Природа Байкала | перевал Лазаря

Направление: северо-восток - юго-запад
Соединяет долины рек:
Зун-Хандагай, Барун-Хандагай.

Время прохождения от границы до границы леса: 5-6 часов.

История и дата первопрохождения: совершено москвичами в лыжном походе V к. сл. 198? г. Название дано в память об участнике, получившем травму при подходах и сошедшем с маршрута (кличка). Но это неточно, т. к. летом 1988 г. иркутянами в туре была обнаружена записка группы из Улан-Удэ, считавших себя первопроходцами и называвшими этот перевал "Денеб".

Специальное снаряжение: веревка основная и вспомогательная - по 1, страховочная система, альпеншток, каска - каждому.

Сложность перевала 1Б* соответствует указанной в официальном Перечне классифицированных перевалов среднегорья ФСТР.

Перевал Лазаря параллелен перевалу Динозавр 1А и находится севернее пика Динозавр. Самостоятельного значения не имеет и может быть использован для связывания верхних цирков рек Зун- и Барун-Хандагай.

Подход по реке Барун-Хандагай под перевал занимает 2-2,5 ч. Значительный набор высоты; движение вдоль реки по болотинам и осыпям. Справа по ходу остается перевал Динозавр 1А, несколько выше слева - перевал БЕПКАН 1А. Перевал Лазаря находится северо-западнее перевала Динозавр. С подходов он скрыт отрогами пика Динозавр.

Перевал Лазаря - это глубокий скальный провал с несколькими седловинами между пиками Москва и Динозавр. На перевальном склоне участки осыпи и травы, скалы. Линия подъема неоднозначна. Классической является самая правая седловина, однако мы даем описание более простого и логичного пути, т. к. при подъеме справа встретятся разрушенные скалы и участки крутой мелкой осыпи.

Начало подъема слева под щелеобразной седловиной. Скальный кулуар обходится слева по травянистым полкам (40-50 м, 35-40°); далее траверс вправо-вверх по травянисто-осыпным полкам (100-120 м). Технической сложности этот участок не представляет. Однако траверс проходит над сбросами. Выход под скальные стенки, откуда движение необходимо осуществлять уже с перилами (около 20 м, 70-75°, скалы хорошо расчленены). Крепление перил за скальные выступы. Седловина расположена примерно в центре общего перевального провала, левее скальной вершинки, от которой к Барун-Хандагаю опускается скальный отрог с мощным жандармом на склоне. Подъем 1-1,5 ч.

Седловина перевала скальная, со стороны Зун-Хандагая есть уютные травянистые полочки. Отлично видны перевалы БЕПКАН и Рубин.

Спуск проходит по правой части травянисто-осыпного гребня короткими серпантинами в обход скал (150 м, 45-50°) с выходом в правый кулуар. Далее по осыпному кулуару (150-200 м, 30-35°) до моренного вала; спуск занимает около 30 мин. Со стороны Зун-Хандагая перевал Лазаря выражен однозначно, но виден только с верхнего цирка. Наиболее логично отсюда смотрится левый по ходу кулуар. Подъем на гребень отсюда проходит по левому кулуару, а далее вправо с выходом между скальными вершинками на гребне.

Из-под перевала - спуск вдоль левого берега ручья со значительным сбросом высоты. До озера Марабец около 30 минут ходу. Обход озера слева. Ниже высокий ригель. До границы леса правым берегом реки (тропка) по болотинкам и осыпям около 2 ч.

В условиях плохой погоды (мокрый снег, дождь) или натечного льда сложность подъема со стороны Барун-Хандагая увеличивается и перевал будет соответствовать 2А к. сл.

Описание предоставлено Л.Е. Стрелюком.

Перевал Лазаря имеет сравнительно невысокий взлет, поэтому сложность 1Б* достигается исключительно крутым характером рельефа. И если со стороны Зуна это однозначный довольно камнеопасный кулуар с одним крутым сопливым местом, с которого в любой момент может уехать большая масса камней, - то со стороны Баруна все совсем непонятно. Во-первых, то место на гребне, куда выводит кулуар с Зуна, навряд ли можно назвать седловиной перевала. Отсюда можно спуститься вправо по крутому песчано-каменистому лотку до пологих зеленых полок; но спуск с них вниз - отдельная тема. И хотя этот путь рекомендован самим Стрелюком, - что-то мне подсказывает, что это не самое хорошее решение.

Пока разведывал эту правую альтернативу, Сергей, недолго думая, с псевдоседловины по тому же песчаному желобу поднялся влево вверх на перпендикулярный основному гребешок - и уже с него на основную седловину перевала Лазаря. Здесь тур. Отсюда становится видно, что слева есть еще один кулуар, и он поуютнее правого. Правда в нижней части тоже крутой сброс, но он пониже и, на наш взгляд, попроще.

Спускаемся по левому варианту; в его нижней части имеется десятиметровый сброс. Сергей проходит его справа по сухому теперь скальному руслу стока из этого кулуара, я - левее по скальным сбросам.

Описание составлено Олегом Зубковым

Описание подъёма на классическую седловину.

Со стороны Барун-Хандагая над сыпухой под перевалом возвышаются два скальных зуба. Левый - крупнее. Подъём на альтернативную седловину - левее левого зуба. Подъём на классическую седловину - справа или слева от правого зуба. Слева единственную трудность представляет небольшой скальный жёлоб (уклон около 40°), по которому может течь небольшой ручеёк. Справа - необходимо преодолеть два места со скальными выходами. При спуске в этом месте требуется навесить верёвку с правого зуба. Выше зуба - подъём по осыпному кулуару. Под самой седловиной вбит скальный крюк, который может быть использован для страховки; однако неприятное место под крюком легко обходится сверху-сбоку.

Со стороны Зун-Хандагая на классическую седловину ведёт осыпной кулуар. В куларе долго сохраняется снег (по крайней мере до июля месяца).

Описание данного объекта можно найти в текстах:

И в фотоотчётах:

Общий вид со стороны Барун-Хандагая. Показаны три варианта подъёма.

Перевал Лазаря со стороны Барун-Хандагая

Вид со стороны Барун-Хандагая

Логичный вариант подъёма на перевал со стороны Барун-Хандагая

Вариант прохождения, указанный в описании Стрелюка со стороны Барун-Хандагая

Спуск с Лазаря на Барун-Хандагай по классическому (самому правому) варианту

Вид со стороны Барун-Хандагая

Вид со стороны Зун-Хандагая

Положение в гребне со стороны Зун-Хандагая

Верховья Зун-Хандагая

СОАН и Марабец с подъема на перевал Лазаря

С перевала Лазаря в сторону Зун-Хандагая

Последний участок подъёма со стороны Зун-Хандагая

Вид из под пика Труд

На перевале Лазаря

Подъём по кулуару со стороны Зун-Хандагая

Вид от верхних озёр на Зун-Хандагае