Природа Байкала | перевал Хургутыгол-Дабан

Высота: 2633 м

Направление: север - юг
Соединяет долины рек:
ручей Средний, ручей Поисковый.

Время прохождения от границы до границы леса: 3,5 - 4 ч., зимой: 3-3,5 ч.

История и дата первопрохождения: перевал проходили в разное время и давали ему разное название: Мартовский, Колезова и т.д. Путаница усугублялась тем, что на хребтовках этот участок основного хребта был показан неверно - хребет разделял ручей Поисковый и Хаюрту (подписанную на хребтовках как Хургуты-Гол) напрямую. Что и отразилось в названии перевала.

Данный перевал логично включать в нитку маршрута на кольцевом выходе (ходится за 1 день) для акклиматизации и более полного знакомства с районом.

Со стороны ручья Среднего (верхний приток) граница леса находится выше Т-образной стрелки ручья (кедрачи, много дров). Дальнейший подъем круто вверх правым берегом ручья, который течет здесь в каньоне, образуя водопадики. Справа (по ходу) виден перевал Хургуты Восточный (Молодежный) (1б*). После резкого взлета широкая плоскотина. Отсюда вправо просматриваются два высоких кулуара около 1б через основной хребет, а слева-впереди осыпной склон полого выходит на склон - это седловина перевала. Гребень волнообразный, седловинки три: левая и центральная рядом, а правая чуть дальше и отделена вершинкой. Истинная - центральная. Подъем по средне-крупным осыпям 200-250 м, до 35°. От границы леса до седла 1,5-2 ч.

Гребень перевала широкий. В сторону ручья Среднего скальные сбросы (с правой седловины сброс 80-100 м).

Спуск с перевала по широкому кулуару (50-60 м, 40-45°). Ниже осыпной склон около 150 м, 30-35°. При спуске придерживаться осыпного склона слева. Время - 15-20 мин.
Под перевалом обвальный вал. Лазание по чемоданам. Уходить вправо-вниз с выходом в долину ручья. Здесь движение вдоль русла, болотины, полого. Лес начинается ниже стрелки верховий руч. Поискового (кедрачи), сюда из-под перевала около 1-1,5 ч.

Со стороны ручья Поискового перевал виден с морены на повороте долины с севера на северо-восток. Это выраженный широкий кулуар между скальными стенами.

В зимнее время подход под перевал на лыжах. При отсутствии лавинной опасности подняться серпантином можно на само седло. Кулуар потенциально лавиноопасен, однако слева под скалами возможен обход. Выкат из-под перевала до границы леса на лыжах. На повороте ручья каньончик, два ледопада по 4-5 м.

Описание предоставлено Л.Е. Стрелюком.

Описание данного объекта можно найти в текстах: