Природа Байкала | По Чертовой дороге
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина
По Чертовой дороге
По Чертовой дороге

По Чертовой дороге

автор:Sergey V
дата съемки:8 июля 2007
дата публикации:20 декабря 2007
Просмотров: 6237
Рейтинг: 11 (11 голосов)



 ПредыдущаяСтраница 2 из 2:  1 2
Sergey VЭто видимо имеется в виду это место -

21.12.2007, 14:06:31 |
Sergey V


Отличное фото! Сергей, ты растёшь прямо на глазах!



Женя, годы тренировок приносят результат. И теперь мне удается встать пораньше и выйти часов в 7 утра. Тогда и небо поинтересней..
Только вот теперь появилась другая проблема — засыпать стал раньше :-)
21.12.2007, 14:13:23 |
yuriy kuznetsovЗаглянул сейчас на сайт иркутских турфирм. Вот образец неряшливости. Утверждают, что "Старокомаринская" шла вдоль р. Слюдянка. За не маленькие деньги погонят участники "дезу". по всей России. Знать то, что подобные тракты всегда прокладывались по хребтам, и понятно почему, надо!
Сейчас выход на "Старокомаринскую" возможен либо от р. Похабиха по Большому Комару, либо от Вербного по Малому Комару. А вообще то тракт начинался, кажется, с 6-10 -го километра Мондинского тракта.
21.12.2007, 14:28:14 |
Кирилл Гуревич

Это видимо имеется в виду это место -



Да, вроде оно. И кажется еще чуть дальше было, но совсем елезаметные остатки околосамого озера.
21.12.2007, 14:49:06 |
Станислав Цымбаревич

Если пойти прямо вверх от метеостанции, а раньше так и ходили, то перевалив гору и немного спустившись попадаешь ша широкую поляну на седловине. Поляна называлась "Станок" здесь подковывали лошадей и был таможеный пост. В конце 60-х, начале 70-х на поляне ещё стояли хорошо сохранившиеся деревянные устройства для ковки лошадей и остатки изб. Не был там 30 лет. Может там ещё что-то сохранилось.



Был на этой поляне в 2006 году — уже, к сожалению, ничего нет. Раньше тут действительно находился "станок" — почтовая станция.
21.12.2007, 14:57:50 |
Вячеслав ПетухинЭти гати непонятно о чём говорят... Дело вот в чём. Если на участке ДО Чёртовых Ворот следов прокладки дороги довольно много, то ПОСЛЕ них уже ничего не видно (я по крайней мере не замечал). Хотя там как раз намного более труднопроходимые места и кое-где должны были быть какие-то сооружения. Странно это. А то что до Чёртовых Ворот, вполне может оказаться результатом недавней деятельности — либо метеостанции (там ещё совсем недавно можно было трактор увидеть), либо геологов.
Ну и представить, что с перевала Чёртовы Ворота спускались телеги (а если говорить о "тракте", то это всё-таки не просто конная тропа) довольно трудно.
А если действительно есть где-то исторические свидетельства, очень интересно было бы их посмотреть.
21.12.2007, 15:17:32 |
Дмитрий Мызников


Если пойти прямо вверх от метеостанции, а раньше так и ходили, то перевалив гору и немного спустившись попадаешь ша широкую поляну на седловине. Поляна называлась "Станок" здесь подковывали лошадей и был таможеный пост. В конце 60-х, начале 70-х на поляне ещё стояли хорошо сохранившиеся деревянные устройства для ковки лошадей и остатки изб. Не был там 30 лет. Может там ещё что-то сохранилось.

[photo;17049]
Был на этой поляне в 2006 году - уже, к сожалению, ничего нет. Раньше тут действительно находился "станок" - почтовая станция.


Сразу у подножья спуска, 11 лет тому назад видел рядом с тропой хорошо сохранившийся каркас гати, есть фото, если найду в ящике.- выставлю.
Кстати на топографических картах в этом месте (чуть выше в распадок) отмечено зимовье Посетительское.
21.12.2007, 15:45:35 |
Станислав Цымбаревич


Сразу у подножья спуска, 11 лет тому назад видел рядом с тропой хорошо сохранившийся каркас гати, есть фото, если найду в ящике.- выставлю.
Кстати на топографических картах в этом месте (чуть выше в распадок) отмечено зимовье Посетительское.



Дмитрий, мы, наверно, имеем ввиду разные направления от метеостанции — я говорю о поляне, которая от ГМС в сторону Слюдянки по Комару.
21.12.2007, 15:50:29 |
Дмитрий Мызников


Сразу у подножья спуска, 11 лет тому назад видел рядом с тропой хорошо сохранившийся каркас гати, есть фото, если найду в ящике.- выставлю.
Кстати на топографических картах в этом месте (чуть выше в распадок) отмечено зимовье Посетительское.


Дмитрий, мы, наверно, имеем ввиду разные направления от метеостанции - я говорю о поляне, которая от ГМС в сторону Слюдянки по Комару.


Возможно:)
Принято, если при описании автор не указывает направления, оно принимается по умолчанию от точки старта. В нашем случае от п. Слюдянка.
21.12.2007, 19:20:58 |
Sergey VПохоже речь о поляне, которую сейчас называют Лунная? Видимо это любимое место лыжников :-)
22.12.2007, 08:54:47 |
Кирилл ГуревичВот, нашел кое что про этот тракт
http://kcbs.comsat.ru/index.php/option/content/task/view/id/931/catid/311/Itemid/0
24.12.2007, 15:12:38 |
Вячеслав Петухин

http://kcbs.comsat.ru/index.php/option/content/task/view/id/931/catid/311/Itemid/0


Видимо, это и есть тот практически единственный текст, который сейчас в ходу.

 Станислав Цымбаревич: Ну, хорошо, а сам факт, что поляна носит имя инженера Камкова (и указана на генштабовских картах 50-ках), который этот тракт строил, разве ни о чем не говорит?


То что когда-то что-то строилось, понятно. Ну и Камков, по видимому, реальная личность. Но вот насколько это был действующий тракт — большой вопрос. Судя по тому, что и остатки тракта видны только до Чёртовых Ворот и все описания (сооружений) касаются только этого участка, возникает мысль, что реально был построен только этот участок. То ли дальше не успели (появились другие варианты), то ли вообще основная задача была не столько построить действующий тракт, сколько отчитаться перед начальством — поэтому и строился только начальный участок. Но всё-таки явно, что далее, если что-то и строилось, то совсем не в таких масштабах.
Серпантин на Спусковой. Широкая тропа. Довольно похоже на обычную конскую или скотогонную тропу. На Хубутах похожий серпантин. Причём там (на Хубутах) сложнее сделать ровную дорогу — камни.
По Шибутую у границы леса есть довольно крутой участок. Там сейчас довольно узкая тропа (хоть и тоже что-то вроде серпантина) — совсем не похоже, что когда-то что-то строилось. Да и в других местах.
В общем, либо предполагалось, что телеги будут доезжать только до Чёртовых Ворот, а дальше — верхом, либо просто дальше строить не стали.
24.12.2007, 22:48:23 |
Станислав ЦымбаревичУже написана книга одним иркутским автором (кандидатом исторических наук) с подробнейшим исследованием этого вопроса. Пока книга не издана. Скажу лишь, что по Хамар-Дабану дорога была построена с 1800 по 1805 года и позже многократно ремонтировалась. Шириной она была от 2 до 3-х метров. Действительно, для проезда телег она была крайне неудобна и трактом ее можно называть только формально. Тем не менее, ею пользовались до средины 19 века.
25.12.2007, 10:26:12 |
Кирилл ГуревичВ книге Кардашева В.И. про Рокоссовского есть упоминание про старую Хамарда-Банскую дорогу. Но она проложена в другом месте.

Эшелоны медленно обогнули Байкал и проследовали до станции Мысовская (ныне город Бабушкин). Отсюда полку предстояло совершить двухсоткилометровый переход к границе. Переход был очень труден, особенно первая его часть, где на протяжении 60 верст не было ни одного населенного пункта. Правда, красота пути, по которому следовали кавалеристы, возмещала сторицей все перенесенные ими невзгоды.
Сначала дорога шла по берегу реки Мысовой, то по правой, то по левой ее стороне. Русло быстрой горной реки, берега которой густо заросли лесом и кустами, было усеяно крупными валунами. Переливаясь по камням и падая с них, образуя во многих местах красивые водопады, вода настолько сильно шумела, что временами трудно было разговаривать. Целый день поднимался полк вверх к перевалу через Хамар-Дабанский хребет.
На вершине перевала еще лежал снег, и только дорога, расчищенная саперным батальоном, начинала немного притаивать. За перевалом дорога следовала вдоль речки Удунги, берега которой обступил беспросветный лес. Постепенно долина реки расширялась, становилась все более светлой и веселой; горы все более оголялись от леса, и очертания их становились мягкими, и вскоре стала видна круглая, глубокая, необъятная котловина – Боргойская степь, – окруженная со всех сторон по горизонту, как исполинскими крепостными валами, горными хребтами, покрытая уже яркими цветами, с рассеянными по степи редкими бурятскими поселками, возле которых пестрели большие стада овец.
25.12.2007, 15:04:09 |
Надежда СтепанцоваДорога-то может и Чертова, но красотища воистину божеская!!!
25.12.2007, 16:40:14 |
И. ФефеловКирилл, да, про этот маршрут как раз тоже есть упоминание в статье с сайта Кабанской библиотеки.
Но тут другой вопрос: каким материалами пользовался Кардашев, когда писал книгу.
25.12.2007, 17:42:45 |
Кирилл Гуревич

 И. Фефелов:  Кирилл, да, про этот маршрут как раз тоже есть упоминание в статье с сайта Кабанской библиотеки.
Но тут другой вопрос: каким материалами пользовался Кардашев, когда писал книгу.



Понятия не имею. Но думаю весьма достоверными. Думаю, в библиотеке или в архивах информация есть. Просто у нас в Красноярске врят ли что-то будет про это район.
Вообще, я нашел упоминание, что через Хамар-Дабан было тракта.
Первый шел через Чертовы ворота (Монгольский тракт), второй через Лангутайские ворота (Игумновский тракт) . И третий, тот про который упоминает Кардашев (Удингинский тракт)
25.12.2007, 18:16:47 |
Юрий КузнецовНе нужно фантазировать про телеги. Это был конный тракт для вьючных лошадей. В представлении молодого поколения тракт это осфальтовя дорога для сверкающих лимузинов.
В 1965 году, когда я впервые прошёл по Старо-Комаринскому тракту до перевала Чётровы ворота многие гати ещё были в приличном состоянии, подпорные стенки тоже.
В те годы я знал людей, которые ходили по этому тракту через Хамар-Дабан, через озеро Патовое и т.д. подробности не помню.
06.02.2013, 22:38:26 |
Марина Васильева (Красноштанова)

 Юрий Кузнецов:  Не нужно фантазировать про телеги. Это был конный тракт для вьючных лошадей. В представлении молодого поколения тракт это осфальтовя дорога для сверкающих лимузинов. В 1965 году, когда я впервые прошёл по Старо-Комаринскому тракту до перевала Чётровы ворота многие гати ещё были в приличном состоянии, подпорные стенки тоже.В те годы я знал людей, которые ходили по этому тракту через Хамар-Дабан, через озеро Патовое и т.д. подробности не помню.



Сохранились лиственичные гати по тракту и в районе Патового плато, и за ним. А также наблюдали мы остатки кладей в районе перевалов Нукен-Дабан, Байри, на Снежной, на хребте Утуликская Подкова.
06.02.2013, 22:46:34 |
 ПредыдущаяСтраница 2 из 2:  1 2
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную