Природа Байкала | Главный придел...
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина
Главный придел...
Главный придел...

Главный придел...

автор:Андрей Романович
дата съемки:июль 2009
дата публикации:29 сентября 2009

Фотоальбом "Губернскiй"
Просмотров: 2307
Рейтинг: 9 (11 голосов)


Автор фотографии ждет конструктивной критики.


Андрей РомановичХрам Казанской иконы Божией Матери
29.09.2009, 17:48:13 |
PiksОт слова "приделать"? :)
29.09.2009, 20:03:48 |
Эраст БутаковУх-ты, как красиво он стал выглядеть! Здорово! Надо будет зайти. Спасибо, андрей.
29.09.2009, 20:51:32 |
Иван Косицкий

 Piks:  От слова "приделать"? :)


Именно! Но в данном случае эту часть храма приделом называть не совсем верно, приделы — это боковые части, где располагаются дополнительные престолы. Собственно, само слово означает "пристройку" к основному телу храма (Благовещенский, например, весь такими пристройками, более поздними, чем главное здание, окружен). В Казанском боковые приделы, видимо, включены в основной объем здания и построены одновременно с ним, но слово "придел" ("по наследству") используется и в этом случае.
То же, что мы видим на снимке, лучше назвать главным, или центральным нефом.
30.09.2009, 16:27:24 |
PiksВ церквях обычно бывает "предел"...
30.09.2009, 16:38:44 |
Иван Косицкий

 Piks:  В церквях обычно бывает "предел"...


Да нет, "предел" — это как раз неправильно! Хотя ошибка распространенная. Смысл слова "придел" я, вроде, объяснил, а вот "предел" Вы как объясните по отношению к храму?
30.09.2009, 16:59:55 |
Александр МамонтовВозможно, и придел, просто я однажды задала вопрос батюшке, настоятелю храма, "и" или "е", он ответил, что предел, отсюда у меня такая уверенность в "е".
30.09.2009, 17:17:19 |
Иван Косицкий

 Piks:  Возможно, и придел, просто я однажды задала вопрос батюшке, настоятелю храма, "и" или "е", он ответил, что предел, отсюда у меня такая уверенность в "е".


Я не батюшка, но "придел" — это именно от слова "приделать", поверьте человеку, десятки книжек по истории архитектуры прочитавшему. А батюшку при случае тактично поправьте. Ошибку эту я в последнее время часто встречаю, так что и батюшка вполне мог купиться. Согласитесь, если "прЕдел" — то чего? А "придел" — к храму. И взгляните при случае на Благовещенский собор, лучше со стороны реки. Увидите, что там — совершенно очевидные прИделы к основному зданию.
30.09.2009, 20:19:37 |
Георгий Борисов Конечно, — придел:
ПРИДЕЛ — дополнительный алтарь с престолом. Приделы устраиваются для того, чтобы в один день (например, в крупные праздники или в воскресения) в одном храме можно было совершать несколько литургий (по количеству приделов), т.к. в православной церкви принято совершать не более одной литургии в один день на одном престоле (так же как и священник не может совершать более одной литургии в день).
http://www.slovopedia.com/5/207/768145.html

Можно и у классиков посмотреть:

"В левом приделе стояли женщины и молились особенно жарко, не сводя глаз с темных ликов икон и с дорогих окладов". /Мордовцев М.Л." Господин Великий Новгород"./

"Дело состояло в том, что ему угодно было воздвигнуть придел во имя Александра Невского в Воскресенском". /А. И. Герцен "Произведения 1829-1841 годов."/

"... я бы, при ваших достатках, посоветовал вам устроить хоть придел в честь и славу сохранившего вас от гибели святителя..." /П. А. Мельников-Печерский. "На горах"./

"... малый придел, куда сии пустынники собирались иногда отправлять службу Божественную, извещаемые о том унылым и протяжным звоном колокола..." /Н. М. Карамзин. "История государства Российского"./

"В церкви Троицы есть придел Грузинской Богоматери, по которому иногда и церковь и переулок (до 1922 г.) называли Грузинскими". /Кржижановский С. Д. "Штемпель: Москва"./

И т.д. — придел


30.09.2009, 21:38:47 |
Георгий Борисов

 Иван Косицкий:    И взгляните при случае на Благовещенский собор, лучше со стороны реки. Увидите, что там - совершенно очевидные прИделы к основному зданию.


Иван, Вы, наверное, имели в виду Казанский собор? В Иркутске нет Благовещенского собора — был до революции — на углу улиц Большой (Карла Маркса) и Благовещенской (Володарского).
30.09.2009, 22:14:55 |
Иван Косицкий

 Георгий Борисов:    Иван Косицкий:     И взгляните при случае на Благовещенский собор, лучше со стороны реки. Увидите, что там - совершенно очевидные прИделы к основному зданию. Иван, Вы, наверное, имели в виду Казанский собор? В Иркутске нет Благовещенского собора - был до революции - на углу улиц Большой (Карла Маркса) и Благовещенской (Володарского).


Ой, дубина я! Не Благовещенский, а Богоявленский, конечно!! Все время почему-то название путаю. Взглянул сейчас в книге — основное здание собора заложено в 1718-м, первые престолы освящены в 1724-26-м, а в 1741-м и 1764-м пристроены ("приделаны") два придела, соответственно с северной и с южной стороны. Вот обратите при случае внимание — эти приделы, в виде примыкающих к главному зданию отдельных церквушек, отличаются от главного здания своим декором. И купола на них не луковичные, как на главном здании, а грушевидные, как у всех прочих иркутских церквей 18-го века. (Что, впрочем, нисколько не мешает восприятию здания, как единого художественного целого.)
01.10.2009, 03:08:54 |
Евгений Рензин
Что-то я не вижу разницы в форме куполов.
Иван, а я правильно понимаю: на углу — колокольня; слева — основноое здание с приделами; справа — а что справа?
01.10.2009, 03:28:02 |
Иван КосицкийАга, Евгений, спасибо, что нашли это фото!
Справа — еще одна колокольня, отдельно стоящая, постройки, кажется, начала 19-го века. Редкий случай, но почему бы и нет? Все-таки был кафедральный собор.
Насчет формы куполов — да, частично (частично!) ошибся, все-таки в Иркутске два года не был. Сами верхние маковки везде одинаковой луковичной формы. Но вот все завершение, т.е. то, что выше стен, на том приделе, который восточнее (правее), носит совершенно иной характер, чем на том, который западнее. На втором — куполок на "шее" утвержден на такой уплощенной пирамиде, которая в свою очередь опирается на ряд декоративных элементов, т.н. ложных кокошников, завершающих стены придела. Такой же ряд ложных кокошников — на восьмерике основного здания храма, что может свидетельствовать об одновременности постройки храма и придела. А вот на первом — "шея" стоит на еще одной, более широкой восьмигранной "шее", которая в свою очередь утверждена на кровле грушевидной формы, нижние края которой уже упираются в стены. Точно такая же ярусная структура (купол — малый барабан — большой барабан — грушевидная кровля — стены) у Знаменского собора, и похожая — у Крестовоздвиженки. Это уже развитое сибирское барокко 18-го века. Здание же Богоявленского собора в основном решено еще совершенно в допетровских формах (хоть и построено аж в 1718-м). Новые культурные веяния эпохи Петра проникали в Сибирь все же с некоторым запозданием.
04.10.2009, 04:47:43 |
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную