Природа Байкала | Бухта Базарная. Пролив Ольхонские ворота

автор:Светлана Богородская
дата съемки:17 июля 2018
дата публикации:20 августа 2018

Фотоотчёт "Сахюрта - Курминская коса - коса Уюга - долина Сармы"

комментарий автора: "За скалистым мысом Юбухан к северу находится бухта Базарная, названная так потому, что в глубине ее, на плоском песчаном берегу построено несколько деревянных лавок, в которых с 15 июня по 15 июля каждый год происходит весьма важная для окрестных бурят ярмарка, посещаемая приезжающими иркутскими купцами и местными бурятами. Торговля идет, главным образом, рыбой (омуль) и красным товаром. Лавки и часовня в обыкновенное время закрыты."

"Бухта Базарная на линии входных мысов окружена 12-ти футовым рифом; посредине губы глубина также 12 фут, ровная на протяжении около версты; уменьшается затем к западу постепенно до 9 фут; побережье ее имеет 3-х футовый риф на 25 сажен. Грунт — ил с травой."

("Лоция и физико-географический очерк озера Байкал", под ред. бывшего начальника Гидрографической экспедиции Байкальского озера Ф.К. Дриженко, 1908 г.)

Светлана Богородская http://nature.baikal.ru/mapg.shtml?rg=olhon&xy=640,1419&dir=cross&mw=1280&mh=984

Если взглянуть на карту, то очевидно, что пролив Ольхонские ворота промыло через хребты, которые разделились:
со стороны материка на мыс Улан и от Ольхона — полуостров Кобылью голову;
затем — мыс Гэхтэ и с другой стороны мысы Шальнуген и Уляхта;
следующие — мыс Харгантэ со своими соседями мысом Убухан и Обойн с материка и с со стороны Ольхона — мыс Забро;
мыс Хэлен — напротив мыс Имыш-Таме.
Возможно, с одной стороны мыс Крест — со стороны Ольхона мыс Ушун.

И самое вероятное — промыть их могло течение, создаваемое рекой Сармой с ее ветром Сармой. Ближние к Сарме мысы "изъедены до худобы" в большей степени, чем со стороны большого Байкала.
Интересно также, что на мысах пролива Ольхонские ворота более крутые, отвесные скальники на мысах со стороны Ольхона и располагаются они практически параллельно друг другу и под определенным углом к Сарме. Значит там основные разрушающие силы? И в долине Сармы недалеко от Байкала тоже есть скальники и они также (по крайней мере на карте) ориентированы.

А песок на песчаных пляжах в бухтах пролива Ольхонские ворота, видимо, тоже примирительный подарок от Сармы — выносимые ею породы. На спутниковой карте видно куда несет взвесь частиц. И выносит, судя по карте, больше в бухты материковой части?
21.08.2018, 14:50:10 |

Светлана Богородская: Если взглянуть на карту, то очевидно, что пролив Ольхонские ворота промыло через хребты

Откуда это очевидно — непонятно. Даже формы мысов не говорят о сколько-нибудь существенном влиянии течений. Мне кажется, очевидна как раз преимущественно тектоническая природа пролива.
Что же касается р.Сарма, то она скорее, наоборот, засыпает пролив.
21.08.2018, 15:51:48 |
Светлана Богородская

Евгений Рензин: Откуда это очевидно - непонятно. Даже формы мысов не говорят о сколько-нибудь существенном влиянии течений. Мне кажется, очевидна как раз преимущественно тектоническая природа пролива.
Что же касается р.Сарма, то она скорее, наоборот, засыпает пролив.

Нашла единомышленников (наверное, есть и более научные публикации):
"В прошлом остров Ольхон и Тажеранские степи представляли собой единое целое. Если посмотреть на Ольхон сверху, то хорошо видно, что остров является продолжением материка. На месте современного пролива было русло реки Сармы, а между современным островом Ольхон и материком пролегала обширная долина с густым лиственичным лесом и обилием диких животных.
Со временем вода в озере Байкал поднялась, и на месте русла Сармы образовался пролив. Низменные участки суши ушли под воду и стали Малым Морем. В бурятском эпосе говорится, что Гэсэр разрубил перешеек между островом и материком своим мечём.

В ходе экспедиции "Миры на Байкале" в 2008 году было подтверждено предположение о том, что уровень Байкала в былые времена был намного ниже. На глубинах 300 – 500 метров были обнаружены волноприбойные галечные гряды с окатными валунами.

Таким образом ни Малого Моря, ни Ольхонских Ворот в историческом прошлом не было. Однако время их появления ученые определить пока не могут. Это открытие научно подтвердило старые легенды о том, что когда то Ольхон не был островом. Также есть древние предания о том, что современный остров Ольхон и полуостров Святой Нос были соединены между собой полоской суши." http://www.baikaliaincognita.com/olchonskie-vorota

Но присмотритесь сами:
Если посмотреть на спутниковую карту, так, чтобы были видны хребты и пади, то хорошо видны соответствующие хребты мыса Улан и полуострова Кобылья голова.
Хорошо видно соответствие хребтов мыса Харганте и мыса Забро. Стыкуются пади мыса Крест и Ушун.
21.08.2018, 16:20:01 |
Светлана Богородская

Евгений Рензин: Что же касается р.Сарма, то она скорее, наоборот, засыпает пролив.

Видимо, и промывает за счет течения (не может не промывать) и засыпает своими взвесями одновременно. Каково тут соотношение — тоже интересно. И почему, как мне представилось, больше отвесных скал на мысах со стороны Ольхона — ветер тут является основным двигателем разрушающего течения, а скалы ущелья Сармы его так направляют?

Еще интересен вклад-соотношение северного ветра и ветра Сармы. В Малом море течение, судя по карте, зацикливается, но течение с севера вдоль западного берега не может сколько-то не попасть в пролив Ольхонские ворота — теплую воду в пролив Ольхонские ворота со стороны Малого моря ветер пригоняет, значит течение с севера есть (хотя и Сарма сама захватывает теплую Маломорскую воду).

Что касается породы из р.Сармы, то в книге "Лоция и физико-географический очерк озера Байкал, под ред. бывшего начальника Гидрографической экспедиции Байкальского озера Ф.К. Дриженко, 1908 г." http://www.magicbaikal.ru/history/sailing/vorota.htm
так пишется:
"Грунт в проливе песчаный, а за 30 саженной горизонталью каменистый." А "30-ти саженная горизонталь направляется от м. Крест поперек входа к северной части м. Уншун". Т.е., получается, что в основном дно пролива песчаное, каменистым становится уже ближе к выходу в большой Байкал.
21.08.2018, 16:35:42 |

Светлана Богородская: Нашла единомышленников

Ваши "единомышленники" ни слова не написали о том, что р. Сарма прорыла пролив. Они написали, что уровень воды был ниже. Я бы, в свою очередь, предположил не то, что уровень воды был ниже, а то, что уровень дна был выше. В противном случае, нужно предполагать, что исток Ангары был ниже. А как-то непохоже, чтобы в р-не истока горы были более молодыми, т.е. имело место поднятие. А вот провалы на Байкале были даже совсем недавно.

Светлана Богородская: Т.е., получается, что в основном дно пролива песчаное, каменистым становится уже ближе к выходу в большой Байкал.

Вот и я про то же. Сарма выносит алювий в Байкал и засыпает им пролив. Но, конечно, ей слабо его засыпать. Потому как за проливом всё сваливается в Центральную котловину, а её и 100 таких речушек в обозримом будущем не заполнят.

Светлана Богородская: Но присмотритесь сами:

С этим я и не спорил.
21.08.2018, 17:21:57 |
Евгений РензинВот что пишут "мои" единомышленники: Академический хр.(Вики)
21.08.2018, 17:29:30 |
Светлана Богородская

Евгений Рензин: Ваши "единомышленники" ни слова не написали о том, что р. Сарма прорыла пролив. Они написали, что уровень воды был ниже.

Они еще написали, что в месте пролива текла р.Сарма.

Скалы подтачиваются течением (создают их реки и ветер, и движение Земли), а породе, как Вы говорите найдется где осесть. Река сама себя не засыпает породой, а найдет лазейку.

Соотношение факторов, двигающих течением — это интересно. Но Сарма неспроста оказалась напротив пролива. Течение, которое она создает, как раз направлено в сторону пролива. И ее ветер, узконаправленный, тоже не так просто совпал с направлением пролива.

О тектонических процессах, которые могли бы понизить хребты и увести их под воду. С равниной это было бы проще представить, а чтобы хребет провалился, при этом разрушился так, чтобы практически сравнять дно как-то сложнее вообразить. Хотя чего на свете не бывает. С рекой и течением как-то проще представить — и обрезают они лишнее ровненько (вроде отвесных скал).
21.08.2018, 18:07:45 |
Светлана Богородская

Евгений Рензин: Вот что пишут "мои" единомышленники: Академический хр.(Вики)

Интересно.
Если в хребте Академическом в месте пролива Ольхонские ворота произошел разлом, то и совпадение долины Сармы с проливом может быть не случайным, а долина могла быть того же происхождения.

Но реки какие только хребты не промывают. И река могла продолжить и сопровождать то, что формировалось тектонически. Не до эры рек изменения же происходили.

И то, что мысы со стороны Сармы, более источены (менее широкие) указывает на действие течения со стороны Сармы. Да и на карте течения в проливе стрелку в этом же направлении начертили.
21.08.2018, 18:31:45 |

Светлана Богородская:  Река сама себя не засыпает породой, а найдет лазейку.

Светлана Богородская: Они еще написали, что в месте пролива текла р.Сарма. Если так, то уже тогда скалы подточила.

Это ради бога. Но тут вопрос степени влияния. И я так понимаю, в сравнении с тектоникой, это влияние было ничтожным. Да вы сами посмотрите на все эти заливы: Загли, Куркутский, Тутайский, Хул. Уж их Сарма никак не могла прорыть. И других водотоков там тоже нет. А заливы есть. Ну очевидно же, что в этих местах было опускание.
21.08.2018, 19:24:59 |
Светлана Богородская

Евгений Рензин: Вообще говоря, примеров того, как реки засыпают сами себя, полно. Практически все реки, стекающие с Тункинского хр. на юг, засыпали сами себя.

Т.е., потерялись под осыпями? Осыпь из крупных камней не то, что взвесь в реке. И образуется в определенном локальном месте. Или разное количество воды в реке: или глыбы несет, или тонким ручейком течет в свои же глыбы. Т.е., можно объяснить? Чтобы совсем вода потерялась, она должна или в разные стороны растечься, или в карстовые пещеры попасть, или испариться, если мало (что годится для южной стороны).

Евгений Рензин: тут вопрос степени влияния. И я так понимаю, в сравнении с тектоникой, это влияние было ничтожным. Да вы сами посмотрите на все эти заливы: Загли, Куркутский, Тутайский, Хул. Уж их Сарма никак не могла прорыть. И других водотоков там тоже нет. А заливы есть. Ну очевидно же, что в этих местах было опускание.

Хребты мысов и впадины бухт, конечно, тектонического происхождения.
21.08.2018, 20:59:46 |

Светлана Богородская: Хребты мысов и впадины бухт, конечно, тектонического происхождения.

Т.е. в одном и том же месте и тектоника, и эрозия? В принципе возможно, но в данном случае, чтобы говорить о каком-то существенном влиянии эрозии именно со стороны Сармы, на выходах из заливов в пролив должны быть резкие понижения дна, т.е. "русло" Сармы. Я никаких данных, говорящих о его наличии, не видел.

Светлана Богородская: Т.е., потерялись под осыпями?

Т.е. эти реки вынесли с верховий кучи аллювия и под этим аллювием потерялись. Это возможно потому, что расход у этих рек сильно неравномерный. То вообще пересохнут (некоторые), а то столько в них воды, что образуется сель.

р.Сарма, кстати, тоже течёт не по равнине.
21.08.2018, 21:34:56 |
Светлана БогородскаяВыяснила еще одну силу от Сармы, разрушающую берега. Частицы, которые она выносит (а в шторм могут двигаться и валуны) не только наращивают пляжи и делают бухты и пролив более мелководным, но и сами, в качестве абразивных веществ увеличивают разрушительную силу волн и течений.

По спутниковой карте широкий шлейф от р.Сармы тянется больше в сторону материкового побережья. (Вопрос — этот шлейф — взвешенные частицы, или уже мелководье, или то и другое. Если частицы, то может ли этот шлейф менять свое направление, направляясь к Ольхону. Или течение подводное — одно направление, а ветер и штормовые волны от ветра Сармы могут иметь другое направление, но сколько-то "абразивного" материала захватят?).
Тогда мое предположение, что мысы, ближние к Сарме, больше и размываются, согласовывается с тем, что ближние мысы больше попадают в этот шлейф и под действие абразивных свойств частиц. Особенно в шторм. А спокойные накатывающие волны эти частицы, или даже уже собранные на дне недалеко от берега, накатывают и оставляют на берегу, выполняя созидательную работу.

Евгений Рензин: Да вы сами посмотрите на все эти заливы: Загли, Куркутский, Тутайский, Хул. Уж их Сарма никак не могла прорыть. И других водотоков там тоже нет. А заливы есть. Ну очевидно же, что в этих местах было опускание.

Еще один момент вычитала и это тоже еще одна составляющая. Хребты из твердых пород сложнее размыть, а мягкие породы между ними проще. Т.е., многофакторный процесс получается.

Что все-таки еще интересно. Материковые бухты более мелководны. Уровень их дна мог, действительно, определиться тектонически. Мелководность, как по замкнутому кругу, могла уменьшить разрушительную силу волн, но увеличить их действие в пользу накопления взвешенных частиц и выносимых Сармой, и сколько-то от разрушающихся берегов. (Или интенсивный процесс разрушения материковых мысов произошел раньше, чем Ольхонских, как результат — материковые мысы более тонкие и короткие, а собственный песок помог засыпать материковые бухты. А разрушали опять же: течение от самой Сармы, и в том числе, разворот течения с севера Малого моря в сторону пролива).
Ольхонские бухты поглубже, и более скалистые — это может определять и свидетельствовать, что их берега более подвержены разрушительной силе штормовых волн за счет глубин, особенно со стороны пролива. Тоже замкнутый круг.
Получается, что сейчас в материковых бухтах происходит больше накопление песков, а Ольхонские берега больше подвержены разрушительной силе штормов, но упорно сдерживают натиск за счет своей скалистости? Как два берега реки на ее повороте? Только в проливе напор воды создается Сармой, штормом от нее (и движением Земли)? Все-таки думаю, что в плановом порядке течение свою роль еще как выполняет (и больше от него достается материку).
Можно, конечно, и только на тектонические процессы списать, которые определили дальнейший механизм действия волн, зависимый от глубин.
22.08.2018, 15:01:42 |
Светлана Богородская

Светлана Богородская: Вопрос - этот шлейф - взвешенные частицы, или уже мелководье, или то и другое. Если частицы, то может ли этот шлейф менять свое направление

Так как на других спутниковых картах шлейф выглядит по другому, значит все-таки взвешенные частицы? И направление, по крайней мере, вид шлейфа меняется
22.08.2018, 17:35:39 |

Светлана Богородская: Так как на других спутниковых картах шлейф выглядит по другому, значит все-таки взвешенные частицы?

Да это могут быть водоросли, а никакие не частицы. Или пыльца деревьев по поверхности плавает.
22.08.2018, 18:00:04 |
Светлана Богородская

Евгений Рензин: Или пыльца деревьев по поверхности плавает.

И что определяет движение "пыльцы" именно в данную сторону? И не может "пыльца" быть маркером вод, выносимых Сармой?
Но то, что песок (и более мелкие частицы) достигает берегов бухт известно, значит может поработать абразивным материалом во время штормов и в течениях.

Азы для Байкала:
Рельеф Байкала. Дно и глубина И другие главы из книги: Галазий Г. И. "Байкал в вопросах и ответах"
Гидрология Байкала. Проливы И другие главы из книги "Байкаловедение" : учеб. пособие / Н. С. Беркин, А. А. Макаров, О. Т. Русинек. – Иркутск : Изд-во Ирк. гос. ун-та, 2009.
22.08.2018, 18:12:51 |

Светлана Богородская: И что определяет движение "пыльцы" именно в данную сторону?

Ветер, разумеется. А он может дуть в любую сторону.

Светлана Богородская: Но то, что песок достигает берегов бухт известно, значит может поработать абразивным материалом во время штормов и при течении.

Может. Только течения там слабые. Особенно тогда, когда Байкал покрыт льдом. А это почти полгода. Да вы сами-то там видели что-то подобное шлифованным стенам каньона той же Кынгарги? Я — нет. Окатанной прибойной волной гальки — сколько угодно, а шлифованных стенок нет совсем.
22.08.2018, 18:28:48 |

Евгений Рензин: Может. Только течения там слабые

А волны во время штормов сильные. А "слабость" течения компенсируется временем.
Но нужно все-таки найти какой-нибудь научный труд по Сарме и проливу.
Опытные капитаны наверняка знают к какому мысу лучше не приближаться во время ветра Сарма (а укрыться от Сармы вроде бы можно в бухте Загли (если даст повернуться?).

Евгений Рензин: Окатанной прибойной волной гальки - сколько угодно, а шлифованных стенок нет совсем.

Как вариант — подмыло скалу снизу, верхнему слою проще отвалиться и обнажить следующие вертикальные слои.
22.08.2018, 19:22:03 |
Светлана Богородская" Зоной разломов наиболее высокого порядка в регионе является литосферный шов между Сибирской и Амурской микроплитами Евразийской литосферной плиты, к которому и приурочена Байкальская котловина. В свою очередь, в пределах микроплит за длительный период их геологического развития сформировались свои системы разломов более низкого порядка, которые предопределяли особенности строения отдельных частей БРЗ (Байкальской рифтовой зоны)".

"Большое значение в формировании разломно-блоковой структуры имеют зоны поперечных разломов (линеаментов), которые пересекают не только рифтовую зону, но и прослеживаются далеко за ее пределами, зачастую глубоко внедряясь в структуры Сибирской платформы. Для поперечных разломов Байкальской котловины характерно северо-западное простирание. Чаще всего к зонам поперечных линеаментов приурочены долины крупных рек: Ангара, Селенга, Бугульдейка, Анга, Рель и т. д."

Номенклатура крупных активных разломов

27.08.2018, 17:26:29 |
Светлана Богородская Здесь было интересное обсуждение о формировании пролива Ольхонские Ворота, долины и дельты Сармы