Природа Байкала | перевал Соанский

Соединяет долины рек:
Толта, Крутая.

Время прохождения от границы до границы леса: 4 ч., зимой: 4-5

История и дата первопрохождения: радиальное восхождение на перевал впервые совершила группа в 197? г. под руководством В. Гяничева в горном походе II кат. сложности.

Специальное снаряжение: веревка основная - 1, веревка вспомогательная - 1, репшнур расходный - на 2-3 петли, кошки, ледоруб - по сезону; каска, обвязка, карабины, альпеншток - каждому.

Рядом с перевалом находится вершина СОАН, давшая ему название.

Перевал имеет три седловины.

Маршрут через восточную седловину проще со стороны Крутой, через западную - со стороны Толты. Суммарно, видимо, более проста восточная седловина. Через неё в настоящее время чаще всего и ходят перевал. Однако изначально перевал был пройден через западную седловину. Приводим описание такого прохождения:

Перевал Соанский отлично виден с границы леса (кедрачи) на правом истоке реки Крутой — глубокая седловина между вершинами, разделенная жандармами. На подъеме - три кулуара со светлой осыпью на дне, наиболее простым выглядит левый (по ходу).

Подход сначала по тропе правым берегом, далее вдоль русла реки с постепенным незначительным набором высоты. Подход под перевал занимает около 1 ч.

Вблизи просматривается линия подъема на перевал: подход по осыпям под центральный кулуар, а оттуда узким косым кулуаром-щелью (от границы леса не виден) вправо с выходом на правую седловину.

Подъем по осыпям (150-200 м, до 30-35°) занимает 10-15 мин. Далее поворот вправо. В нижней части разрушенные скалы (50-55°), ширина кулуара 5-7 м, далее выходы скал и осыпи. В среднем 45-50°, 60-70 м. До середины лета возможен натечный лед. При его наличии или слабой группе на этом участке необходимы перила. Крепление их затруднено из-за разрушенности пород. Далее кулуар поворачивает влево на 100° и узкой щелью выводит на седловину. Подъем по предельно разрушенным рыхлым известнякам (40-45 м, 50°, ширина 0,5-1 м). На этом участке двигаться только по одному свободным лазанием, используя боковые стенки, или по перилам. Сбор группы на повороте кулуара (широкая осыпная полка). Крепление перил на седловине за скальный выступ или камень. Время подъема 0,5-1,5 ч, в зависимости от протяженности навешанных перил.
Седло перевала узкое, гребень в сторону Толты осыпной, возможен траверс. Тур справа на полке.

Спуск к Толте по широкому травянисто-осыпному кулуару (200-250 м). Крутизна в верхней и нижних частях 30-35°, в средней до 45°, занимает 10-15 мин. Со стороны реки Толта западная седловина перевала — самая левая (и наиболее низкая ?) седловина, выражена однозначно.

Из-под перевала вдоль моренного вала со значительной потерей высоты выход к ручью. Далее вдоль ручья (осыпи, болотины) до границы леса около 1,5 ч, сброс высоты постепенный. Слева остаются перевалы: 8 марта, Постышева (Средний); справа - Иванникова.

Подход под перевал зимой на лыжах занимает 1-1,5 ч. Осыпной подперевальный склон полностью закрыт снегом, потенциально лавиноопасен. Придерживаться выступающих скал справа.

Прохождение кулуара зимой может оказаться проще летнего (если снегом закрыты скалы, отрабатываются ступени), а возможно и сложнее (участки натечного льда). Продолжительность подъема при этом составит 1-2 ч.

В сторону реки Толта кулуар и склон ниже его потенциально лавиноопасны и если движение в кулуаре можно осуществлять вдоль скал слева с перильным охранением, то для прохождения склона безопасного пути нет. Время спуска около 30 мин, до границы леса еще 30-40 мин. Выкат на лыжах.

Описание предоставлено Л.Е. Стрелюком.

Прохождение через среднюю седловину наиболее сложно. Здесь со стороны Крутой последние десять метров подъём по скальному углу. Формально такой вариант прохождения, по-видимому, тоже относится к категории 1б, хотя и существенно сложнее соседних седловин. Для спуска в сторону Крутой требуется навешать с гребня одну верёвку, для прохождения этого участка на подъём требуются некоторые скалолазные навыки и желательно сухое состояние скал.

Описание данного объекта можно найти в текстах:

И в маршрутах:

Вид с вершины Одинокая

Вид от границы леса на реке Крутой

Вид со стороны р. Толта зимой

Вид на перевал Соанский со стороны реки Толта

От начала подъема на пер. Иванникова

Со стороны Толты

Вид со стороны Крутой

Соанский со стороны реки Крутой (из-под перевала Дубекрут)