Природа Байкала | перевал Юго-Западный Капчан

Соединяет долины рек:
Эльгер, Солокит.

Орография:
В: Р. Солокит (верховья правого истока) – р. Правая Сыгыкта – р. Сыгыкта – р. Витим.
З: Правый приток р. Эльгер – (верховья) – р. Эльгер – оз. Ничатка – р. Сень – р. Чара.

Описание перевала Юго-Западный Капчан не было найдено в литературе. Перевал Юго-Западный Капчан не существовал до сих пор на картах. Необходимость составить паспорт перевала Юго-Западный Капчан продиктована отсутствием информации по этому району. На схеме-хребтовке 1:100000 В. Ляпина и В. Громова в разделе 1150-92 (Река Бургай) нанесены перевалы, окружающие озеро Капчан: пер. Северный Капчан, №5 (н/к), пер. Западный Капчан №6 (1А), пер. Южный Капчан №7 (н/к). (Перевал Южный Капчан требует переименования, т. к. находится на востоке от оз. Капчан, а не на юге. На юге от озера Капчан – долина правого истока р. Солокит. Возможно, в приложении к карте с перечнем перевалов В. Ляпина, опечатка). Мы решили обследовать еще одну логичную, красивую седловину, находящуюся на юго-западе от озера Капчан, и, пройдя ее, дали ей название – перевал Юго-Западный Капчан. Паспорт перевала Юго-Западный Капчан 1А составлен М. М. Красноштановой в августе 2006 г.

От р. Правая Сыгыкта по долине р. Солокит, возможно, имеется охотничья тропа (мы встречали ее в устье Солокита и на стрелке истоков Солокита, на пути к перевалу Солокитскому (н/к). От озера на перевале Солокитском повернуть влево по ходу, к правому (орографически) истоку р. Солокит. Тропа отсутствует, берега ручья загущены карликовой березкой и стлаником, передвижение крайне затруднительно. Лучше всего двигаться прямо по руслу ручья до небольшого каньона, далее – по берегу (мы шли по орографически правому, но, кажется, что по левому – немного удобнее). Наверху ригеля (после каньона) – выположение долины и серия маленьких живописных озер. Лучшее место для стоянки летом – у второго озера, под п. Полосатым, и выше. Цирк перевала со стороны р. Солокит – в тундровой зоне. Подъем от второго озерка до цирка пер. Юго-Западный Капчан по средней осыпи крутизной до 35° занимает 1,5 часа. Движение орографически правым краем долины вдоль озера, по форме напоминает S (мы назвали его Доллар), затем подъем на морену слева по ходу, мимо водопада, берущего начало в цирке. Наверху морены есть ровные площадки для стоянки, а на следующей высокой морене, расположенной в центре долины – можно найти дрова в виде сухого стланика. Подъем от этого места до перевальной седловины занимает 50 минут. Тур поставлен в центре перевальной седловины.

В сторону Солокита – прямо от тура – мелкоосыпной склон до 40°, проходится вниз, траверсируя левый склон. Спуск в западный цирк занимает менее получаса. Следует обратить внимание, что спуск проходит по каньону. Первое сужение боковых отрогов проходится пешком, а во втором сужении – отвесный водопад 60м с левой стороны, 45м – с правой. Обход по берегам невозможен: скально-осыпные сбросы вперемешку со стлаником, очень круто падают вниз. Водопад можно пройти слева от падения воды (так мы и спустили 5 человек группы), но в этом случае нужно иметь 2 веревки по 60м, чтобы сдернуть перила. Возможен спуск по сдвоенным перилам 35м справа от водопада. Но опора для крепления веревки там ненадежная. Далее – облаз по лесистому склону правого берега около 50м, и спуск к ручью. Через 200м – еще один уступ в виде огромных гладких камней. Уклон воды 40°. Двойные перила 15м. Чуть ниже (в 200-300м) - еще одна веревка сразу на 2 уступа, один от другого находится в 5 м. Всего 15м + 7м сброса. Далее ручей падает вниз круто, но небольшими уступами (по 1-1,5м), можно пройти пешком, без веревок. В устье ручья – завалы деревьев. Спуск от седловины до р. Эльгер занимает 5 часов 10 минут ЧХВ (с учетом прохождения каньона по веревкам). От р. Эльгер путь к перевалу хорошо просматривается: два ручья – верхних правых притока р. Эльгер почти параллельно опускаются к Эльгеру. Северный приток – берет начало на пер. Юго-Западный Капчан. Водопад в каньоне тоже хорошо просматривается снизу. Южный приток – берет начало на перевале, находящемся рядом с вершиной 2314м (см. описание, дневник похода). Итак, прохождение перевала Юго-Западный Капчан от ГЗЛ до ГЗЛ оценивается как 1А, но в связке с каньоном западной стороны (а другого варианта прохождения мы не увидели), сложность его возрастает до 2А.

Зимой прохождение перевала Юго-Западный Капчан возможно по летнему пути. При наличии большого уровня снега среднеосыпной склон 35-40º может быть лавиноопасным. Зимнее прохождение перевала в связке с каньоном оценивается как 2А-2Б, поскольку зимой каньон обойти еще проблематичнее, а ручей – крутонаклонен и потребуется длительная работа на ледопадах. Вероятно зимой – это очень живописное место. Весной, в паводке, скорее всего, каньон не проходим.

Специальное снаряжение для прохождения перевала – не требуется.
Специальное снаряжение для прохождения каньона: Основная веревка не менее 60м
Вспомогательная веревка (для снятия основной) – не менее 60м
Расходная петля – 5-7м – 1 шт.
ИСС, спусковина, карабин – каждому участнику.
Зимой могут понадобиться ледовые крючья, кошки.

Другие фотографии и более подробное описание можно посмотреть в паспорте перевала.

Описание составлено М. М. Красноштановой

Описание данного объекта можно найти в текстах:

И в фотоотчётах:

Вид со стороны Эльгера

На перевале, вид в сторону р. Эльгер