Природа Байкала | перевал Удачный

Направление: север - юг
Соединяет долины рек:
Зун-Хандагай, Крутая.

Время прохождения от границы до границы леса: 4,5 - 5 ч.

История и дата первопрохождения: перевал был пройден впервые иркутскими туристами в ходе экспедиции по классификации перевалов в октябре 1970 г.

Специальное снаряжение: веревка основная - 1, веревка вспомогательная - 1, крючья скальные - 4-5, молоток скальный - 1, петли расходные - 2-3, каска, обвязка, карабины, альпеншток - каждому

Перевал является логичным и технически сложным проходом с реки Зун-Хандагай в систему Китоя. Планировать его на заходе могут только сильные группы.

Расположен между вершинами Иглы Хандагая и Ангарск Западный.

Перевал непросто найти со стороны р. Крутая, можно попасть на перевал Удачный Ложный.

Подход под перевал от границы леса на реке Зун-Хандагай (кедрачи) левым берегом, тропа маркирована туриками. Обход нижнего озера левым (орографически) берегом. От озера открывается вид на перевал - прямой, глубоко врезанный кулуар между вершинами прямо в створе долины. Дальнейший подход вдоль ручья по осыпям и болотинам с постепенным набором высоты. Перед перевалом необходимо преодолеть высокий ригель, выше которого расположены два озера. Выход под перевальный кулуар между озерами с дальнейшим траверсом осыпей. Подход от границы леса около 2,5 ч.

Кулуар на подъеме протяженностью 180-200 м., ширина на нижних 150 м - 5-8 м, крутизна внизу 30-35°, выше до 40-45°. Осыпь на дне сильно подвижна, подъем вдоль скал правого (по ходу) борта. В верхней части кулуар сужается до 1,5-2 м и заперт "пробкой", которая образует отрицательный уступ высотой около 4 м. Обход справа по скалам (6-7 м, 86-70°) или в лоб с подсадкой. Движение первого с нижней страховкой без рюкзака. Выше пробки характер кулуара прежний, однако прохождение этого участка также лучше с перилами. От "пробки" до перевального седла около 40-45 м. Крепление перил за выступ или скальные крючья. Подъем занимает около 1 ч.

При прохождении в сторону Зун-Хандагай спуск на этом участке по сдвоенным перилам с оставлением петли.

Седло перевала узкое, тур справа на полке, внизу совсем рядом виден лес.

Спуск к Крутой по прямому кулуару (около 200 м, до 40-45°, ширина 10-12 м, до середины лета снег) с самостраховкой и альпенштоком. Далее - поворот кулуара налево. Несколько выше поворота справа подходит еще один разработанный кулуар, сливаясь с нашим. После поворота крутизна возрастает до 50-55° на двух скальных ступенях высотой по 4-5 м, по скалам небольшие водопады. Возможно, потребуются перила. Ниже кулуара - длинный шлейф осыпей, уходить вправо-вниз. На спуск без применения перил уходит около 30 мин. Из-под перевала до границы леса (кедрачи) еще около 50 мин. Спуск с преодолением нескольких моренных валов. Резкий сброс высоты, но недалеко.

Перевал хорошо просматривается от границы леса, но его можно спутать, т. к. похожих кулуаров несколько. Одна из приметы — кулуар выводит к наибольшей высокой морене в цирке.

В одном цирке с перевалом Удачным находится перевал Крупенина. От границы леса хорошо просматривается перевал Туманный, расположенный в левом цирке левого истока реки Крутой. Перевал камнеопасен!

Описание предоставлено Л.Е. Стрелюком.

Можно предположить, что скальная пробка в кулуаре образовалась в 80-е годы, т.к. в описании первопроходцев о ней ничего не говориться.

Краткое описание на основе прохождения 2005-го года:

Со стороны Зун-Хандагая узкий крутой, даже летом в снегу кулуар. В верхней части кулуар превращается в камин, забитый пятиметровой пробкой. Ор. слева от пробки можно подняться без рюкзака (до 60-65 градусов), но породы довольно разрушенные. Желательно вытягивание рюкзаков на веревке.

Со стороны Крутой такой же узкий крутой кулуар, примерно посередине две водопадные ступени. Возможен обход обеих одновременно ступеней ор. справа по крутой зеленке с дальнейшим спуском по несложной трехметровой стенке под нижний водопад. Сложность данного перевала явно выше 1б, общепринятой в Саянах, веревка желательна даже для очень подготовленной группы.

Описание составлено Олегом Зубковым

Описание данного объекта можно найти в текстах:

Данный объект обсуждался на форуме:

Положение в гребне со стороны Крутой

Положение в гребне со стороны Зун-Хандагая

Вид со стороны Зун-Хандагая

Вид со стороны реки Крутой

Со стороны реки Крутой

Вид в панораме верховий реки Зун-Хандагай

Вид в круговой панораме верховий Крутой
3D-панорама Плоская

В верховьях Зун-Хандагая

Вид в панораме от озера Марабец

Вид в круговой панораме верховий Зун-Хандагая