Природа Байкала | Пик Мраморный

Пик Мраморный

автор:Иннокентий Уханов
дата съемки:июль 2007

Рассказ "Отчет о походе по Тункинским гольцам. 2007 г."

Озеро под перевалом Ветренный
Озера на перевале Байконур.

Сергей ЗубковСлава, нестыковка с этими Мраморными пиком и перевалом.

Первое, эта фотография подписана на странице пика Мраморный как вид с Перевальной, однако, это неправильно, и она, очевидно сделана со стороны Билюты, достаточно сравнить вот с этой фотографией

Второе и основное: на этой фотографии (id=15214) пик Мраморный — это большая хорошо выраженная треугольная гора справа от кулуара перевала Мраморного. А на всех остальных фотографиях с Билюты пик Мраморный обозначен на небольшой тычке слева от перевала Мраморного, вот еще например:

Возникает вопрос: а где на самом деле этот пик, и далее — каково взаимное расположение перевала Ветренный, пика Мраморный и перевала Мраморный в гребне?
На твоей схеме они обозначены именно в перечисленном порядке — т.е. перевалы разделены пиком. Отсюда, видимо, и сделан вывод, что эта тычка между перевалами — и есть пик Мраморный (как обозначено на фотографиях 3117 и 32594). Я думаю, что это неправильно и пик Мраморный — это гора справа от кулуара пер. Мраморного (как обозначено на этой фотографии 15214), она хорошо выражена и с той, и с другой стороны.

Тогда вопрос — где перевал Мраморный со стороны Перевальной? На фотографиях с перевала Университетского он обозначен левее пика Мраморного (пик с этой стороны вряд ли можно с чем-то еще спутать).
Но если так, то перевал Мраморный не может выводить в тот же цирк, что и перевал Ветренный, т.к. со стороны Билюты есть еще и второй цирк (тоже с озером), и настоящий пик Мраморный как раз разделяет эти цирки.

Итак, два варианта. Либо перевал Мраморный все-таки (если смотреть с Перевальной) левее пика Мраморного, к нему ведет непрерывный кулуар от самого озера, и на Билюту он выводит в другой цирк — но при этом характерный белый кулуар со стороны Билюты — это не он, а что-то другое.

Либо, если исходить из описания первопрохода Мраморного с Билюты на Перевальную, белый кулуар — это точно он, и тогда он лежит между пиком Мраморным и перевалом Ветренным. И тогда на всех фотографиях с Перевальной он (пер. Мраморный) обозначен неправильно.

Я больше склоняюсь ко второму варианту, на указанной фотографии с Университетского (14289) я сделал пометки правильного по этой версии перевала Мраморного и тычки между ним и Ветренным.

По-моему, это хороший повод заглянуть в этот район, что мы, возможно и сделаем этим летом :)
01.04.2010, 20:44:47
Сергей ЗубковИ да, еще вопрос — ты знаешь кого-нибудь, кто сам проходил этот таинственный перевал Мраморный? :)
01.04.2010, 20:52:25
Вячеслав ПетухинПодпись фотографии поменял.
С пиком надо детальнее разбираться. Но, наверное, пик — это большая вершина. Почему пиком помечен жандарм — не помню уже исходя из чего это было сделано. Вообще эти названия пиков — Мраморный и Чёрный — из описания Стрелюка.
Одно описание прохождения Мраморного есть. Там на странице перевала ссылочка.
01.04.2010, 22:03:37 |
Алексей МисюркеевКстати, не раз на маршрутах попадались люди, проходившие этот перевал. И часто слышал от них такое обозначение пер. Мраморный: Мраморный Южный и Мраморный Северный. В 2008-м встретили группу школьников из Уфы. Они только что прошли пер. Мраморный Южный (с их слов совсем несложная 2А, запросто обошлись без веревок). Один бывалый турист на Шумакских источниках однажды рассказывал, как под пиком проводились какие-то альпинистские тренировки, и при подъеме на пер. Мраморный Южный (опять же) сорвался кто-то из сильных участников и получил очень серьезную рану в паху (но жив остался). Отец мой как-то ходил его с Билюты: поднимался именно по этой выраженной мраморной сыпухе, на спуске снял чью-то веревку (спускал на ней свой рюкзак). На основе услышанного смею предположить, что варианта прохождения пер. Мраморный два: слева и справа от пика.
06.04.2010, 10:21:43 |
Константин СухановХодили этот перевал в 19... не помню уже, слишком пожилым стал. Давно, в общем, но всё в том цирке осталось на своих местах до сих пор. Шли на Изумрудный. Тогда категория перевала была 2Б, и о двух вариантах прохождения не слышал. Поднимались с Билюты, на фото характерная белая осыпь левее (по ходу) Мраморного пика (на старых хребтовках так и указано). Как на комментируемой фотографии, которая, вне сомнений, сделана со стороны Билюты. Подъём несложен, но осыпь "едет". С седловины вниз крутая осыпь, потом скальный пояс — всё соответствует описанию Лёни Стрелюка. Только верёвок мы провесили меньше — 100 м. И то, не хватило. Потом пролезли под водопадом влево (по ходу), ниже были ещё какие-то стенки. Но известняк, трение хорошее и проблем нет. Вариант спуска там не один.
На размещённых здесь фото видна седловина правее Мраморного пика (по ходу со стороны Билюты). Со стороны Перевальной она и обозначена, как перевал Мраморный. На схеме этого сайта та же картина. Полагаю, это второй, более простой, вариант Мраморного — и, судя по фото, он, действительно, идётся без перил. А "сурового", изначального, варианта перевала на схеме нет.
Седловину пер. Мраморный с Перевальной, Сергей Зубков обозначил правильно, как "предположительно, перевал Мраморный именно здесь". Там он и находится до сих пор.
06.04.2010, 12:14:33 |
Алексей МисюркеевВот что нашел в описании Д. Шорникова: "Существует два перевала Мраморный. Мраморный Южный расположен сразу за небольшой, расчленённой на три части, вершиной, отделяющей его от п. Ветренный. Как самостоятельная вершина она не смотрится, скорее это начало повышения гребня к г.2769. Перевал — первая южная дырка в этом гребне. От озера просматриваются две локальные седловины, разделённые каменным островом. Перевал Мраморный Северный ведёт в висячий цирк на восточную сторону хребта. Логичной седловины с озера не просматривается."