Природа Байкала | перевал Безымянный Восточный

Высота: 2550 м

Направление: север - юг
Соединяет долины рек:
ручей Дабан-Жалга, ручей Безымянный (приток Ара-Ошея).

Перевал можно считать вариантом перевала Безымянного. Данный вариант логичнее при движении с реки Архат на Ара-Ошей (или даже в обратном направлении), так как перевал находится ближе при движении по долине Дабан-Жалги и его высота существенно ниже. Перевал Безымянный же может быть удобнее при движении от перевала Московского.

Время прохождения от границы до границы леса 4-5 часов.

Специальное снаряжение не требуется.

В двухстах метрах от устья р. Дабан-Жалга, на правом его берегу, есть большая площадка, удобная для обустройства лагеря. От неё, двигаясь по каменной россыпи, подходим к короткому, но труднопроходимому каньону. Он обходится высоко над водой по правому берегу. Левый борт ручья выше каньона предлагает массу вариантов для прохождения перевала почти на всём своём протяжении: от пика Кругозор (2743,9) до узловой точки гребня. Первопроходцы выбрали для этого самую дальнюю часть гребня, западнее вершинки 2786,5, мы же нашли, как мне кажется, более логичный вариант (менее удалённый и с меньшим перепадом высот), который назвали «вариант Нонаме».

Не доходя примерно километр до подножья вершинки 2786,5 м, подходим к протяженному понижению гребня. С левой и правой частей понижения спускаются, образуя букву V, два рыжих осыпных кулуара. Здесь, восточнее правого (п/х) рыжего кулуара, по задернованному склону, изредка пересекаемого небольшими участками малоподвижных осыпей, поднимаемся на гребень. Крутизна 15-25º. Не доходя примерно 20-25 метров до гребня, уходим в осыпной кулуар слева п/х. Двигаясь по краю кулуара (мелкая и средняя подвижная осыпь), выходим на седловину.

Седловина узкая, неровная.

Со стороны безымянного ручья в верхней части спуск проходит по малоподвижной осыпи, переходящей в кулуар. В нижней трети спуска следует уйти на правый борт кулуара. Здесь до самого низа спуск идёт по задернованному склону. Крутизна до 30-35º.

Перепад высот в обе стороны около 300-350 м.

В случае плохой видимости определить нужный кулуар со стороны безымянного ручья может оказаться проблематичным. Тогда следует воспользоваться вариантом первопроходцев.

Дополнительную сложность представляет движение по безымянному ручью. В верхней части течёт он в очень узком ущелье. Для прохождения этого участка лучше выбрать правый борт.

Описание составлено Евгением Рензиным

Описание данного объекта можно найти в фотоотчётах:

Вид со стороны Дабан-Жалги

На седловине перевала

С Безымянного Восточного на классический Безымянный

Вид с перевала на Ара-Ошей

Верхняя часть спуска с перевала на Ара-Ошей

Вид с Баром-Гола

Фрагмент спуска к ручью Безымянному

Нижняя часть склона (исп. при спуске к р. Безымянному)

Вид с вершины над перевалом Хубутским

Вид в круговой панораме с вершины Кругозор
3D-панорама Плоская

Со стороны ручья Дабан-Жалга

Цирк перевала со стороны ручья Безымянного