Природа Байкала | перевал Удачный

Направление: север - юг
Соединяет долины рек:
Зун-Хандагай, Крутая.

Время прохождения от границы до границы леса: 4,5 - 5 ч.

История и дата первопрохождения: перевал был пройден впервые иркутскими туристами в ходе экспедиции по классификации перевалов в октябре 1970 г.

Специальное снаряжение: веревка основная - 1, веревка вспомогательная - 1, крючья скальные - 4-5, молоток скальный - 1, петли расходные - 2-3, каска, обвязка, карабины, альпеншток - каждому

Перевал является логичным и технически сложным проходом с реки Зун-Хандагай в систему Китоя. Планировать его на заходе могут только сильные группы.

Расположен между вершинами Иглы Хандагая и Ангарск Западный.

Перевал непросто найти со стороны р. Крутая, можно попасть на перевал Удачный Ложный.

Подход под перевал от границы леса на реке Зун-Хандагай (кедрачи) левым берегом, тропа маркирована туриками. Обход нижнего озера левым (орографически) берегом. От озера открывается вид на перевал - прямой, глубоко врезанный кулуар между вершинами прямо в створе долины. Дальнейший подход вдоль ручья по осыпям и болотинам с постепенным набором высоты. Перед перевалом необходимо преодолеть высокий ригель, выше которого расположены два озера. Выход под перевальный кулуар между озерами с дальнейшим траверсом осыпей. Подход от границы леса около 2,5 ч.

Кулуар на подъеме протяженностью 180-200 м., ширина на нижних 150 м - 5-8 м, крутизна внизу 30-35°, выше до 40-45°. Осыпь на дне сильно подвижна, подъем вдоль скал правого (по ходу) борта. В верхней части кулуар сужается до 1,5-2 м и заперт "пробкой", которая образует отрицательный уступ высотой около 4 м. Обход справа по скалам (6-7 м, 86-70°) или в лоб с подсадкой. Движение первого с нижней страховкой без рюкзака. Выше пробки характер кулуара прежний, однако прохождение этого участка также лучше с перилами. От "пробки" до перевального седла около 40-45 м. Крепление перил за выступ или скальные крючья. Подъем занимает около 1 ч.

При прохождении в сторону Зун-Хандагай спуск на этом участке по сдвоенным перилам с оставлением петли.

Седло перевала узкое, тур справа на полке, внизу совсем рядом виден лес.

Спуск к Крутой по прямому кулуару (около 200 м, до 40-45°, ширина 10-12 м, до середины лета снег) с самостраховкой и альпенштоком. Далее - поворот кулуара налево. Несколько выше поворота справа подходит еще один разработанный кулуар, сливаясь с нашим. После поворота крутизна возрастает до 50-55° на двух скальных ступенях высотой по 4-5 м, по скалам небольшие водопады. Возможно, потребуются перила. Ниже кулуара - длинный шлейф осыпей, уходить вправо-вниз. На спуск без применения перил уходит около 30 мин. Из-под перевала до границы леса (кедрачи) еще около 50 мин. Спуск с преодолением нескольких моренных валов. Резкий сброс высоты, но недалеко.

Перевал хорошо просматривается от границы леса, но его можно спутать, т. к. похожих кулуаров несколько. Одна из приметы — кулуар выводит к наибольшей высокой морене в цирке.

В одном цирке с перевалом Удачным находится перевал Крупенина. От границы леса хорошо просматривается перевал Туманный, расположенный в левом цирке левого истока реки Крутой. Перевал камнеопасен!

Описание предоставлено Л.Е. Стрелюком.

Можно предположить, что скальная пробка в кулуаре образовалась в 80-е годы, т. к. в описании первопроходцев о ней ничего не говорится.

Краткое описание на основе прохождения перевала в 2005 году

Со стороны Зун-Хандагая - узкий крутой (даже летом в снегу) кулуар. В верхней части кулуар превращается в камин, забитый пятиметровой пробкой. Ор. слева от пробки можно подняться без рюкзака (до 60-65 градусов), но породы довольно разрушенные. Желательно вытягивание рюкзаков на верёвке.

Со стороны Крутой - такой же узкий крутой кулуар; примерно посередине находятся две водопадные ступени. Возможен обход одновременно обеих ступеней ор. справа, по крутой зелёнке, с дальнейшим спуском по несложной трёхметровой стенке под нижний водопад.

Сложность данного перевала явно выше 1б, общепринятой в Саянах. Верёвка желательна даже для очень подготовленной группы.

Описание составлено Олегом Зубковым

Описание данного объекта можно найти в текстах:

Данный объект обсуждался на форуме:

Положение в гребне со стороны Крутой

Положение в гребне со стороны Зун-Хандагая

Вид со стороны Зун-Хандагая

Вид со стороны реки Крутой

Со стороны реки Крутой

Вид в панораме верховий реки Зун-Хандагай

Вид в круговой панораме верховий Крутой
3D-панорама Плоская

В верховьях Зун-Хандагая

Вид в панораме от озера Марабец

Вид в круговой панораме верховий Зун-Хандагая