Природа Байкала | Поход 3 к./c. туристов Пермского центра «Муравейник» по Тункинским Гольцам 9-21 июля 2014 г

Тункинские Гольцы
Зуев Анатолий Павлович

Выводы, рекомендации

см. Техническое описание маршрута и

паспорта определяющих препятствий маршрута.

Олейник Дмитрийесли бы взяли Хубутский или Гранатовый, то тогда можно говорить о начале с Хубутов, а так — это с Эхе-Гера.
ИМХО, конечно.

а поход конечно — классный!!!
21.05.2015, 16:21:58 |
Вячеслав ПетухинСобственно, это я неточно маршрут описал (взял первый пункт, а потом как-то всё сократилось в "траверс"). Сейчас заменил на то, что было указано при размещении файла с отчётом.
22.05.2015, 00:32:43 |
Олег ЗубковИнтересно, сами участники похода смотрят эти комментарии?

В любом случае следует отметить надежный стиль прохождения маршрута, в частности: выходы из лагеря в 6 часов, прохождение дополнительного относительно запланированного на данный день, если позволяет время и погода. Все препятствия проходятся с соблюдением необходимых мер безопасности. Как-то даже неудобно за наши с братом похождения в этих и других местах без веревок, касок, сдвоенных палок и пр. В свое оправдание могу сказать, что снежная обстановка в большинстве наших походов была значительно лучше.

Поражает стальная воля во время принятия решения о возвращении с пика Стрельникова. Видимо там было все серьезно (как и у А. Мисюркеева). Жаль, что нет подробностей этого момента. Не жалеете, что вернулись, не дойдя 100 метров до вершины?

Как-то не уловил: сколько всего было участников и какой у них был возраст и опыт походов.

Что касается общей оценки, считаю маршрут замечательным, как по замыслу, так и по исполнению. Рад, что пробитые нами перевалы интересны не только иркутянам.
22.05.2015, 21:12:14 |

Олег Зубков: Интересно, сами участники похода смотрят эти комментарии?

Анатолий Зуев разместил отчёт самостоятельно, значит как минимум на сайт заходит.

Олег Зубков: Как-то не уловил: сколько всего было участников

На этот вопрос и я могу ответить — 8. Вот записка. Прочитана на следующий день. Свою писать не стали, поэтому записку не забрали, а только прочитали и сфотографировали. Я и самих участников видел. Правда, фотографии участников нет. :-)
22.05.2015, 21:36:04 |
Анатолий ЗуевУважаемый Олег, благодарю за комментарии нашего экспресс-отчета о походе.
Возможно, ответы на свои вопросы Вы найдете в статье, опубликованной в Информационно-методическом журнале нашего центра "Муравейник" (прилагаю):

Путешествие в Тункинские Альпы

Стало уже доброй традицией проводить маршруты юношеской команды Пермского края, участвующие в Первенстве России по туристским походам среди обучающихся, в различных географических районах нашей страны. Также «традиционно» руководителем этой команды становится Анатолий Павлович Зуев, кандидат в мастера спорта, старший инструктор спортивного туризма, заслуженный путешественник России. Его команда 4 раза становилась победителем и 1 раз призёром данных соревнований в самой «престижной» номинации – «Спортивные походы 3-й категории сложности».
В 2006 и 2007 годах маршруты были проложены в весьма «экзотичных» районах – по вулканам Восточного Саяна и ледникам Полярного Урала. Высокие оценки на Первенстве России команда получила за тактику, техническую сложность маршрутов, а также за краеведческую работу. В пеше-водном маршруте по Полярному Уралу юные туристы участвовали в поисково-спасательных работах: получив сигнал бедствия, обнаружили в горах туристскую группу из Рязани, оказав помощь пострадавшему (перелом шейки бедра), транспортировали его вниз для передачи профессиональным спасателям. Здесь группа на практике применила навыки по изготовлению носилок и транспортировке, полученные на занятиях в туристских кружках и соревнованиях «Школа безопасности».
В 2008 году для победы во всероссийских соревнованиях был разработан более сложный маршрут и выбран более сложный район – Горный Алтай, который отличается высокогорным рельефом и разнообразными естественными препятствиями. В маршруте по центральной части Катунского хребта было пройдено 230 км по осыпям, каньонам и болотам, через заросли карликовой березы, через перевалы и вершины высотой свыше 3000 м над уровнем моря, при этом пришлось переправиться через 14 горных рек. «Арсенал» специального снаряжения группы тогда был дополнен кошками и ледорубами, так как значительная часть маршрута проходила по ледникам.
В 2009 и 2010 годах, в отличие от предыдущих лет, Министерство образования Пермского края не финансировало сборную команду. Но добрая «традиция» не прекратилась. Пришлось изыскивать другие источники финансирования и, при этом, жертвовать «выигрышными» ‒ с точки зрения стратегии и тактики маршрута ‒ туристскими районами. При минимизации расходов пришлось экономить на транспорте и поэтому проводить маршруты по «родной» территории – по Северному Уралу, набор естественных препятствий на котором не отличается богатством и сложностью. Несмотря на это, были разработаны интересные протяженные (более 400 км) комбинированные пеше-водные маршруты по уральским горам, тайге и рекам.
В сентябре 2009 года юные туристы прошли маршрут от печально «знаменитого» перевала Дятлова (2 февраля 2009 года исполнилось 50 лет со дня гибели на нем 9 свердловских студентов-туристов) до истока Печоры. Здесь на хребте Маньпупунёр («Гора малых богов») находится одно из чудес природы России – каменные изваяния-столбы. Оттуда группа повернула на юг и более 100 км шла по водоразделу – границе Европы и Азии, через самую северную точку Пермского края гору Саклаимсори-Чахль, у подножия которой берет начало красивейшая река нашего края – Вишера, и завершила маршрут сплавом по ней. За 3 недели было пройдено 470 км, из которых 300 км – пешком, остальные – сплавом на катамаранах.
Весной 2010 года очередной маршрут по горам Северного Урала прошел через самую восточную точку Пермского края – вершину с отметкой 1007,4 м на хребте Хозатумп. За 18 дней было пройдено 300 км пешком и 100 км сплавом. Спортсмены прошли 5 горных хребтов – Хозатумп, Еловский Увал, Главный Уральский, Кваркуш и Золотой Камень, совершили восхождения на вершины Каюк, Шудья-Пендыш, Белый Камень, горы Палласа и Лепехина, являющиеся своеобразными «визитными карточками» района. Этот маршрут Пермская Федерация спортивного туризма заявила на Чемпионат России по спортивному туризму в дисциплине «маршрут-пешеходный», где он занял 1-е место среди маршрутов 4 к. с. и 10-е место среди маршрутов 4-6 к. с.
Данные путешествия юных туристов по Северному Уралу явились прекрасной рекламой регионального туризма и достойно представили туристский потенциал Пермского края общественности России. Тем не менее, на Первенстве России по туристским походам среди обучающихся, проводимом Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения (г. Москва), эти маршруты заняли лишь 3-е и 4-е места.

(продолжение следует)
22.05.2015, 23:51:57 |
Анатолий Зуев(продолжение 1)

Следует заметить, что походы юных туристов в 2009-2010 годах проходили в рамках туристско-краеведческой экспедиции «По Пермскому краю – вдоль и поперёк», целью которой было прохождение маршрутов, соединивших крайние рубежи нашего края – самую северную с самой южной его точкой и самую восточную с самой западной и, таким образом, образовавших своеобразный «пермский крест».
…Если посмотреть на карту Пермского края, то нетрудно заметить, что большинство рек на западном склоне Уральских гор в своих верховьях текут с севера на юг, их разделяют невысокие хребты. Как было бы здорово сплавиться по нескольким рекам, совершая переходы (во́локи) от одной реки к другой, как это делали наши предки! Так возникла идея: соединить северную и южную точки Пермского края единым маршрутом, «по максимуму» используя для передвижения течение рек. Самая северная точка края – гора Саклаимсори-Чахль (1128,1 м) – находится в истоках реки Вишеры. Место это уникально – здесь сходятся 11 границ: 2-х континентов (Европа и Азия), 3-х федеральных округов (Приволжский, Северо-Западный, Уральский), 3-х субъектов Российской Федерации (Пермский край, Свердловская область, Республика Коми), а также водоразделы 3-х великих рек России (Обь, Печора, Волга). Самая южная ‒ неподалеку от села Бияваш Октябрьского района. По прямой между ними – 635 км, но с учетом извилистости рек и пеших переходов длина маршрута увеличилась почти в 2 раза.
В июне 2009 года прошел первый этап экспедиции. На хребте Поясовый Камень в самой северной точке Пермского края был установлен памятный знак. Отсюда маршрут путешествия, состоявший из 6 водных и 7 пешеходных участков, прошел на юг через 2 географических района – Северный и Средний Урал, 9 раз пересек границу края со Свердловской областью, по 1 разу вышел на границы с Республикой Коми и Башкортостаном. Сплавом было пройдено 9 рек и их притоков: Ниолс, Вишера, Сухой Тыпыл, Тыпыл, Косьва, Койва, Серебряная, Чусовая и Сылва. К сожалению, от прохождения 10-й «голубой дороги Прикамья» пришлось отказаться – в конце июня река Сарс обмелела. Там, где очередная река «уходила» на запад, катамаран разбирался, упаковывался в рюкзак, и группа пешком пересекала водораздельный хребет к следующей реке. Всего за 28 дней было пройдено более 1000 км. За это путешествие на чемпионате России по спортивному туризму в сезоне 2009 года команда (руководитель Анатолий Зуев, участники – художник Валерий Бендер, предприниматель Дмитрий Чистяков и студент Александр Шилов) получила «серебро» среди пешеходных маршрутов 4 к. с.
В 2010 году экспедиция была продолжена группами обучающихся, на этот раз – к самой восточной и к самой западной точкам края. В силу особенностей рельефа Пермского края маршрут пришлось разбить на 2 части. Восточная часть – по хребтам Северного Урала (см. выше) – была пройдена в конце мая, когда в горах еще лежал снег, а западная – по низменностям и увалам Верхнекамья – в конце августа, когда подсохли болота. Точкой встречи двух маршрутов стал город Красновишерск.

Последующие 2 года (2011-2012), при отсутствии финансирования со стороны краевого Министерства образования, пермские группы не принимали участие во всероссийских соревнованиях.
В 2013 году вынужденный «режим молчания», к счастью, был прерван. Группа юных туристов Пермского края заявила для участия в Первенстве России по туристским походам среди обучающихся и прошла пешеходный маршрут 3 категории сложности по Приполярному Уралу. Это район наиболее высоких гор, где находятся три вершины высотой более 1800 м над уровнем моря, это очаг современного оледенения на Урале, наконец, это район, в котором имеется полный набор препятствий для пешеходных маршрутов от некатегорийных до 2Б к. т., а его географический показатель (10) – один из самых высоких среди туристских районов России, «доступных» с финансовой и организационной точки зрения группам учащихся.
«Нитка» маршрута прошла через 4 самые высокие вершины Урала: Народа (1895,0), Защита (1808,5), Карпинского (1803,4) и Мансинёр (1778,7). Обязательным было восхождение на гору Манарага – «жемчужину» Урала. А восхождение на гору Блюхера было данью памяти великому полководцу и герою гражданской войны В.К. Блюхеру. Для успешного участия в соревнованиях по спортивному туризму необходимо, чтобы маршрут был не только красивым, логичным, но и достаточно сложным. Вот почему он содержал разнообразные естественные препятствия, основу их составили 10 перевалов, 7 вершин и 3 траверса гребня хребта. Интенсивность 214-километрового автономного (без посещения населенных пунктов) маршрута определялась также суммарным перепадом высот, который составил 19280 м. В дополнение к этим показателям маршрут имел элементы новизны: группа прошла 2 новых перевала в хребте Восточные Саледы. По итогам Всероссийского конкурса по туристским походам обучающихся в 2013 году группа Пермского центра «Муравейник» вновь не оставила ни единого шанса своим соперникам, победив в номинации «Спортивный пешеходный поход 2-3 категории сложности».

(продолжение следует)
22.05.2015, 23:53:26 |
Анатолий Зуев(продолжение 2)

В 2014 году выбор группы пал на один из красивейших районов России ‒ Восточный Саян, а именно – на хребет Тункинские Гольцы. Это удивительная страна гор, раскинувшая свои владения на юге Восточной Сибири, именуется иногда «Тункинскими Альпами» или «Сибирской Швейцарией». Центральная её часть имеет альпийские формы рельефа, реки с быстрым течением изобилуют порогами. Восточный Саян входит в группу районов таежного среднегорья, в которых проводят маршруты многие участники Чемпионатов России по спортивному туризму. Для туристов из европейской части России этот район удален и требует больших денежных затрат. Однако это себя оправдывает, если участники ставят цель пройти маршруты высших категорий сложности: для пеших, лыжных и водных маршрутов – 6, вело- – 4, спелео- и горных – 2 к. с. Начальной и конечной точками большинства маршрутов являются поселки Нилова Пустынь и Аршан (улус Тагархай).
Пешеходные маршруты в этом районе проводят, начиная с конца июня и до конца августа, оптимальные сроки – с середины июля до середины августа. В июне на вершинах еще лежит снег, а в июле-августе в горах можно попасть в пургу, но в целом погода стоит теплая, с переменной облачностью. Отмечают очень холодное лето 2013 года – «года без лета» и снежную зиму 2014 года, в результате чего в кулуарах и на склонах хребтов образовалось и до конца лета сохранилось большое количество снежников. Наибольшее количество осадков выпадает здесь в июле и августе. В июле часты грозы. Нередко продолжительные дожди сопровождаются бурными паводками. Так в конце июня 2014 года в результате сильного дождя по долине р. Кынгарга прошел сель (водогрязекаменный поток), который до неузнаваемости изменил облик долины этой реки, смыл тропы, мосты. В поселке-курорте Аршан сель повредил несколько корпусов санатория, домов местных жителей и размыл дорогу, на несколько дней отрезав поселок от «большой земли». К счастью, обошлось без человеческих жертв. Информация об этом происшествии значительно повлияла на количество отдыхающих на курортах и туристов на маршрутах. Во время похода мы встретили только 2 туристские спортивные группы по 2 человека – это были иркутяне, для которых Тункинские Гольцы – дом родной (в горы они заезжают на легковом автомобиле за 3,5 часа).
В 2014 году в состав команды, кроме тренеров, вошли юные туристы: Южаков Кирилл, Обухов Сергей, Красильников Дмитрий, Кетов Сергей, Захаров Данил и Рахмангулов Руслан, учащиеся школ Пермского муниципального района (14-17 лет), имевшие опыт пешеходных маршрутов 2-3 к. с.
Для участия во Всероссийских соревнованиях среди обучающихся в 2014 году был разработан далеко не «рядовой» маршрут. Стратегическая идея, положенная в основу его планирования, состояла в том, чтобы линейным маршрутом пройти вдоль центрального водораздела хребта Тункинские Гольцы с запада на восток – от верховьев р. Ехэ-Гэр до р. Барун-Хандагай и наикратчайшим путем связать начальную и конечную точки активной части маршрута, исключив утомительное передвижение по «магистральным» конным тропам и лесным дорогам на заходе и выходе из района.
Из истории. Первые попытки прохождения подобных «поперечных» маршрутов в Тункинских Гольцах предпринимались туристами с 2004 года, правда, они включали в себя несколько перевалов 2А категории трудности (к. т.) На тот момент, согласно схеме-хребтовке Л.Е. Стрелюка, на участке от р. Барун-Хандагай до р. Ехэ-Гэр было известно лишь 6 перевалов 1А-1Б к. т.: Тункинский, Мойготский, Монолит, Туманный, Илтыкшинский и Красавина. При этом из 11 южных отрогов хребта 5 отрогов ‒ наиболее высоких и интересных в спортивном отношении ‒ не были пройдены.
Первоначальная идея маршрута по южным отрогам водораздельного хребта принадлежит иркутянину Вячеславу Петухину, который выразил её так: «Пройти по верховьям притоков Иркута, по возможности не пересекая главный водораздельный хребет между Иркутом и Китоем и не спускаясь в Тункинскую долину». В 2004 году Вячеслав Петухин вместе с братьями Олегом и Сергеем Зубковыми прошел часть неизведанных отрогов от р. Барун-Хандагай до р. Ганга-Хайр, сделав 3 первопрохождения перевалов (Угутэрэ, София, Апофеоз), но 2 отрога, обрамляющие долину р. Булык, и 1 отрог в районе пика Бирон ему тогда пришлось обойти через систему р. Китой. В 2007 году Олег и Сергей Зубковы и Антон Шалин пересекли отрог севернее пика Бирон, пройдя перевал Подушечный (1А к. т.). В 2008 и 2009 годах группой под руководством Олега Зубкова были пройдены перевалы через 2 «проблемных» отрога, ограничивающих долину р. Булык, – Цхинвал и Необходимый (оба 2А к. т.), рядом с последним был «обнаружен» перевал Полосатый (2Б к. т.), пройденный москвичами в 2000 году. Более простых перевалов на этом участке нет до сих пор.
Одним из условий планирования нами «нитки» маршрута было прохождение её через перевалы не выше 1Б к. т. (для пешеходных ТМ 3 к. с.) Поэтому долину р. Булык, ограниченную отрогами с перевалами 2А-2Б к. т., нам пришлось обходить по северным отрогам водораздельного хребта, через систему р. Китой, – перевалами Лисий Хвост и Летучая Мышь (оба 1Б к. т.), что, в свою очередь, отвечало логике маршрута в части посещения минеральных источников «Шумак», являющихся «визитной карточкой» района. Отдельный интерес представляли восхождения на «трёхтысячники», включая высшую точку района – пик Стрельникова (3284,0 м), и первопрохождение траверсом участка хребта Тункинские Гольцы. Основу маршрута составили 13 перевалов (из них 6 – 1Б к. т.), 3 вершины (1 – 1Б) и 1 траверс хребта (1Б). Маршрут, проложенный вдоль водораздельного хребта, обходил «ве́рхом» каньоны в долинах рек и избавлял от сложных переправ при возможных дождевых паводках. Интенсивность автономного линейного маршрута определили также суммарный перепад высот (до 20000 м) и соотношение «протяженность/продолжительность» (140 км/10 дней). Анализ туристских отчетов и информации сайта «Природа Байкала» позволил нам обнаружить в этом достаточно известном туристам районе «нехоженый» участок хребта Тункинские Гольцы между перевалами Трёх Долин и Хэрский и заявить его для первопрохождения.
Сложный маршрут и погодные условия потребовали от участников группы мобилизации всех сил: почти ежедневные суммарные перепады высоты более 2000 м, подвижные осыпи, разрушенные скалы, крутые кулуары. На «экваторе» лета пришлось 2 дня пережидать непогоду, лёжа в палатках на дне ущелья на высоте 2500 м над уровнем моря, в окружении 5 вершин-«трёхтысячников», рискуя выбиться из графика. Тогда начавшаяся гроза не позволила группе закончить восхождение на высшую точку района ‒ пик Стрельникова (3284 м), пришлось повернуть назад, не набрав каких-то 100 метров по высоте. Над мокрым скальным гребнем стали сверкать молнии и раздаваться оглушительные раскаты грома. Безусловно, продолжать восхождение в этих условиях было небезопасно.
Свой «сюрприз» преподнесла и снежная зима 2014 года. При подъеме на перевал Рекорд (1Б*) нас ожидал 700-метровый крутой кулуар, забитый плотным слежавшимся снегом (фирном), в котором на протяжении нескольких часов пришлось выбивать ступени носками ботинок. На перевале София (1Б) – крутые гладкие скалы, скользкие в дождливую погоду. Но нам повезло: дождевая туча настигла нас после прохождения этого опасного участка.
На «финише» маршрут проверил нас на техническую грамотность и немного пощекотал нервы. Выматывающий силы подъем по крупной «живой» осыпи на высокий перевал Угутэрэ (1Б) сменил опасный спуск с него по скально-снежному кулуару, «простреливаемому» камнями со склона соседней вершины. И если раньше при прохождении крутых склонов участникам достаточно было индивидуальной техники и самостраховки, то здесь, единственный раз за весь маршрут (!), пришлось надеть страховочные системы и организовать вертикальные перила для спуска с использованием тормозных устройств.
С каким удовольствием спускались мы по тропе в долину р. Барун-Хандагай ‒ к первым деревьям, встреченным на маршруте после долгого пребывания в зоне снежников и скал! Грамотное планирование и отличная физическая подготовка участников позволили пройти заявленный маршрут полностью и в установленные сроки. А свободные дни мы с большим удовольствием использовали для отдыха на озере Байкал, загорая, купаясь и лакомясь вкуснейшим байкальским омулем…
19 мая 2015 года на сайте Федерального центра ДЮТиК (г. Москва) были опубликованы Предварительные итоги Всероссийского конкурса по туристским походам обучающихся в 2014 году. Согласно Предварительному протоколу в номинации «Спортивный поход 3 к. с. (пеший)» группа Пермского центра «Муравейник» занимает (пока) 1-е место.

(конец статьи)
22.05.2015, 23:53:51 |
Вячеслав ПетухинАнатолий, спасибо за подробное описание!

А вот что скажите по поводу участка хребта между Хэрским и Барунбортойским? Этот участок у меня в планах. :-) Насколько по Вашему он сложнее/проще того, что вы прошли?
23.05.2015, 00:35:55 |
Есения

Анатолий Зуев: К счастью, обошлось без человеческих жертв.

Неверно. Погибла одна иркутянка.
23.05.2015, 20:45:36 |
Анатолий ЗуевВячеслав.
Участок ГВХ (Тункинские Гольцы) между пер. Хэрский и пер. Барунбортойский значительно проще предыдущего участка (пер. Трёх Долин — верш. ок. 2950 м — пер. Хэрский): сам гребень здесь достаточно полого (волнообразно) набирает высоту; в долину притока р. Лев. Шумак — скальные обрывы; в долину р. Хэр — осыпной склон (средняя осыпь) средней крутизны (30-40 град.). Все хорошо просматривается "в профиль" как с юга, так и с севера. На наш взгляд, категория трудности — до 1А.
Т. к. мы вынуждены были остановиться на ночлег после пер. Хэрский (из-за дождя) и чуть спуститься с гребня на восточный склон ГВХ, то на следующий день мы прошли ниже гребня и через "подушку"-террасу в истоках р. Хэр поднялись на седловину пер. Барунбортойский.
Это по заданному вопросу.
А по сути моего выхода на сайт "Природа Байкала":
я крайне признателен модератору и всем авторам отчетов и сообщений по маршрутам данного района за громадный объем полезной информации. Не кривя душой, могу сказать — редкий туристский сайт столь информативен и объективен в описании препятствий и участков маршрута как этот! Удобные карто-схемы со ссылками на объекты позволяют новичкам быстро сориентироваться в незнакомом для них районе, а опытным — разработать маршрут, достойный призового места на соревнованиях. Но это не самое главное: подробная и проверенная специалистами информация еще и активно обсуждается на форуме. Все это, в конечном итоге, снижает степень риска и повышает безопасность путешествий, прививает определенный вкус грамотного прохождения маршрутов и пребывания в горах.
Часть моего отчета о походе (техническое описание) — это малая лепта в вашу "копилку" информации о районе. Буду рад, если он (отчет) окажется для кого-то полезным.
(Думаю, на данный отчет можно сделать ссылки в информации об объектах — перевалах и вершинах, пройденных на маршруте.
Также имеются оформленные паспорта определяющих препятствий пройденного маршрута. Если нужно — отправлю).
25.05.2015, 17:22:18 |
Вячеслав ПетухинАнатолий, спасибо за информацию по хребту.

За высокую оценку сайта — тоже спасибо. По поводу паспортов: смотрите, там где Вам есть что добавить к описаниям на сайте, отправляйте, конечно. У нас многие описания очень уж скупые.
25.05.2015, 19:29:50 |
Анатолий ЗуевНе уверен, добавят ли Паспорта ОП маршрута что-то новое к описаниям этих препятствий на сайте, но отправлю (в дополнение к отчету)
27.05.2015, 17:01:40 |
Sergey SergeevichИз отчёта:
1) "На границе Тункинского района, являющегося особо охраняемой природной территорией – Национальным парком, стоит пост (экологический сбор за пребывание в парке – 100 руб./чел., проезд транзитом через район – бесплатно). " — из местных мало кто платит, поскольку сбор денег незаконный (много раз это обсуждалось — в том числе и на этом сайте).
2)с. 29 — "Шумакские источники имеют статус ООПТ: 7.12.2009 г. в Окинском районе Республики
Бурятии был образован природный парк «Шумак». За соблюдением чистоты на источниках и
поддержанием порядка на территории следят сотрудники т/б «Ока-Шумак». ... За
плату разрешено ставить палатки на специальных площадках в рекреационной зоне. " — надо же, специальные площадки сделали (как на турбазе на метеостанции на пике Черского, видимо — там и дрова включены в стоимость). В прошлом году был в конце июля на Шумаке, но эти площадки мне не попались. Видимо, из-за того, что всего на 2 дня зашёл.
28.05.2015, 05:50:20 |
Анатолий ЗуевСергей, "на специальных площадках" — это из текста плаката. Я имел ввиду "на отведенной территории в пределах рекреационной зоны".
28.05.2015, 12:34:58 |
Sergey Sergeevich

Анатолий Зуев: Сергей, "на специальных площадках" - это из текста плаката. Я имел ввиду "на отведенной территории в пределах рекреационной зоны".

Тогда понятно — т. е. это всё те же незаконное поборы, которые тоже обсуждались и тут и на angara.net.

Вообще же, восхищён как самим походом, так и отчетом. Тем более, что вся группа, кроме руководителя, состояла из подростков, если я правильно понял.
28.05.2015, 18:05:35 |
Анатолий ЗуевСергей, благодарю за оценку.
Состав группы: 6 подростков (14-17 лет), зам. руководителя (25 лет), руководитель (53 года).
Относительно прекращения восхождения на пик Стрельникова (см. выше) в 100 метрах (по высоте) от вершины по причине начинающейся грозы — так мы (взрослые) подписываем приказ, в котором на нас возлагается полная ответственность за жизнь и здоровье учащихся... Другого выбора нет.