Природа Байкала | Селенгинка 5

автор:yuriy kuznetsov
дата съемки:июль 1995
дата публикации:29 июня 2009

yuriy kuznetsovСеленгинка не просто бурная река, при больших дождях это свирепая, непреодолимая река. Видите на какой высоте стволы деревьев!
Кажется, в 70-х беспечная группа туристов, не знавшая о нраве этой реки и при начавшихся дождях не поспешившая спуститься к переправам в нижнем течении, зависла в устье на левом берегу почти на две недели, пока не спала вода. Вынуждена была подключиться КСС, еду ребятам сбросили с вертолёта.
Я много раз бывал на Соболином озере. Первый раз в ноябре 1967 года. Ноябрь был мягким, не ниже минус двадцати градусов, река не встала, камни обледенелые, столь модного нынче экстрима было выше голове. В конце озера тогда стояло большое зимовьё (я выкладывал его чёрно-белое фото) это было очень удобно. Мы шли тогда на г. Обручева. На нынешних картах она не обозначена. Находится в конце короткого ущелья речки впадающей в озеро правее впадения Селенгинки. Не смогли пройти каньончики. Свежий снег по колено, скалки и вода и не проходимый кедровый сланник, кто знает, тот поймёт. В марте 68-го легко прошли от Выдрино до горы на лыжах. По лавиноопасным склонам зашли на гору. Снега на Соболином фантастические. Я выкладывал фото, где мы стоим в марте почти на крыше зимовья высотой около пяти метров.
В 80-м с двумя сыновьями (6 и 12 лет) в июле стояли на островке на озере неделю. Я почти не спал ночью, прислушиваясь, не пошёл ли дождь, чтобы сразу уходить вниз. Переправа и так была на пределе, а если бы поднялась вода нам с детьми не выйти. Ещё раз говорю, это относится и к взрослым.
Легче всего ходить на озеро в феврале-марте на лыжах. И красота другая, ослепительная, сверкающая. Много лет в устье Селенгинки и в конце озера стояли зимовья.. Для зимы просто подарок. Когда в конце 70-х по тайге пошёл вал случайного сброда, зимовья долго не простояли. В устье Селенгинки я последний раз видел зимовьё в 80-ом, а на озере зимовьё сожгли ещё в начале 70-х. Возможно в устье Селенгинки ещё сохранилось зимовьё на левом берегу. Оно хорошо спрятано. Я узнал о нём случайно. Возвращались мы в электричке домой. Рядом оказался охотник из Выдрино. Ему очень понравился чехол на лезвие топора моей конструкции, разговорились, он понял, что в тайге мы люди не случайные, и он рассказал мне про это потайное зимовьё. В марте 87-го мы им воспользовались. Искали долго и трудно. Глубокие свежие снега. Уже сумерки, мы в отчаянии решаем возвращатья в Выдрино. Мы же рассчитывали на зимовье. Делаю последнюю попытку, прохожу вверх по Снежной сотню метров, и вот оно желанное, среди деревьев.
Очень удобно из него ходить и на озеро и вверх по Снежной с её красивыми не доступными летом каньонами.
Вообще зимняя Селенгинка прекрасна. Идёшь по руслу среди гигантских валунов, увенчанных огромными снежными шапками… Да, что там, самому посмотреть нужно.