Природа Байкала | перевал Крупенина

Соединяет долины рек:
Зун-Хандагай, Крутая.

Время прохождения от границы до границы леса: 5-7 ч., зимой: 7-10

История и дата первопрохождения: первопрохождение совершено в 70-х годах туристами г. Ангарска. При первопрохождении попал в лавину участник похода Крупенин, в память о котором и назван перевал.

Специальное снаряжение: веревка основная и вспомогательная - по 1 концу, петли расходные - 3-4, страховочная система, каска - каждому.

Перевал является интересным и технически сложным проходом через хребет Тункинские Гольцы и до последнего времени считался эталонной 2А для этого района. Однако, мы считаем, что истинная сложность перевала 1Б. Натечный лед в кулуаре и на водопаде дает возможность повысить категорию в отдельные сезоны до 2А, т.е. общая 1Б*.

Подъем со стороны Зун-Хандагая пологий и не представляет трудности.

При подходах по Зун-Хандагаю перевал виден еще от границы леса - это глубокая овальная седловина в левой (по ходу) части верхнего цирка. Левее его - пик Шелехов, правее - массив Иглы Хандагая. От границы леса движение правым берегом реки по развалам курума, далее - обход озера правым берегом и движение заболоченным и заросшим карликовой березкой бортом долины. Налево (по ходу) открывается цирк перевала Динозавр (1А). Выше цирка начинается подъем на мощный ригель, отделяющий верхний цирк от нижнего. За ригелем - большое озеро Марабец. Обход его справа (по ходу), до этого места около 2-х часов хода. Слева в глубине цирка просматриваются перевалы Лазаря (1Б*) и Рубин (2Б*), разделенные пиком Москва. Дальнейший подход под Крупенина вдоль ручья с настойчивым набором высоты, движение по осыпям и болотинам. Собственно перевального взлета нет - верховья распадка полого (25-30°, 200 м) выводят на перевальную седловину, от Марабец около 1 ч.
Седловина перевала широкая, осыпная, в сторону Китой обрывающаяся двумя кулуарами в центре седловины находится тур, куда воткнута звездочка - остатки памятника Крупенину.

Спуск проходит по правому кулуару (левый камнеопасен с серией водопадиков, хотя и короче). Протяженность кулуара 100-110 м, ширина 5-8 м, крутизна около 45°. Верхняя часть кулуара особенно разрушена (мелкая дресва, грунт) и камнеопасна. Начинать движение здесь лучше под правым склоном, а ниже прижиматься к левому склону, где отрицательная стенка кулуара образует нишу. Возможен натечный лед. В нижней части кулуар обрывается водопадной ступенькой 3-4 м, ниже которой слева впадает второй кулуар с седловины. Отсюда следует резкий поворот вправо, донизу 150-180 м, 40-45°, спуск по узкому щелеобразному кулуару, зажатому скалами. Здесь также возможен натечный лед, камнеопасно. От основания кулуара до дна цирка по осыпям около 200 м, 30-35°. Время спуска "ногами" около 1 ч, при навешивании перил - 2-3 ч. Крепление перил затруднено - породы разрушены. При навешивании перил в верхней части кулуара нежелательно сдергивать веревку, т. к. велика возможность схода камнепада.

Со стороны реки Крутой перевал Крупенина выглядит массивным провалом в самом конце цирка с кулуаром-щелью на спуске.

Из-под перевала движение по осыпям. До границы леса необходимо преодолеть 3-4 моренных вала. Придерживаться правого склона, ниже перевала Удачного здесь появляется тропка.

Продолжительность 1-1,5 ч.

В зимнее время подход под перевал на лыжах занимает около 4 ч. При выходе на перевальную седловину склон слева (по ходу) потенциально лавиноопасен. Придерживаться осыпей и скал справа. На спуске в кулуаре возможен натечный лед или наст. Однако, в целом, зимнее прохождение в техническом плане может оказаться проще летнего, т. к. крутые осыпи в кулуаре пройдутся по ступеням. Повышенная лавинная опасность в месте поворота кулуара, которая сохраняется и ниже поворота и на спуске в цирк. Придерживаться боковых скал справа. При жестком насте или льде возможно потребуются перила 3 веревки по 40 м наверху и 100-120 м ниже поворота кулуара.

Время спуска и выката до границы леса 3-5 ч.

Описание предоставлено Л.Е. Стрелюком.

Описание данного объекта можно найти в текстах:

И в маршрутах:

Положение в гребнях со стороны Крутой

Положение в гребне со стороны Зун-Хандагая

Вид со стороны Крутой

Вид со стороны Зун-Хандагая

Вид в круговой панораме верховий Крутой
3D-панорама Плоская

Вид со стороны Крутой

Вид сверху в долину р. Крутой

Вид из середины в долину р. Крутой

Вид в панораме от озера Марабец

Вид в круговой панораме верховий Зун-Хандагая
3D-панорама Плоская

Вид в круговой панораме с жандарма п. Шелехов