Природа Байкала | Шумак 2001. Фото 1

автор:yuriy kuznetsov
дата съемки:6 августа 2001
дата публикации:2 июня 2010

yuriy kuznetsovНаткнулся на старые фото и подумал, что это может быть интересно.
Последние числа июля. Поступают сообщения о невозможности выйти от источников в Ниловку. Сильные непрерывные дожди. Сердечников вывозят на вертолётах, здоровые ждут.
А, у нас уже куплены заранее билеты и мы выезжаем в дождь 2-го августа.
После Култука глухой дождь до Ниловки, видимость несколько сотен метров.
Автобус до Ниловки не доехал, только до ПДУ, здесь Ихэ-Ухгунь вровень с берегом, гигантская мутная мощь. Оторопь берёт. Дальше дорога залита.
Мы в резиновых сапогах бредём по щиколотку в воде и грязи. После посёлка не решаемся идти по комфортной дороге правого берега, предполагая, что верхний мост смыт. И правильно. Ломимся по левому берегу через чёрт знает что. Назад это место обойдём верхней дорогой. Доходим до остатков моста и хвалим себя за прозорливость. Ночуем в избе на дацане. Утром едут трое всадников. Говорят, что два дня ждали спада воды в Ехе-Гэр. Лошади никакими силами на шли в воду. Доходим до реки. Ревёт мутный поток. По свежее образовавшемуся огромному завалу из брёвен перешли на другой берег. Ожидаем выхода на привычную комфортную дорогу до развилки у озёр, да и далее. Там «Уралы» до ущ. Хубуты ходили. Дороги-то нет! По бывшей дороге несётся мутный поток. Почва смыта, и вода бежит по галечному руслу. Глубина временами заставляет нас пробираться по залитому лесу. Идёт слабый дождь. Ночуем на границе леса. Палатку ставим при слабом дожде. Утром реку переходили нервно. Пришлось сильно уйти выше. Наслушались ужасов от встречных туристов. После вод через перевал идти комфортно, хоть и идёт дождь. После водопада тоска. Мягкие удобные тропы превратились в траншеи глубиной до «по пояс». Грязные, скользкие, кое-где по ним ещё течёт вода. Движение медленное. Дождь не прекращается. Доходим до избушки часах в двух от источников. Она забита возвращающимися. Втиснулись под нары. Заснуть трудно. Зато получили огромное удовольствие от песен. Девушка и парень из группы ангарчан, несколько часов в основном пели казацкие песни. Ни до, ни после я не слышал ничего подобного. Настоящие певческие голоса и на гитаре не брякали, а играли мелодии. Это не переработки Жанны Бичевской и тем более не суррогаты Розенбаума, а удивительные по красоте старинные казачьи народные песни. Потом пытался через знакомых ангарчан, что-нибудь узнать про этих ребят, не удалось.
Большая часть троп исчезла вместе с обвалившимися протяжёнными кусками берега. Обрушились красивые скальники. Путь был неузнаваем.
5-го пришли на источники. Много пустых изб. Старый народ убежал, а новые ещё не пришли.
6-го начались солнечные дни. 9-го пришли в Ниловку.
Дорога от озёр превратилось в гравийную дорогу
Ревущий недавно Ехе-Гэр превратился в ласковый прозрачный ручеёк.
Интересно натоптали ли там за эти годы новые тропы.
01.06.2010, 22:01:58 |
Виталий Штырц (Саныч)

yuriy kuznetsov: Вряд ли кто-то уже помнит о грандиозном наводнении на р. Шумак в конце июля начале августа 2001 года.

Наводнение было в первой половине июля 2001 года.