Природа Байкала | перевал Рекорд

Направление: северо-восток - юго-запад
Соединяет долины рек:
Правый Шумак, Елоты-Харагун.

Время прохождения от границы до границы леса: 4,5 ч.

Специальное снаряжение: летом: веревка основная - 1, кошки - 1-2 пары, ледорубы - 1-2, обвязка, карабины, альпеншток - каждому; зимой: веревка основная - 1-2, ледорубы - 1-2, крючья скальные - 8-10, молоток скальный - 1-2, лавинное снаряжение, обвязка, карабины, кошки - каждому

Перевал отлично просматривается с подходов по Правому Шумаку - высокий прямой кулуар прямо в створе долины, зажатый скальными стенками.

От границы леса (кедрачи) подход под перевал сначала по тропе левым берегом, не доходя высокого ригеля, перейти на правый. Отсюда подъем к основанию кулуара по травянисто-осыпному склону (около 300 м, до 30°, 50 мин). Протяженность собственно кулуара около 350 м, уклон внизу 25-30°, наверху до 45-50°, ширина кулуара внизу 40-50 м, наверху 8-10 м, по краям высокие скальные стены. Движение по средней осыпи, до середины лета - снег и натечный лед. Наиболее сложно прохождение верхних 30 м: большая крутизна и мелкая щебенка на скалах сильно затрудняют движение, выход на гребень - слева. Возможно, понадобится применение перил. Продолжительность подъема около 1,5 ч.

Седло перевала узкое, скальное, тур в центре.

Спуск по осыпи вдоль скал справа, крутизна наверху до 45-50°, через 40-60 м уменьшается до 30-35°. Общая протяженность спуска около 250-300 м, продолжительность 20 мин.

Из-под перевала правым берегом по моренным валам и участкам болотин между ними с большим сбросом высоты до границы леса (около 1,5 ч). Со стороны р. Елотыхарагун перевал смотрится сужающимся кверху осыпным склоном с четко выраженной широкой V-образной седловиной и находится слева (по ходу) над правым притоком р. Елоты-Харагун. Вид на него открывается выше границы леса около 1 км. Долина Елоты-Харагун плохо проходима: завалы, каньон, в нижнем течении водопад. Места для ночлега плохие, на границе леса удобных стоянок также нет.

В условиях плохой погоды сложность перевала возрастает до 2А. Например, после сильного снегопада и последующих заморозков в августе 1984 г. группе из г. Барнаул при подъеме на Рекорд пришлось навесить 6 веревок по 60 м, т.е. практически весь кулуар был пройден с непрерывной нижней крючьевой страховкой, т.к. движение пришлось осуществлять по натечному льду вдоль скал.

Зимой перевал сильно лавиноопасен, т.к. на дне кулуара образуется мощная "доска". Подъем возможен при наличии только что сошедшей лавины. В противном случае подъем необходимо проводить с постоянной перильной страховкой вдоль скал справа (по ходу). Сбор группы за скальными выступами. Необходимо учитывать, что в кулуар выходят боковые кулуарчики, откуда также возможны сходы лотковых прыгающих лавин.

Спуск с перильной страховкой справа под прикрытием скал. Возможный карниз в сторону Елоты-Харагун надо срубить.

В зимнее и межсезонное время необходим максимально ранний выход на перевал. На прохождение его при этом надо планировать световой день.

В снежные года от прохождения перевала Рекорд лучше отказаться, т.к. вероятность попадания в лавину слишком велика.

Описание предоставлено Л.Е. Стрелюком.

Описание данного объекта можно найти в текстах:

И в фотоотчётах:

И в маршрутах:

Страница 1 из 2: 1 2Следующая
Вид со стороны Правого Шумака

Вид со стороны Елоты-Харагуна (с перевала Туманного)

Вид из Тункинской долины

Вид со стороны Елоты-Харагуна

Вид из Тункинской долины (от Шимков)

Вид в круговой панораме с перевала Туманного
3D-панорама Плоская

Вид в круговой панораме со стороны Елоты-Харагуна

Перевал Рекорд со стороны Шумака

Спуск на Елоты-Харагун

Перевалы Рекорд и Пламя с Правого Шумака

Спуск с перевала Рекорд на Елоты-Харагун

Вид в панораме Шумака с обзорной площадки над источниками

За пять минут до града (круговая панорама)

Вид в круговой панораме с борта Правого Шумака

Вид в круговой панораме с пика Альбатрос