Природа Байкала | перевал Лисий Хвост

Высота: 2800 м

Направление: северо-восток - юго-запад
Соединяет долины рек:
правые притоки реки Левый Шумак.

Время прохождения от границы до границы леса: 5-6 часов

История и дата первопрохождения: перевал был впервые разведан (оценён как 1А) и назван 13 августа 1998 года секцией горного туризма ИГУ (п/р К. Паламарчука); сквозное прохождение совершено 6 июля 2002 года группой иркутян п/р В. Петухина.

Специальное снаряжение: верёвка основная - 1 шт; альпеншток, каска - каждому.

Сложность перевала 1Б соответствует указанной в официальном Перечне классифицированных перевалов среднегорья ФСТР.

Перевал самостоятельного значения не имеет. Его имеет смысл проходить совместно с перевалом Барун-
Бортойским
(траверсом без потери высоты) для прохождения из низовий Левого Шумака (например, с Шумакских источников) в долину реки Хэр.

С юго-западной стороны перевал находится в висячем цирке, который обрывается водопадом. О путях прохождения этого водопада сведений нет.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------

При движении к источникам «Шумак» перевал часто проходят в связке с перевалом Барун-Бортойским 1А 2845 м.

С Ю-З стороны подъем на перевал Лисий Хвост пологий.

Определяющая сторона – С-В склон. Спуск от тура вправо-вниз по крутой мелкой осыпи до 1-го кулуара со снежником (прямо-вниз – скальные сбросы). В описаниях рекомендуют идти вдоль скал левого борта кулуара, далее ‒ влево через пояс скал, где иногда организуют перильную страховку (до 40°, 30 м). При большом количестве снега идти: вверху кулуара (40 м) ‒ по центру снежника (20-25°); в средней части (10 м) ‒ вдоль правого борта кулуара (до 30°, ширина – 4 м). В конце этого участка перейти влево на скальные полки (на бортах кулуара встречаются старые скальные крючья). Далее прямо-вниз по скальному контрфорсу слева от кулуара (25-35°, 30 м) и вправо ‒ на осыпь. По осыпи ‒ на морены в верховьях правого притока Левого Шумака.

При неблагоприятных метеоусловиях на скалах необходима групповая страховка; Камнеопасно; необходима организация движения, исключающая нахождение участников друг над другом.

Спуск на С-В ‒ в ранние утренние часы, когда склон находится в тени, опасность камнепада минимальная, снежный покров держит.

Описание составлено Анатолием Зуевым

Перевал соединяет правые притоки Левого Шумака. С северной стороны подъем по осыпному конусу в скальную узость, затем направо по косой полке из рыжей сыпухи.

Путь достаточно очевидный, снизу отлично просматривается. Ключевое место — скальная узость (место, откуда растет "хвост"). Здесь в центре стоит скала, которую надо обходить либо слева, либо справа. Путь справа может быть проще, но чем-то он нам не понравился. Мы пошли слева, облезая скалу через верх; при этом нам пришлось делать небольшой, но довольно неприятный траверс по мягким разрушающимся скалам на нужную косую полку.

Спуск с перевала на юг совсем пологий.

Описание составлено Вячеславом Завьяловым

Описание данного объекта можно найти в текстах:

И в фотоотчётах:

И в маршрутах:

К сожалению, пока нет ни одной фотографии.