Природа Байкала | Арбагас - красная река

дата публикации:25 января 2018
Просмотров: 2048
Рейтинг: 5.5 (6 голосов)

Марина Васильева (Красноштанова)Тут река уже не такая красная, как в верховье. Причина её цвета — железистый источник прямо на перевале Кислый. Вода из источника стекает по обе стороны перевала — в реку Арбагас и в реку Правая Сыгыкта, обе реки красные, особенно сильно в верховьях. Вода на перевале настолько кисло-вяжущая, что её просто невозможно даже лизнуть, не то что пить. Мы с Саней Дядькиным, когда поднимались на этот перевал, не взяли с собой воду, вот намучились... Саня немного пытался глотнуть, отравился до тошноты. На следующий день болел.

26.01.2018, 01:09:37 |
ВИКТОР КАЛИНИНКогда я был там в 2007 году вода была очень красной, как внизу , так и вверху. Возможно зависит от времени года -талые воды разбавили. Кстати, в 2007 весь правый берег ниже устья Арбагаса примерно на километр был в красных потеках. Видимо вода сочилась из под горы. Марина, Вы случайно, слышали ,что окрашивает воду? Я,по простоте полагал,что это простое ожелезнение.
26.01.2018, 03:02:11 |
Марина Васильева (Красноштанова)Я так и думаю, что это железо. Весь этот водораздельный хребет между Апсатом и Правой Сыгыктой — красный: и камни, и вода, текущая из-под них. И Левый приток Солокита (тот, что в районе перевала Тройной) — очень красный, вода кисло-вяжущая. В зоне леса ещё терпимо, можно пить, а в верховьях — просто невозможно.
Мы обошли район пика Триангулятор в 2006, там везде железистая вода, со всех сторон. Даже снег красной пудрой присыпан. Правда, я читала, что это такие микроорганизмы хламидомонады, но внешне очень похоже на пыль от ржавчины.
26.01.2018, 06:04:11 |
И. ФефеловЧто, кстати, интересно, — красные кембрийские обнаженияния Сибирской платформы (Качуг, Шаманка...) иногда бывают чуть ли не вишневого цвета, но когда эти алевриты растворяются водичкой, вода получается не красноватая, а скорее желтая — цвета кофе или коричнево-кирпичная.
26.01.2018, 13:09:44 |
ВИКТОР КАЛИНИНСпасибо за объяснение, вода действительно имеет желтоватый оттенок. Кстати, цвет воды задают камни, покрытые налетом.Еще раз спасибо всем за полезную информацию.
26.01.2018, 14:05:30 |
Марина Васильева (Красноштанова)На Кодаре вода в кружке — прозрачная, она красная только в реке (в массе). А на снегу налёт встречается от ярко-розового, марганцовочного цвета до коричневого. На перевале Кислом был ярко-красный налёт, но на фото со снегом на перевале Кислый — получился коричневым.
Сейчас, спустя столько лет, сожалею, что мы на Кислый тогда с Саней пошли, без Юры, а Юра Савкин (наш увлечённый фотограф) — отправился исследовать другую сторону долины. Если бы был с нами Юра, он таких бы фото красивых настряпал: голубой ледник с пупурным налётом — это можно увидеть, наверное, только здесь, на Кодаре. Ну, а у нас с Саней не очень получилось, потому что другие цели были.
Хотя, если порыться в Юриных архивах, там можно, наверное, всё это найти.
26.01.2018, 14:12:32 |
ВИКТОР КАЛИНИННе травите мне душу, Марина, когда пишите об упущенных снимках. В 2016 году а меня был ,пожалуй, самый бестолковый поход. Сначала рассчитывал пройти до Ничатки по Эльгеру, но на правый берег было не перейти даже по аянам. Ладно, переиграл маршрут и решил с Бургайской седловины выйти на Эльгер или Халлас. Но там снегу выше крыши.Я перевал Бургай проходил (точнее пробирался) три дня-и это по вездеходной дороге. Все ложбины переметены снегом-пришлось проходить лабиринт, орентируясь по торчащим из снега кустикам.Недаром говорят: Хочешь рассмешить Господа-расскажи ему о своих планах!
26.01.2018, 15:57:17 |
Марина Васильева (Красноштанова)Виктор, об упущенных снимках я не очень жалею, т.к. для меня УВИДЕТЬ и рассказать — важней. Описать так, чтобы другие пошли и посмотрели. А фото — это вторично.
По Эльгеру ещё в 2006 году тропы были настолько заросшими, что продраться там мы смогли с трудом, и это было достойно препятствий 6 к.с..., вряд ли там ещё кто продерётся теперь. Я писала об этом в своём отчёте, он тут опубликован, привязан к фотоальбому и тексту "Дневник командира". Кстати, даже выкладывала МАРШРУТ с точными нитками пути (где есть тропа, а где уже её нет, и где по словам эвенкам пройти можно, а где они и сами уже не суются, хотя на карте — дорога есть). Жаль, что этот маршрут куда-то делся. Может, ПОИСКАТЬ НА САЙТЕ?
По Сыгыкте тоже теперь не пройти хотя раньше там были вьючные оленьи пути, но после пожара там сплошной горелый стланик и тропы уже нет СОВСЕМ.
Эвенки вымирают, поголовье оленей уменьшается, тропы некому топтать. Человек там не продерётся в одиночку, только большой группой с топорами и мачете. А через пару лет и их вырубка зарастёт стлаником.
Мы тоже в 2006 году собирались на Ничатку... :-) Но наши планы нарушили бесконечные поломки торсионов нашего вездехода, из-за них мы упустили время и потеряли 2 дня, пришлось идти пешком, и снова терять время...

Потом мы поняли, что всё равно он бы нас не довёз до Мохчехо, как обещал. Смог довезти только до Бурячи.

О тропе по Апсату (Владимир спрашивал в соседней теме) — я расскажу позже. Сейчас некогда пока.

26.01.2018, 18:11:35 |
Марина Васильева (Красноштанова)Ещё о красном снеге Кодара:
02.03.2018, 14:39:06 |
ВИКТОР КАЛИНИНМарина ! Если Вы о красных водорослях, у меня есть фото с Куанды на сайте , правда не знаю, как показать миниатюру. Я еще тот компьютерщик...
02.03.2018, 15:33:02 |
ЄсєнияВиктор,
открываете нужное фото, из адресной строки берёте id снимка, а затем здесь в комментарии пишете: [photо;111111].

И все дела.
02.03.2018, 15:45:48 |
Марина Васильева (Красноштанова)Виктор, я не очень разбираюсь — водоросли это или железистый налёт. Надежда говорит, что водоросли. Тут снимок сделан на высоте более 2000м, на перевале Кислый.
Я добавила фото к теме о красной реке Арбагас и всему, что там рядом красное. Скорее всего, там, на Арбагасе, присутствует и водоросль, и железистый налёт. Это я и хотела сказать.

Интересно было бы посмотреть такую водоросль на Куанде. Попробуйте закинуть фото. И вообще, мне кажется, для этой УНИКАЛЬНОЙ водоросли, живущей на высотах более 2000м в горах, нужна отдельная страничка. Вроде бы, её пока нет.
02.03.2018, 15:50:39 |
ВИКТОР КАЛИНИНphoto;56836.jpg
02.03.2018, 17:54:35 |
ЄсєнияВиктор, jpg и точку удалите, а остальное оберните в квадратные скобки.

[рhoto;56836]

Сейчас всё будет хоккейно :)