Природа Байкала | река Холба

Додо-Ишхэ:   Трех красоток, н/к,
Тэргэтэй:   Хурэгтын-Дабан, н/к,
Хормунуг-Холь:   с Холбы к Хормунуг-Холь, н/к
Из долины реки доступны вершины:
Холба (2788,8 м), Адыр-Ой (2808,5 м).

Информация для пешеходников:

Река Холба - правый исток Ии. Стекает с хребта Большой Саян (Пограничный). Из истока Холбы можно перевалить в правый приток реки Додо-Ишхэ (2107 м, н/к, в одном из отчетов 60-х годов назван перевалом "Трех красоток"), из ручья Адыр-Ой (левый приток Холбы) - в истоки реки Хиаи.

На первых 6-7 км Холба течет на север по широкой долине, тропа проложена по левому берегу. Первая группа деревьев находится на расстоянии 2,5-3 км от перевала. Далее участки мхов чередуются с зарослями березки, есть подболоченный участок. Ближе к повороту долины на восток выраженный крутой спуск среди красивого кедрового леса. После спуска, недоходя устья ручья Адыр-Ой, можно рекомендовать перебродить Холбу на правый берег. Из этого района возможен радиальный выход на массив горы Адыр-Ой (2808,5 м), которая, возможно, еще не посещалась туристами.

Далее тропа идет правым берегом на удалении от Холбы. После первого правого притока она дробится на многочисленные ответвления и собирается вновь, когда терраса правого берега резко сужается. Здесь предстоит спуск к реке и брод на левый берег. Через 10 минут хода по нижней террасе крутой подъем, за которым ровный участок и брод левого притока, протекающего в овраге. На этом притоке примерно в 1 км от Холбы находится красивый водопад.

До поворота долины на север основная тропа сначала идет верхней террасой, затем предстоит крутой спуск серпантином, далее парковый лес на нижней террасе. Здесь многочисленные ответвления троп вправо. Они выводят к бродам и далее, вдоль правого притока Холбы, к простому перевалу Хурэгтын-Дабан (1663,5 м, н/к) в бассейн Хойто-Оки, в долину ее левого притока - реки Тэргэтэй. На правом притоке Холбы, примерно в 1 км выше устья, находится протяженный каньон с водопадами (высота верхнего около 20 м).

За поворотом долины Холбы на север качество тропы по левому берегу оставляет желать лучшего. На реке здесь многочисленные острова, по берегам кусты и выходы скал. Возможно, правильнее бродить Холбу на правый берег в повороте долины, а через 1,5 км, уже ниже остовов, вновь вернуться на левый. Следует отметить, что на протяжении следующих 4-5 км правый борт долины Холбы - красивые скальные стенки и кулуары. Далее, вплоть до устья, тропа по левому берегу хорошего качества, звериная тропка есть и на правому берегу.

В 4-5 км выше устья Холба принимает крупный левый приток, брод через него короткий, но чувствительный из-за силы потока. В 500 м выше на притоке начинается протяженный каньон с красивым каскадом небольших водопадов. Каньон с водопадом есть и на левом притоке притока Холбы. На осмотр можно идти любым берегом, но по мере удаления от Холбы каньон углубляется (стенки достигают 40 м), и река в поворотах каньона просматривается лишь фрагментарно. Даже в середине июля в каньоне можно увидеть пятна снега.

За 1,5 км до устья левобережная набитая тропа отходит от реки влево, срезая треугольник стрелки, и выводит к зимовью на реке Хиаи. Брод Холбы на правый берег возможен в районе последнего правого притока, где река разливается широко среди отмелей и островков. Отсюда до предустьевого каньона Холбы 400 м пути вдоль берега. Каньон красив и хорошо просматривается с верхних террас. Здесь множество тропок, выводящих к островам в районе стрелки Холбы и Хиаи, в широкую долину Ии.

Информация для водников:

На последних 5-8 км Холба пригодна для сплава на небольших судах. В русле шиверы, мелководные перекаты, встречаются расчески. На отдельных участках вероятна проводка. Последний километр до слияния с Хиаи Холба течет в красивом каньоне с высотой стенок 20-25 метров. Препятствие видно за 300 м, но перед каньоном на реке шивера с быстрым течением, поэтому место чалки желательно разведать. В 20 м от входа в каньон габаритный непроход - так называемый Запорный камень, который выступает справа под прямым углом. Обнос по правому берегу, спуск судов по веревке в улов за этим камнем. В улове отменная рыбалка. Далее в каньоне несколько прижимов и локальных шивер. Наиболее опасный прижим, осложненный острым камнем в струе, расположен в середине каньона. Здесь возможна проводка судов или небольшой обнос по отмели правого берега. Сразу за каньоном, на правом берегу, есть место для лагеря. Категория сложности препятствий каньона и Холбы в целом не выше 3-ей, так как расход воды здесь оказывается едва пригодным для сплава и участок опасен в основном лишь для оболочек судов (около 8-10 м3/сек).

Илья Батраков

Описание данного объекта можно найти в фотоотчётах: