Природа Байкала | Камень Мойготы - высшая точка Олхинского плато

автор:Wladimir
дата съемки:19 октября 2008
дата публикации:20 марта 2009

WladimirКамень Мойготы — высшая точка Олхинского плато с высотой 1222м. Хороший вид одновременно на Хамар-Дабан, Саяны, Байкал, живописная группа скальников на вершине. Установлен геодезический бетонный знак 1936г.
20.03.2009, 20:23:45 |
yuriy kuznetsovWladimir

Камень Мойготы — высшая точка Олхинского плато.

Олхинское плато, это треугольник образованный берегом Иркутского водохранилища, южным берегом Байкала и Малой Олхой.
Речки текущие со склонов хребта на котором расположен скальник,
относятся к бассейну р.Мойготы, Ключей Берёзовых — Б. Зазары — Б. Глубокой — Иркута.
В районе Камня Мойготы раньше была сеть зон промышленнго сбора ягоды и орехов по всей Быстринской гриве.
Раньше там были потрясающие поля элитной брусники, черники и кедровника.
В 70-х я был задержан егерями при сборе брусники. Это хорошо запомнилось, красиво было как в кино. Я спокойно собираю ягоды метрах в 50-и от дороги. Вижу идут трое. Двое в егерьской форме, лайка с ними.
Направились ко мне. Подошёл ко мне старший группы. Встал навытяжку и хорошо поставленным голосом (почти как Левитан) зачитал постановление
Иркутского облсовета, с указанием всех номеров, о запрете сбора ягод и орехов частными лицами в зоне прмышленного сбора.
На вопрос, а где же нам, частным лицам, можно что-то собирать, егерь ответил, что только в Олхинском треугольнике.
И далее предупредил, что если через час они меня где-нибудь обнаружат,
то отберут и горбовик и совок и оштрафуют. Ну, это он оптимист. Когда я предупреждён об опасности, меня в тайге поймать можно только с овчарками и при прочёсывании цепью. Я не хвастаюсь. Набрал я ягоды, без дороги, напрямую спустился в Ильчу (Култучную), и по берегу на тракт.
Ещё эпизод на эту тему. Точно не помню, но, кажется в 80-х, в районе Орлёнка — Витязя, ловили беглых уголовников. Во, цирк! Сразу после п\л дорога перекрыта солдатами, стоит БТР,остановлено человек под сто "нашего брата". Никого дальше не пущают. Ой, смешные вояки.
Я просто отошёл в сторону на 50 метров и обошёл таких
ловцов. Потом снова вышел на дорогу и иду беспечно, думаю уж БТР, то я услышу, а больше вроде ждать некого
Прошёл отворот на мост к Витязю, дальше отворот на старую горнолыжку. Как раз против этого отворота в крутом склоне когда-то брали грунт для дороги и там большая ниша в склоне, а я про неё забыл. Делаю шаг и вижу двух солдат с автоматами. Они меня увидели секундой позже. Пока из ниши выбегали, я рванул прямо вверх. Я в штормовке и рюкзак такого же цвета. Не хуже нынешних камуфляжей. Они за мной, и кричат: "Стой!", ага, щас! Ну какие солдатики бегуны, да ещё в такой крутяк.
Быстро наращиваю расстояние, но побаиваюсь, вдруг очередь дадут поверх башки. Минуты через три они задохнулись и остановились.
Набрал я тогда благополучно ягоды и вечером вышел в Орлёнок.
Встретил там друзей, которые в зимовье ночевали. Во кино! В 3 часа ночи ворвались в зимовьё содаты положили всех на пол мордой вниз, а потом увели на выяснение.
Только вояки ловят в тайге уголовников на БТР-ах. Там нужно 4-5 человек понимающих, что такое тайга и никаких БТР-ов.
Вспомнилось чавой-то.
23.03.2009, 17:39:37 |

yuriy kuznetsov: Это стоит уточнить, а то начнут любознательные искать Камень Мойготы в Олхинском плато, а скальник то не там.

Нет, конечно. Олхинское плато — это треугольник, образованный Иркутским водохранилищем, Байкалом и Иркутом. А Малая Олха никакой разделительной роли не играет. В геоморфологическом плане что по одну сторону Малой Олхи, что по другую — одно и то же.
23.03.2009, 18:26:18 |
WladimirЮрий, а какие аргументы в пользу границы по Малой Олхе? Представляется, что до Иркута не видно никаких географических различий между правой и левой стороной ж/дороги. А вот цитата из Википедии (хотя насчёт её авторитетности возникают иной раз некоторые вопросы:): "Олхинское плато — своеобразная зона между Тункинскими Гольцами и Приморским хребтом. Представляет собой треугольник, окружённый с востока Иркутским водохранилищем и с запада рекой Иркут.... Высшая точка — гора Камень Мойготы (1222 м)"
23.03.2009, 18:37:59 |
WladimirНу вот, пока писал — Вячеслав уже опередил:)!
23.03.2009, 18:40:58 |
yuriy kuznetsov"Юрий, а какие аргументы в пользу границы по Малой Олхе?"

Для начала уточню, хотя мне казалось, что это по умолчанию.
Не буквально М. Олха, а бассейн рек малой и большой Олхи.
Бассейн Иркута, вообще относится к Саянам и их отрогам.
Я думаю, составители Википедии пользовались слишком крупными размерами
территории.
И охотоведу-егерю я, в данном случае, доверяю больше Википедии, а он Быстринскую гриву к Олхинскому плато не относит. Кроме того я знаю, что местность, обычно, соотносят с водораздельными хребтами, являющимися
естественными границами какой-либо местности.
24.03.2009, 09:38:39 |

yuriy kuznetsov: Я думаю, составители Википедии пользовались слишком крупными размерами территории.

Юрий, дело не в Википедии. Это общеизвестный факт. Можно привести кучу источников.

Естественно, Быстринская Грива (по крайне мере её западная часть) — это никакое не плато. Конечно, Иркут, Байкал, водохранилище — грубые границы плато. По краям оно обрывается вниз. И в райное Быстринской Гривы плато переходит в хребет. А Камень Мойготы — это не Быстринская Грива, здесь уже никакого хребта (идущего с востока на запад) нет.
А по поводу "доверия". Охотоведы-егеря оперируют не географическими понятиями, а административными границами. Насколько я знаю, здесь есть несколько таких административных единиц. Прибайкальский национальный парк, шелеховское лесхоз, подкаменское лесничество. Район Камня Мойготы тоже к чему-то относится (точно не знаю, как называется). Но это вовсе не географические понятия.

Кроме того я знаю, что местность, обычно, соотносят с водораздельными хребтами, являющимися естественными границами какой-либо местности.

Это смотря какой местности. Границами плато как правило являются не хребты, а наоборот, реки.