Природа Байкала | Костер на снегу.
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина
Костер на снегу.
Костер на снегу.

Костер на снегу.

автор:Андрей Гуров
дата съемки:21 мая 2005
дата публикации:19 марта 2009
Просмотров: 2441



Георгий Борисов В повести "Софичка" встретил интересные рассуждения Фазиля Искандера о костре:

"...Костер! Он всегда бодрит и успокаивает. Костер — прасущность
человеческого уюта. У костра человек впервые почувствовал себя защищенным от
холода и диких зверей. У костра человек впервые задумался о небе и о Боге,
ибо с неба хлестнувшая молния, сопровождаемая громом, сожгла первое дерево,
и человеку явился огонь, и он почувствовал, что Бог — всеблагая, но и
грозная сила.
Человек никогда не перестанет удивляться чуду превращения твердого тела
древесины в жидкое пламя, которое, изгибаясь, выгибаясь и загибаясь под
порывами ветра, все равно всегда выпрямляется и тянется к небу, к своей
родине.
Вполне вероятно, что идея дома впервые возникла в голове человека у
костра. Сначала крыша, чтобы защитить костер от непогоды, а потом по той же
причине и стены, а потом человек назвал домом место, где его костер защищен
со всех сторон, и сам он защищен в том месте, где защищен костер.
Идея дома — костер. Хозяин идеи — костер. Путем не слишком долгих
манипуляций в историческом плане цивилизация незаметно изгнала из дома
костер. Хозяина дома изгнала из дома, выдав дому некоторое количество
удобных заменителей костра.
И человек остался в доме, который он когда-то создал для костра. Дом
остался — костра нет. Человек легко забыл, что в его доме когда-то был
костер, был очаг. Но его прапамять об этом не забыла, и не забыл об этом его
язык, великий хранитель народного опыта. И человек, не понимая горькой
самоиронии своих слов, иногда автоматически называет родной дом родным
очагом, как говорили в старину.
И часто человеку в родном доме неуютно, ему тоскливо, ему чего-то не
хватает, а не хватает ему объединяющего семью горящего очага. Озаренная
очагом, обдаваемая волнами тепла, ловя это тепло лицом и растопыренными
ладонями, семья делилась у очага своими радостями и горестями, своими
воспоминаниями и своими мыслями. Общение у очажного костра требовало от
человека духовной работы, невольно развивало в нем мастерство общения, этику
понимания собеседника. Тысячи народных пословиц и поговорок, все сказки и
легенды создавались и тысячелетиями оттачивались у домашнего очага.
Что же сейчас собирает семью и близких семье людей вместо домашнего
очага? Алкоголь или телевизор. Иногда, как бы чувствуя собственную
недостаточность, они действуют вместе. Люди пьют и одновременно посматривают
телевизор. Или смотрят телевизор и одновременно попивают. Кайф?
Диалог в семье заменился монологом телевизора. У очага мы жили сами, а
теперь вынуждены жить отраженной в стекляшке чужой жизнью, в которой ничего
изменить нельзя.
У очага была переливающаяся, трепещущая, как огонь, импровизация нашей
собственной жизни. И подумать только! Такая импровизация происходила каждый
вечер в миллионах домов! И ни одна из них не повторяла другую, ибо каждая
жизнь неповторима! А теперь в миллионах домов каждый вечер молча
проглатывается один и тот же сюжет всегда чужой жизни. Господи, как скучна
диктатура развлечений!
Другой заменитель живого огня — алкоголь. Очаг опасно перенесен на
обеденный стол: в бутылке — мокрый огонь. И он действительно развязывает
языки, как когда-то языки огня развязывали человеческий язык.
Но люди разучились обращаться с огнем, в том числе и с алкогольным
огнем. И подкладывают, и подкладывают дрова в этот огонь, подливают и
подливают в рюмки.
Раньше близость к пламени очага контролировалась прямой угрозой
обжечься. Контролировать огонь алкоголя гораздо труднее. Чем больше
пьешь, тем сильнее иллюзия его живительной безопасности. Последующая рюмка
как бы пригашает опьянение предыдущей рюмки.
И потому так радует нас, как начало нашего выздоровления, живой огонь
костра, выжигающий из наших душ мусор суетных и тщеславных забот. И да
здравствует костер с печеной картошкой, с ухой или шашлыком! Да и без всякой
еды радует нас вечно молодое, веселое пламя, мы тянем к его струям руки и,
может быть, сами того не осознавая, молимся:
— Господи, вот мы снова у костра, с которого все начиналось. Мы забыли
все неудачи и все несправедливости нашей жизни! И ты забудь! Мы забыли позор
нашей истории и наш собственный позор! И ты забудь! Дай, Господи, грешному
человеку еще одну попытку! Господи, дай! Мы только начинаем жить! Мы у
костра!"
16.12.2009, 00:52:54 |
Александр ТагильцевЧудесное повествование к костру. Спасибо, Георгий.
16.12.2009, 04:24:04 |
Георгий Борисов Мне тоже понравилось — поэтому и решил поделиться.
Да и вся повесть замечательная — о любви, верности (жене к погибшему мужу, собаки к умершему хозяину), предательстве, о сталинском переселении народов (на примере одного села и одной семьи), о горских обычаях: умыкании невесты, кровной мести и т.д.
Андрей, спасибо за фото — душевное такое: костерок на снегу, в котелочке водичка закипает, скоро можно будет пить чай...
17.12.2009, 01:48:48 |
Александр ТагильцевЯ чай не люблю, но на природе пью с удовольствием он совсем другой. :) И если костер, то чай как атрибут — обязательный. Спасибо, Андрей!
17.12.2009, 02:13:24 |
Андрей Гуров

 Георгий Борисов
костерок на снегу, в котелочке водичка закипает, скоро можно будет пить чай...


Потом завалил сушинку. Костерчик побольше. В спальник залез и на звезды любуешься. Ляпота.
17.12.2009, 18:26:43 |
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную