Природа Байкала | Непорядок с перевалами Новосибирского КТ и Богохонголдойским

дата съемки:2 июля 2018
дата публикации:14 июля 2018

Страница 1 из 4:  1 2 3 4 всеСледующая
Константин СухановСнято с перевала Бого-Хонголдойского 1А в сторону Бого-Хонголдоя. Определяющая сторона. Спуск от галочки по мелкой осыпи, перемежающейся с зелёнкой, с минимальным лавированием. Крутизна там 35-40 градусов (на фото кажется больше), с выходом на более пологий средне-мелкоосыпной склон. В общем, обычная, или чуть более сложная, 1А. Для 1Б оснований нет.
С Бого-Хонголдойским сложнее. Там сверху непрерывный пояс разрушенных скал крутизной местами до 50 градусов, требующий лавирования. Камнеопасно. Не сказать, что очень уж сложно, но для 1А всё же сложновато. Есть в Саянах и 1Б попроще.
Полагаю, что эти две седловины рядом — варианты прохождения одного и того же перевала Бого-Хонголдойского. И тот, что ныне зовётся перевалом Новосибирского КТ 1Б — проще. Для устранения противоречий предлагаю скорректировать описание таким образом: перевал Бого-Хонголдойский 1А, имеет две седловины, одна из них проще, другая ближе к 1Б.
Хотелось бы услышать мнение бывавших там.
14.07.2018, 12:56:03 |

Константин Суханов: Хотелось бы услышать мнение бывавших там.

Я не был, но подобный вопрос бурно обсуждался, увы, без вашего, Константин, участия. Я сейчас это обсуждение нашел и с удовольствием перечитываю:
14.07.2018, 14:35:45 |

Константин Суханов:  скорректировать описание

Корректировать можно свои описания. Если корректировать чужие, непонятно кому потом спасибо говорить. Так что, Константин, предлагаю вам составить новое описание. Лично я с удовольствием буду ориентироваться на ваше, именное, а не на то, которое неизвестно кто составил, а Стрелюк только предоставил.
14.07.2018, 14:38:08 |
Константин СухановХорошо.
Перевал Бого-Хонголдойский, 1А, 2758 м (западный), 2791 м (восточный).
Соединяет долины рек: Ара-Ошей (большое озеро) — Бого-Хонголдой.
От границы леса на р. Ара-Ошей поднимаемся тропой левого берега, подходим к верхнему водопаду От водопада через 2,5 км уходим в первый от него левый приток. Поднимаемся любым бортом либо прямо по ручью, вытекающему из большого озера. Озеро открывается внезапно. Отсюда видна широкая восточная седловина перевала Бого-Хонголдойский, называемая перевалом Новосибирского КТ. Широкую западную седловину закрывает ригель, отходящий от разделяющего эти две седловины холма 2838 м. Озеро обходим слева по ходу движения (курум, зелёнка, песок) до впадающего в него ручья, текущего из-под западной седловины. Поднимаемся прямо по нему (курум, зелёнка) к подушке-террасе. От подушки возможен уход вправо на другую сторону разделяющего седловины ригеля к подъёму на восточную седловину. А перед нами чуть выше открывается широкая западная седловина перевала. Здесь до августа может сохраняться снежный карниз. Поднявшись от подушки по чемоданам вдоль ручья 200 м, уходим траверсом склона по ходу вправо на восточный край седловины. По средней осыпи, зелёнке и крошке (30-35 градусов) выходим на перегиб; здесь выположение и через 300 м выход на перевал.
Спуск на первых 50-80 м представляет собой непрерывный пояс сильно разрушенных скал крутизной до 50 градусов; проходится лавированием по наименее крутым формам рельефа. В мокрую погоду и снег желательна страховка. Камнеопасно! Далее по средне-крупной неустойчивой осыпи крутизной наверху 40, ниже 30 градусов, спускаемся на местами подболоченное дно цирка Бого-Хонголдоя.
Для подъёма на восточную седловину перевала пересекаем вытекающий из-под западной седловины ручей, берегом озера подходим к восточному краю разделяющего седловины ригеля и вначале по зелёнке, далее по перемежающейся с зелёнкой средней осыпи выходим на перевал (30-35 градусов). Возможны иные пути подъёма — они очевидны. Седловина широкая, в сторону Бого-Хонголдоя с неё выдаётся небольшой "нос".Спускаться лучше западнее, сразу за "носом", уходя немного левее "носа" по ходу. Осыпь мелкая, лавирование минимально, средняя крутизна 40 градусов. Через 150-200 метров осыпь становится средней, выполаживается до 35-30 градусов и приводит к подболоченному дну цирка Бого-Хонголдоя (всего 700-800м).
Восточная седловина перевала проще и соответствует 1А категории; западная немного сложнее, её можно оценить как сильную 1А. Седловины соединяет легкопроходимый гребень.
От ГЗЛ до ГЗЛ прохождение перевала занимает весь летний световой день.
По Бого-Хонголдою вниз движемся левым бортом, есть слабая тропа. Ниже левого притока из-под Зун-Гольского Южного движемся тропой правого борта до самого Китоя. Долина подболочена, тропа иногда теряется. По Китою — дорога и хорошие места для бродов.
Стороны указаны орографически, если нет специальной оговорки.
14.07.2018, 17:46:41 |
Константин СухановДобавлю: я не сторонник переименовывать рядом находящиеся уже существующие перевалы. Первопроходы — ну, тут на усмотрение "первопроходимца".
А данный случай уж слишком очевиден. Две классические рядом расположенные седловины, разделённые небольшой легкотраверсируемой вершинкой. К тому же с ошибкой в категорировании.
14.07.2018, 18:03:57 |
Евгений РензинРазместил описание на странице перевала. Оно почему-то задублировалось и я это не могу побороть. Позже исправим.
14.07.2018, 22:50:26 |
Константин СухановДа вроде нормально всё.
14.07.2018, 23:18:04 |
ЄсєнияЕвгений, не правьте больше текст никаким образом, пожалуйста.
На сайте по-прежнему нет возможности "безнаказанно" писать беспредельно длинные тексты, поэтому приходится их аккуратно утрамбовывать (в ущерб оформлению) донельзя.
15.07.2018, 00:23:16 |
Марина Васильева (Красноштанова)Мнение бывавших там, по просьбе Константина. Богохонголдойский соответствует хорошей 1А, но вряд ли к 1Б его можно отнести. НКТ — по сложности примерно такой же, но переименовывать и переквалифицировать его никто не имеет морального права, т.к. у него уже есть авторы, и много лет этот перевал известен, никто претензий не пред,являл. Зачем эти перестановки, кому они нужны, существует множество других нехоженных и безымянных перевалов.
Честно говоря, я не припомню на Богохонголдойском крутизну в 50 градусов. Хотя могу порыться в своих описаниях 2001 года.
15.07.2018, 22:18:59 |
Константин Суханов

Марина Васильева (Красноштанова): Богохонголдойский соответствует хорошей 1А, но вряд ли к 1Б его можно отнести.

Я того же мнения.

Марина Васильева (Красноштанова): НКТ - по сложности примерно такой же, но переименовывать и переквалифицировать его никто не имеет морального права, т.к. у него уже есть авторы, и много лет этот перевал известен, никто претензий не предявлял.

Название оставили, конечно. А претензий не предъявляют по многим перевалам и по разным причинам.
Марина, а какое, по-Вашему, моральное право надо иметь для переквалификации перевала? И кто его тогда вообще имеет (я не говорю о названии)?
Кстати, Лёня Стрелюк в описании тоже называет перевал НКТ вариантом Бого-Хонголдойского.

Марина Васильева (Красноштанова): Честно говоря, я не припомню на Богохонголдойском крутизну в 50 градусов.

Я и указываю "до". Она там есть на верхнем поясе скал "в лоб", но не ощущается, так как проходится лавированием по менее крутым формам рельефа. Что я и указал в описании.
Спасибо за мнение.
15.07.2018, 23:40:55 |
Марина Васильева (Красноштанова)О моральном праве переименований. Тут, во-первых, надо выяснять, какой перевал появился первым — НКТ или Богохонголдойский. Если НКТ, то преимущество названия за ним. Во-вторых, весь запад пользуется названием НКТ, и как вы собираетесь доказывать всему туристскому миру, что это название не нужно?
Необходимость переименования бывает там, где может из-за неточности названия пострадать безопасность или по этическим соображениям.
16.07.2018, 08:25:43 |
Евгений РензинВообще-то Константин спрашивал про переквалификацию, а не про переименования.
16.07.2018, 10:16:19 |
Марина Васильева (Красноштанова)Вообще-то, Евгений, я читать умею. Прочитайте и Вы внимательней, выше предлагалось назвать его Богохонголдойским вариантом. Да и переквалифицировать ни к чему. Каюбое действие должно иметь смысл.
16.07.2018, 10:43:54 |
Константин СухановА смысл в том, что чуть более простой, чем Бого-Хонголдойский с категорией 1А, НКТ имеет категорию 1Б. Тем более без описания. Сейчас поправили.
16.07.2018, 12:09:30 |
Марина Васильева (Красноштанова)Возня, никому не нужная... Есть более полезные вещи. Ещё ладно бы у НКТ стояло 2А (как было у Яросамы), тогда ещё понятно, на 2А веревки надо тащить.
16.07.2018, 13:04:18 |

Марина Васильева (Красноштанова): на 2А веревки надо тащить.

На 1Б тоже надо тащить верёвки. Это прямо следует из методики категорирования перевалов.

Марина Васильева (Красноштанова):  выше предлагалось назвать его Богохонголдойским вариантом.

Так и сделали. Но у варианта вполне может сохраняться оригинальное название, которое и оставили.

Вообще, я бы отзывал право давать названия перевалам у тех первопроходцев, которые явно завышают категорию.
16.07.2018, 13:17:44 |
Sergey V

Евгений Рензин: Вообще, я бы отзывал право давать названия перевалам тем первопроходцам, которые явно завышают категорию.

И вообще, руки им поотрубать!
16.07.2018, 13:19:33 |
Евгений РензинГоловы! :)
16.07.2018, 13:20:28 |
Константин Суханов

Евгений Рензин: Головы! :)

С точки зрения туристского гуманизма, согласен только на отрубание хвоста. По самые уши!
Вообще я поднял этот вопрос по причине наличия в группе новичков
Очаровательные новички
, тем более в нетрадиционной горной одежде))) В ином режиме прошли бы перевал и не заметили. Стараясь выбрать из двух перевалов попроще, тщательно изучил имеющиеся на сайте фото и описания. С особым цинизмом уделил внимание отсутствующему описанию перевала НКТ))) В сети по нему тоже ничего не нашёл. Уже тогда показалось, что НКТ проще, но... поверил категории. А зря.

Марина Васильева (Красноштанова): ...весь запад пользуется названием НКТ...

"Запад" — это что? — давайте уточним геодезическую территорию этих "пользователей" с описанием границ и указанием поворотных точек))) Ну и независимо от результатов уточнения межевого дела — пусть себе пользуются, так уж и быть)))

Марина Васильева (Красноштанова): ...как вы собираетесь доказывать всему туристскому миру, что это название не нужно?

А никак. Мне пофиг. Главное, чтобы перевалы соответствовали категории и было удобство пользования информацией.
Марина, в Вас сидит неистребимый дух противоречия)))
16.07.2018, 15:14:08 |
Марина Васильева (Красноштанова)Константин, Вы просили поделиться мнением тех, кто там был, я поделилась. Но стоило нашим точкам зрения в чем-то не совпасть, как тут же Вы увидели "дух противоречия" :-)
Запад (Вы и сами прекрасно понимаете, зачем спрашивать?) — это те туристы, которые живут западнее Иркутска, и так же ходят по Саянам, и их, как Вы понимаете, в разы больше,чем посетителей сайта "Природа Байкала", желающих все подряд переквалифицировать и переименовывать :-)
Евгению отвечу, что первопроходцам прощается ошибка в сторону завышения квалификации в полкатегории, за это руки никто никогда не отрубал. Потому что это не приведёт к печальным последствиям. А вот если занизят, то может и привести к ЧП.
По поводу 1Б. Это пограничная категория (то есть, каждый решает сам, нужны ли там ему веревки, в зависимости от опыта (по правилам, конечно, нужны), а вот на настоящую 2А никто без веревок не пойдёт.