направление: восток - запад
Соединяет долины рек:
Зун-Гол, Шумак-Гол.

Время прохождения от границы до границы леса: 3,5 - 4 ч.

История и дата первопрохождения: в мае 1974 года в снежной лавине при прохождении перевала погибли четверо туристов из г. Улан-Удэ. Перевал назван в память о них.

От границы леса (листвяк) на реке Зун-Гол подход под перевал правым берегом вдоль каменистого русла ручья. Набор высоты постепенный, под перевалом — невысокая морена.

Перевал просматривается издалека прямо по ходу: высокое неглубокое понижение гребня на повороте долины с юго-востока на северо-восток, справа ограничен скальными склонами. Подход под перевал занимает около 1 ч. Справа от перевала Четырёх — перевал Лабиринт (1Б) — широкая овальная седловина со скально-осыпными кулуарами на склоне. Слева, в глубине цирка, — перевал Семинаристов (2А). Чуть левее перевальной седловины на Четырёх хорошо просматривается высокая стела из дюралюминия.

Подъём на перевал начинается от поворота долины и проходит по осыпному склону (осыпь от мелкой до средней), уклон внизу — 25-30°, наверху — до 40-45°, около 350 м, 1 ч. Осыпь подвижна, возможен сход камней, поэтому при подъёме лучше придерживаться правой части разрушенных скальных выходов.
Седло перевала широкое осыпное, слева на возвышении — памятник.

Спуск к Шумак-Голу по осыпному склону, крутизна в верхней части — 35-40°, с постепенным выполаживанием книзу. Далее по моренным валам вдоль ручья. Участки болотин, значительный сброс высоты. Со стороны Шумак-Гола перевал смотрится широким овальным осыпным седлом слева под вершиной. До границы леса от перевала 1,5-2 ч, движение по тропке левым берегом. Граница леса - кедрач, с дровами хорошо.

Протяжённость спуска — 350-400 м.

Описание предоставлено Л.Е. Стрелюком.

Описание данного объекта можно найти в текстах:

И в фотоотчётах:

Страница 1 из 2: 1 2Следующая
Положение в гребне со стороны Шумак-Гола

Вид со стороны Зун-Гола зимой

Верхняя часть перевала со стороны Зун-Гола

Вид в панораме с вершины 2970

Вид со стороны Зун-Гола (с вершины 2970)

С вершины 3039 в гребне между Архатом и Поисковым

Вид в круговой панораме с вершины 3039
3D-панорама Плоская

Перевалы Четырёх и Лабиринт с Архата

Вид со стороны реки Зун-Гол

Вид с подходов по реке Зун-Гол