Природа Байкала | перевал Фрам

Направление: восток - запад
Соединяет долины рек:
Эхе-Булнай, Ара-Ошей.

Время прохождения от границы до границы леса: 6-7 часов.

История и дата первопрохождения: совершено иркутянами 6 ноября 1988 г. со стороны Ара-Ошея, руководитель П. Тихонов.

Специальное снаряжение: зимой - веревка основная -1, лавинное снаряжение. Альпенштоки, каска - каждому.

Сложность перевала 1А соответствует указанной в официальном Перечне классифицированных перевалов среднегорья ФСТР.

Перевал расположен в самых верховьях Ара-Ошея в створе долины. Отлично виден на подходах за 10-15 км - это неглубокое понижение гребня правее трапециевидной вершины.

От границы леса на Ара-Ошее (1900 м) - движение на лыжах по руслу реки. В районе каменных завалов в русле - выход на правый берег и по нему к морене (1,5 часа). Морену обходим слева по ходу по ручью с выходом к озеру (30 минут, 2647 м). Выше озера - подъем без лыж вправо-вверх по крупно- среднеосыпному склону (300 м, 35-40°) до сильно разрушенных трещиноватых скал ригеля. Через 50 м скалы кончаются, ригель выполаживается (1 час 15 минут). Отсюда хорошо видна седловина Фрама. Справа в глубине цирка — перевал Самарский 1А.

Дальнейшее движение - влево-вверх на лыжах по желобу между склоном и ригелем; наст. Верхняя часть желоба до 30°, 35 минут.

Подъем на перевал пешком, траверсом вправо-вверх по крупно- среднекаменистому осыпному склону (300 м, 40-45°, 30 минут) под скалы. Далее - крутой траверс у основания скал вправо-вверх (50 м, до 50°, 10 минут) на седловину.

Перевальная седловина широкая, возможна ночевка. Отличная панорама в долину Ара-Ошея. Тур в самой низкой точке седла.

Спуск к Эхе-Булнаю от тура по крупнокаменистому осыпному склону (250-300 м, 40-45°) сначала в широкий камнеопасный кулуар, затем полутраверсом влево на контрфорс (100 м, 40°), заканчивающийся уступом в 2-3 м, обход которого слева. Далее спуск по осыпям (250-300 м, 30°, 1 ч 10 минут) до долины Эхе-Булная.

Из-под перевала до границы леса движение левым берегом по пологой долине (1 час 15 минут).

Учитывая хорошую проходимость Эхе-Булная, долину его можно рекомендовать для заходов под перевал отсюда. Перевал при этом выражен плохо. Над границе леса низкое просторное понижение, ведущее в долину Бого-Булная - перевал Олимпийский н/к. Фрам значительно севернее. Это высокий скально-осыпной склон со слабовыраженной овальной седловиной.

При большом снеге склон Ара-Ошея потенциально лавиноопасен. Возможно, потребуется применение перил около 40 метров.

Описание предоставлено Л.Е. Стрелюком.

Описание данного объекта можно найти в текстах:

Вид со стороны Эхе-Булная

Вид с Эхе-Булная

Со стороны Ара-Ошея (от пер. Улан-Дабан)