Природа Байкала | перевал Дружба

Направление: восток - запад
Соединяет долины рек:
Асикта, Огдында-Маскит.

История и дата первопрохождения: группа п/р Новицкаса, 1988 г.

Перевал в Верхнеангарском хребте.

Описание зимнего прохождения с запада на восток:

От ГЗЛ со стороны р. Огдында-Маскит до цирка перевала – 9 км, 3-4 часа чистого ходового времени. Подъём от основания до седловины – 1 час 30 минут.

Подъём на ригель левым (орогр.) бортом ручья, до выположенной площадки под скалами левого берега занимает около 3 небольших переходов. Далее – долгий подъём тем же берегом под перевал. Самый крутой и высокий моренный увал – непосредственно перед цирком перевала. Ночлег – в цирке. С вечера – обработка перевального склона – протропить вверх до седловины и повесить 1-ю верёвку на спуск. Это необходимо сделать для того, чтобы сократить время нахождения на лавиноопасном участке восточного склона утром.

Наутро – подъём к основанию перевала в лыжах – 40 минут. Далее, подъём строго вверх, с соблюдением дистанции 50-100м между участниками. В верхней части склона – движение вправо по ходу под выступающие камни, выход на седловину справа по ходу.

На неширокой седловине – гребень с карнизом в сторону спуска (на восток). Движение по гребню к самой низкой части седловины траверсом.

Далее – спуск по веревкам (4 по 50 м) со спусковыми устройствами, прямо вниз, по линии падения. В 3 м от седловины глубокий бергшрунд (летом его нет), шириной 1,5-2 м и глубиной – около 5 м, который надо перепрыгнуть, используя верёвку как опору.

2-ю веревку закрепили за одиноко торчащий камень (единственный на заснеженном склоне). Также вариантом крепления верёвки могут быть ледорубы, воткнутые в снег. Спустились к основанию перевального склона и далее, к ГЗЛ за 2 часа 30 минут. От основания перевала можно вставать на лыжи. Потом вниз с ригеля съехали правым бортом до сброса ручья. Перед сбросом ручья – перейти на левый берег.

Перевал очень лавиноопасен, особенно восточная сторона! Необходимы все меры безопасности: предварительная обработка склона, соблюдение дистанции между участниками, наличие лавинных лент и биперов, ранний подъём и раннее прохождение перевала в максимально быстром темпе, при отсутствии перегруженности снега на склоне.

Летом на спуске с перевала понадобится не более 2 верёвок. Время прохождения также будет уменьшено.

Описание составлено Васильевой М.М.

Описание данного объекта можно найти в фотоотчётах:

Западная экспозиция (сторона Огдында-Маскит). Ночлег в цирке перевала

Подъем на седловину

Гребень перевала, спуск – вправо на снимке

Спуск с пер. Дружба: П. Зозуля преодолевает бергшрунд; 1-я веревка

Спуск с перевала Дружба. 2-я веревка

Восточная экспозиция (сторона Асикты)