Природа Байкала | Пик Обручева от устья Осиновки

автор:Борис Чечет
дата съемки:23 июля 2011
дата публикации:5 августа 2011

Борис ЧечетФото техническое, помещено с целью восстановить историческую память и справедливость — эта вершина в 1956 году по предложению Ламакина, автора книги "По берегам и островам Байкала" была названа в честь известного геолога, географа и автора знаменитых фантастических произведений. По нелепому недоразумению эту вершину сейчас называют производственно-технологическим термином — "пик нефтяников". Кошмар. Ещё один — вместо полного музыки и поэзии народного "Сахюртэ" — техническое "мрс". Кто употребляет эту кошмарную абревиатуру, хоть знает её расшифровку?
05.08.2011, 22:37:08 |
Игорь Евдокимов

Борис Чечет: "мрс". Кто употребляет эту кошмарную абревиатуру, хоть знает её расшифровку?

Согласен с тобой.
Что касается МРС то это звучит привычно и даже местные называют поселок Мэрээс, а не Сахюртэ.
Удивительно и то, что аббревиатура МРС местными жителями расшифровывается по разному:
Маломорская рыбная станция
Маломорский рыболовецкий стан
Маломорский рыболовецкий совхоз
Маломорское рыболовецкое селение
06.08.2011, 08:28:52 |
yuriy kuznetsovХодили на него с женой 8-го марта 1968 года.
Как с русла сошли, крутизна сумасшедшая. Натерпелись в верхней части страха. Поднялись на правую на фото вершину. На карте тех лет гора называлась "Обручева". За зоной леса на крутом склоне было страшно.
Верхний слой это фирновая доска 15-20 см толщиной, а под ней около 2-х метров гранулированного чрезвычайно сыпучего снега. Я сделал неосторожный шаг, проломил фирн и кусок доски ушёл, а под ним, как вода с шумом ушёл под доску сыпучий снег. Если с ним улететь, то даже если не задохнёшься, доску не проломишь.

Последние десятилетия большая масса случайных туристов начала давать названия местам, вершинам, скальникам... названия свои не поинтересовавшись нет у них старых устоявшихся названий. Туристы старой формации были в этом отношении щепетильными.
06.08.2011, 08:39:39 |
Борис ЧечетИгорь и Юрий, спасибо за поддержку! Я впервые прочитал про эту вершину в книжке В.П.Брянского "Встретимся у костра". Пару раз удалось общаться с ним лично и об этой вершине он говорил именно как о "пике Обручева". В середине 80-х мы с товарищем поднялись на неё с 3-й попытки (до этого всё мазали с распадком) и когда распрашивали некоторых более знающих туристов из Ангарска, звучало название "пик Обручева". Ну и наконец, мне удалось лично в библиотеке Иркутского краеведческого музея прочитать в одном из выпусков "Известия Всесоюзного географического общества" (членом которого я тогда являлся) за 1956 год статью Ламакина с предложением присвоить этой вершине название "Пик Обручева". В статье имеется весьма ясная схема и фотография, сделанная из Листвянки, из которой пик Обручева при хорошей видимости виден прекрасно. А неназванных вершин ещё много, найдётся и для нефтяников, людей мужественнойи важной профессии. Я не имею в виду нефтянных магнатов и вообще всех. кто на нефти деньги делает.
06.08.2011, 16:17:51 |
Вячеслав ПетухинЯ думаю, приведённых выше фактов достаточно, чтобы переименовать эту вершину здесь, на сайте.
06.08.2011, 16:44:10 |
Сергей КлимовС 8 по 12 февраля в район этой горы, который мы между собой называем Соболиными Альпами, планируется проведение Межрегиональной экспедиции которую огранизует Федерация экстремальных видов спорта и путешествий РБ "Байкальский экстрим". Если её Величество гора позволит попробуем на неё не только взойти, но и скатиться на горных лыжах и сноубордах. В связи с этим хотелось бы спросить у ветеранов зимнего лыжного туризма об истории зимних попыток и восхождений на эту вершину (2175,3), которую, по какому-то совершенно странному обстоятельству, называют нынче "пиком Нефтяников"...
Кроме этого, в планах на ближайшие годы хочеться основательно по-бродить летом и зимой по междуречью р. Большой Мамай-р. Осиновка — р. Выдриная и р. Снежная — р. Селенгика — р. Зун-Селенгинка. В связи с этим буду рад любой информации связанной с устоявшимися истинными туристкими названиями вершин, перевалов, озёр, рек, ручьёв в этом районе. Информацию по этому поводу у местного штатного охотника (Александра Мартусова) имею, хотелось бы теперь узнать историю освоения, некогда очень популярного среди прибайкальских туристов, всего этого района.
14.01.2012, 11:19:16 |
Егор Полтавченко Указанный вами район, Крайне лавиноопасный! Советую подумать на эту тему.
14.01.2012, 19:31:08 |
Юрий КузнецовЗнаю не по наслышке, прислушайтесь к Егору.
Мало кто помнит о массовой гибели (20 человек) на Бабхе.
Человек против лавин бессилен. Прогноз опасности крайне затруднён.
Только многолетняя статистика.

Хорошее руководство.
Умный человек с честью выйдет из любого трудного положения, а МУДРЫЙ в него не попадёт!
14.01.2012, 20:06:56 |
Сергей КлимовПро Бабху знаем и помним. Руководство — адекватное, люди идут в команде те, которые не делают всё любой ценой, с полной противолавинной экипировкой. Решается вопрос об участии в экспедиции опытных специалистов Байкальского и Республикансого ПСО. На счёт маршрута: повышенную лавиноопасность по Осиновке уже свыше десятка лет мониторим долину с вершин водороздельного гребня со стороны долины реки Большой Мамай. Именно с этих перегретых и заряженных с декабря по апрель склонов и в основном сыпет. Поэтому планируется движение в район пика Обручева (Нефтяников) не вдоль лавинопасной Осиновки, а по Гемучему. Осиновку будем переходить с раннего утра после спуска с г. Мамай, в районе устья ручья Гремучего.
Переходить водораздел планируем в вершине ручья. Правильнее было бы конечно не называть перевал между долинами руч. Гремучий и руч. Правый Верхний Медвежий называть "Медвежьим" (На самом деле — классический Медвежий — судя по описаниям находится не много дальше по водораздельному гребню и разделяет долины руч. Водопадный — Верх. Левый Медвежий, или руч. Снежный — Верх. Правый Медвежий... да поправят меня специалисты). Но информации по названию и прохождению этого перевала я пока не нашёл. (кстати, пользуясь случаем хочу спросить) Поэтому отныне, дабы не путать туристкую общественность, дадим пока ему рабочее название — "Гремучий" или "Гремуче-Медвежий"... Теперь на счёт долины Гремучего: хорошо просматривается с Мамая, стланник, естественно, зимой завален, лавиноопасная обстановка справа- додостаточно спокойная, кое-где, правда, прийдётся перемещаться быстрым шагом... Судя по анализу традиционной февральской розы ветров в районе, над перевалом мега-наддувов со стороны захода не должно быть.

И всё же... мучает один вопрос: есть ли информация у ветеранов туризма о зимних восхождениях на пик Обручева?