Природа Байкала | перевал Мираж

Направление: северо-запад - юго-восток
Соединяет долины рек:
Мойготы, Правая Билюты.

Время прохождения от границы до границы леса: 7-8 ч.

История и дата первопрохождения: первопрохождение совершено в 197? г. горными туристами ИПИ

Специальное снаряжение: веревка основная и вспомогательная - по 1, петли расходные - 2-3. Личное страховое снаряжение, каска, альпеншток - каждому

Подход под перевал со стороны Мойготы левым берегом реки. Прямо походу - пик Мойгота, левее которого хорошо видна седловина с жандармом - перевал Дубль Вэ, а правее (по ходу) заход в цирк Миража. Преодолев ригель, выходим к озеру, обход его справа и далее поворот направо. Отсюда открывается левый цирк реки Мойгота и перевалы Мираж и Мойготский. Мираж — глубокая овальная седловина в глубине цирка, а Мойготский (1А) — невысокий осыпной склон справа.

После поворота движение левым берегом реки под ригель, подъем на который по осыпям правого берега. Выше ригеля - покатый цирк. Подход под перевальный склон от границы леса занимает около 3-4 ч.

Подъем на перевал проходит по средне-осыпному (отдельные скальные выходы) широкому склону протяженностью 350-400 м, крутизна от 20-25° внизу до 40° в верхней части, около 1 ч. Перед седловиной участок разрушенных простых скал.

Седловина перевала довольно широкая, справа - памятник погибшим в 1979 г. туристам ИПИ.

На спуск в сторону Билюты уходит глубокий кулуар шириной около 10 м. На первых 8-10 м крутизна достигает 45-50°, разрушенные скалы, нужны перила. Далее кулуар немного расширяется и дает плавный изгиб вправо, крутизна 35-40°, около 80 м. На дне - средняя осыпь, выходы скал, возможен снег и натечный лед. Ниже кулуара — средне-мелко-осыпной склон (до 30-35°, 250-300 м). Общее время спуска от 1 ч (если нет льда, сильная группа) до 3 ч. Кулуар камнеопасен.

Из-под перевала, придерживаясь русла ручья, до границы леса около 1-1,5 ч. Необходимо преодолеть высокий моренный вал. Граница леса (кедрач) проходит по верху высокого устьевого ригеля ручья Ангарского. Перевал от границы леса совершенно не виден (поэтому и такое название перевала). При подходах с этой стороны надо ориентироваться на перевал Ангарский, седло которого однозначно выражено на замыкании цирка. Кулуар Миража выходит почти под склон Ангарского.

Описание предоставлено Л.Е. Стрелюком.

Описание данного объекта можно найти в текстах:

Вид со стороны Мойготы

Вид в панораме верховий Мойготы

Вид в круговой панораме со стороны Мойготы
3D-панорама Плоская

Вид в круговой панораме с перевала Мойгота

Спуск с перевала Мираж на Билюту

Вид в панораме основного хребта от Баруна до Бирона со стороны Билюты

Вид в круговой панораме с вершины Мойгота