Природа Байкала | перевал Медвежий

Категория трудности:

Высота: 2990 м

Соединяет долины рек:
Правый Шумак, Левая Билюты.

Время прохождения от границы до границы леса: 5-6 ч.

История и дата первопрохождения: Первопрохождение совершено в августе 1974г. горными туристами ИПИ под рук. Зверевой Л.Н. Перевал назван так потому, что со стороны реки Левой Билюты он находится в самом дальнем цирке - в "медвежьем" месте.

Специальное снаряжение: Веревка основная и вспомогательная - по 1. Обвязка, карабины - каждому.

От границы леса (кедрачи, кустарник) на р. Левая Билюта обойти водопад. Выше него - широкое заболоченной плато, справа (орографически) приток с пер. Байконур, с выходом под невысокий ригель. Подъем правым берегом. Выше ригеля слияние двух ручьев: левый - под пер. Эдельвейс, правый - под Медвежий. Дальнейший подъем - вдоль ручья по осыпям с большим набором высоты. Ручей делает крутой поворот с Ю на ЮЗ, выход на морену. Слева над поворотом глубокая седловина с осыпями на склоне - пер. Байконур (1А) . Направо открывается глубокий цирк, в дальнем углу которого однозначно выраженная глубокая седловина - пер. Медвежий. Дальнейший подход под него по моренным валам вдоль русла ручья, участками - заболоченные поляны, озеро. Под перевалом еще один высокий скально-осыпной ригель, подъем на который выводит к подножию перевала. Сзади на одном уровне с ригелем отлично просматривается Байконур , слева - неоднозначно выраженное понижение около 1Б, судя по карте, на Правую Билюту. Подход под перевал занимает около 2-2,5 ч.

Подъем на перевал проходит по средней осыпи (до 35-40°, около 200-250 м), в верхней части зажатой скальными стенками кулуара. Ориентиром служит граница светлой и темной осыпи, продолжительность подъема около 50-60 мин.

Гребень перевала в сторону Шумака - скальный, в сторону Неизвестной - осыпной, легко траверсируется. Тур левее "спускового" кулуара на скальной полочке.

Спуск по крутому кулуару: первые 10-15 м до 75°, узкая скальная щель, забитая "пробкой" размером около 60-40 см; далее около 25-30 м до 45-50°. Висит "спусковая" петля из веревки 10 мм. Необходимы сдвоенные перила. Далее кулуар переходит в осыпной склон (до 30-35°, около 200 м) с выходом на дно цирка. Камнеопасно! Спуск занимает 30-40 мин.

Со стороны р. Правый Шумак найти перевал сложно: серия похожих кулуаров. Привязкой служит красноватая и темная осыпи, на границе которых находится кулуар. Он расположен в дальнем углу цирка почти на его замыкании.

Из-под перевала спуск к границе леса вдоль русла ручья с преодолением нескольких морен, слева остаются перевалы Тринадцати, Тринадцати Ложный, XXV съезда. При подходах с Правого Шумака их часто путают с Медвежьим. Перед слиянием ручьев с Медвежьего и Эдельвейса ригель, спуск слева под склоном. В Правый Шумак ручей впадает каскадом водопадов с устьевого ригеля, спуск в долину по склону вправо и вниз. Из-под перевала до границы леса около 1,5-2 ч.

Зимой прохождение пер. Медвежий требует полного светового дня с учетом раннего выхода и благоприятной погоды. Прохождение ледопада у г/л на кошках, далее под ригель на лыжах. Подъем на ригель по скалам слева или по ледопаду в кошках. Далее - на лыжах вдоль ручья и по его руслу, подъем серпантином и лесенкой с выходом под морену. На морену - пешком. От озера наверху морены до подножия перевала подход на лыжах, от г/л около 3 ч.

Со стороны р. Левая Билюта пер. Медвежий лавиноопасен. Подъем летним вариантом возможен при малом снеге или сошедшей лавине. В противном случае надо уходить через пер. Медвежий Северный (в 1985 г. группа горных туристов Иркутского государственного педагогического института дала ему самостоятельное название - ИГПИ (1Б) в память о 17-ти туристах, погибших в мае 1985 г. на п. Бабха).

Подъем справа от пер. Медвежий левее высокого осыпного кулуара, выводящего под вершину. Повсеместно высовываются камни. Крутизна подъема до 35-40°, протяженность около 350 м, продолжительность 70-80 мин. С ИГПИ несложен траверс до пер. Медвежий, который располагается 80-100 м левее и ниже.

Спуск по скально-осыпному кулуару (до 50°, 150-200 м), наверху необходимо перильное охранение 80-90 м. Крепление перил за скальный выступ. Спуск последнего налегке с самостраховкой. Спуск занимает около 40 мин.

Из-под перевала выкат к границе леса на лыжах, занимает около 1,5 ч. Потенциально лавиноопасны склоны справа. Пер. Медвежий Северный с долины Правого Шумака совершенно не просматривается (косой кулуар полностью закрыт боковыми скалами) и находится на самом замыкании цирка.

Описание предоставлено Л.Е. Стрелюком.

В данном описании указывается два варианта прохождения перевала. На самом деле это один и тот же вариант. Группа ИГПИ прошла через обычный перевал Медвежий.

Краткое описание Олега Зубкова:

Со стороны Правого Шумака подъем на этот перевал представляет собой очень крутой (до 55-60 градусов) узкий кулуар, в верхней части забитый каменной пробкой. Без рюкзака возможен облаз ор. справа по плите, спуск с рюкзаком возможен только с веревкой. Сложность данного перевала явно выше 1б, общепринятой в Саянах, веревка обязательна даже для очень подготовленной группы.

Описание составлено Олегом Зубковым

Описание данного объекта можно найти в текстах:

И в маршрутах:

Вид со стороны Левой Билюты (с перевала Байконур)

Вид со стороны Правого Шумака

Цирк перевала со стороны Билюты

Место спуска в сторону Шумака

Подъем на Медвежий со стороны Шумака

Вид со стороны Левой Билюты (с подъёма на перевал Байконур)

Вид с верховьев Правого Шумака (с перевала Политехников)

Вид в панораме с водораздела между Левой и Правой Билютой

с перемычки Медвежьего на север, вдоль по гребню

Круговая панорама с перевала
3D-панорама Плоская

Вид с пика Альбатрос

Вид в круговой панораме с перевала Летучая Мышь

Вид в панораме с пика Альбатрос на север