Природа Байкала | Колокол_1
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина
Колокол_1
Колокол_1

Колокол_1

автор:Олег Берлов
дата съемки:9 ноября 2008

Фотоотчёт "ХРАМ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ"
Просмотров: 1423
Рейтинг: 0 (0 голосов)

Окно_2
Колокол_2


Георгий Борисов В 1930-е годы замолчали Иркутские колокола — при советской власти колокольный звон был запрещен. Большевики писали тогда: наступила время, когда церковные колокола должны окончательно замолчать по всей земле СССР — безоговорочно уступив место заводским гудкам. Со звонницы Спасо-Преображенской церкви колокола были изъяты по постановлению городского Совета в 1933 году, вот выдержка из этого документа:
" 1. Колокола со Спасо-Преображенской церкви снять, обратив их на нужды металлопромышленности СССР.
2. Предложить директору краевой конторы "Металлолом" немедленно приступить к снятию колоколов, не допуская порчи культа.
3. Колокола из книги описи имущества культа исключить и снять ответственность за таковые с общины верующих Спасо-Преображенской церкви."
Сейчас колокола для Иркутских храмов отливают в разных городах: так колокола для Свято-Троицкого и Михаила-Архангельского храма отлиты в Екатеринбурге, для Харлампиевской церкви в г.Тутаеве Ярославской области. А ведь Иркутск был единственным из городов за Уралом уже во второй половине 18 века имевшим свой колокольный завод и своих выдающихся мастеров колокольного дела — Ивана Колокольника, Алексея Унжакова. Иркутские литейщики достигли в своем мастерстве высокого технического и художественого уровня: ими были отлиты колокола для звонниц:
— Спасской церкви — один из колоколов весил 270 пудов
— Вознесенского монастыря — вес колокола 1300 пудов
— Богоявленского собора — колокол весом 761 пуд
К колоколам относились бережно — так на страницах Иркутских Епархиальных Ведомостей за 1883 год размещены "Правила предусмотрительного отношения с колоколами". Вот некоторые пункты:
"- ...не должно допускать, чтобы звонили в колокола мальчики и вообще люди посторонние и шалуны; этим делом должны заведовать люди лишь опытные и нарочито к этому делу приставленные.
— ...еще лопают колокола в том случае, когда в большие зимние морозы в них ударяют языком с первого же раза очень сильно. В предупреждение подобных случаев, можно рекомендовать в большие сильные морозы первый удар языком в колокол производить очень тихо и затем усиливать удары постепенно. Всего же лучше в зимнее время обтягивать шишку языка сукном. Правда, звук колокола делается от этого несколько тише, но зато выигрывает в ровности и даже делается несколько гармоничнее.
— ... всего чаще разбивается колокол от того, что опустился язык. Язык обыкновенно вешается на толстом ремне. Он должен быть подвешен так, чтобы шишка его ударяла в самое толстое место так называемого ударного кольца в колоколе. Но ремень с течением времени вытягивается, так что язык начинает ударять по внешнему краю его; тогда колокол легко может лопнуть."

Источники:
— Н.М.Полунина "У истоков каменного града". Иркутск. Восточно-Сибирское книжное издательство. 1979 год.
— "Иркутские Епархиальные Ведомости" №42. 1883 год.
— А.К.Чернигов "Иркутские повествования". "Оттиск". 2003 год.
— Н.Натяганов "О прошлом и будущем Преображенской церкви". Журнал "Земля Иркутская". №15. 2001 год.
25.01.2009, 01:12:33 |
Олег БерловСпасибо, Георгий.
25.01.2009, 14:35:07 |
НаталияЧто бы правильно выводить колокольный звон, звонари иногда про себя шепотом повторяли ритм в словном варианте: "Почём треска, почём треска? Две копейки с половиной, две копейки с половиной. Врешь, врешь, полторы!". Мне моя бабушка это поведала при жизни, прадеды из священников были. Надо было молитву читать, а не треску вспоминать. Новгородская традиция
25.01.2009, 15:43:16 |
Олег Берлов

 Наталия: Почём треска, почём треска? Две копейки с половиной, две копейки с половиной. Врешь, врешь, полторы!


Мне понравилось.
Я где-то подобное уже читал.
Спасиб, Наташа!
25.01.2009, 17:28:01 |
Георгий Борисов Олег, Вам спасибо за фотографию — она сподвигла меня побольше почитать о колоколах и о том, что с ними связано. Действительно, о колоколах сохранилось много поверий, легенд, поговорок, скороговорок и т.д. Наталия вот интересный пример привела. Мне тоже хочется немного разностей, на мой взгляд интересных, добавить о колоколах:
— скороговорка: сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, надо колокол переколоколовать-перевыколоколовать.
— поверье: в ночь перед Рождеством и на Пасху женщинам разрешалось потрогать язык большого колокола или веревку. Верили, что после этого будет легче забеременеть и родить ребенка…
— легенда: христианские богослужения с колокольным звоном – затея итальянская и, по легенде, принадлежит она святому Павлину. Будто бы увидел Св. Павлин во сне полевые цветы – колокольчики, трепетавшие на ветру, услышал благостные звуки... Этот сон так лег ему на душу, что приказал Павлин литейщикам-умельцам повторить форму этих цветов и научить их петь…
— еще поверье: принято было перед литьем слух какой-нибудь нелепый распускать, чтоб люди в нелепицу поверили. Тогда колокол получался на славу! Была даже поговорка такая – «колокола льют», что означало – привирают или выдумывают. Впрочем, и сейчас можно услышать слово «заливаешь»! – мы говорим и даже не задумываемся, что слово это связано с древним искусством литья колоколов…
-интересное название звона — "ералашный" звон — так говорят, когда звонарь (звонари) из-за неопытности или несогласованности бьет в колокола беспорядочно, бессистемно, вразнобой.
25.01.2009, 22:25:13 |
Олег БерловСпасибо, Георгий.
Очень познавательно!
26.01.2009, 09:03:17 |
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную