Природа Байкала | Подношения Бурхану пещер
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина
Подношения Бурхану пещер
Подношения Бурхану пещер

Подношения Бурхану пещер

автор:Вячеслав Резунов
дата съемки:август 2010

Фотоотчёт "Фотолоция Байкала. Губа Хакусы-мыс Дубининский."
Просмотров: 1762
Рейтинг: 0 (0 голосов)

На входе в одну из пещер
Вид из пещеры на утес Аман-Кит


 ПредыдущаяСтраница 2 из 3:  1 2 3 всеСледующая 
И. ФефеловЗнакомый пасечник из Зиминского района рассказывал такую историю. До 1930-40-х годов в местности, где находится пасека, был бурятский улус. В середине столетия жители переселились в Усть-Ордынский округ, но до сих пор на родину предков наезжают "побурханить" в священных местах. Раз рядом с пасекой находится небольшой ручей. Хотя и не минеральный (но вода весьма жесткая) и вроде лечебными свойствами не известен, но за неимением, видимо, лучшего — ручьев там вообще крайне мало — местность называется Аршан. Там тоже висят ленточки. "Вот, — пасечник рассказывает, — пару лет назад приехали тоже буряты на ключ, собрались ленточки вязать, хватились — а материю на ленточки забыли дома. И ни у кого ничего другого подходящего для ритуала не нашлось. Простые веревки или там ветошь они туда не вяжут. Тогда один дядька снимает с себя совершенно новую и, видать, дорогую рубашку, и распластал ее на ленточки".
18.01.2012, 22:15:59 |
Vadru

 Вячеслав Резунов: Оставили и мы здесь свои подношения, чтобы хозяин благосклонно разрешил нам завершить свой поход.

Лучше здесь[foto 54999]
18.01.2012, 22:22:22 |
Марина Васильева (Красноштанова)Если ходите узнать что-либо об обычаях "бурханить" на Обо, лучше спросить об этом старшее поколение бурят. Молодёжь уже извратила древние обычаи, сначала — водкой, потом — сигаретами, а позднее — и другим мусором. А некоторые русские туристы-невежды повторяют, как обезьяны, за бурятами, не понимая смысла обряда. (Не хочу никого обидеть, лишь повторяю слова бурят). Изначально у бурят и монголов был обычай класть на Обо жизненно важные вещи — дорогую еду (белую, т.е. чистую) и монеты, а также — хадаки с молитвами. Это обряд очищения и прощения земли, на которую ступил.
Я уже более 30 лет в своих путешествиях по Бурятии спрашиваю у старожилов — что это — Бурхан? Самые убедительные ответы получала от преподавателей Байкальского госуниверситета (Ула-Удэ), исконных бурят. Их ответ я уже написала выше. Бурхан — это языческий Бог, идол, понятие пришло из шаманизма. Указанный мусор на фото никакого отношения к обряду не имеет.
18.01.2012, 23:56:11 |
Вячеслав ПетухинМарина, Вы всё-таки прочитайте те ссылки, что выше приводились.

И "языческий Бог" — это нонсенс. Правильно "языческий бог". Да и
подношения-то делаются не Бурхану, а эжинам (а это вообще не боги, а духи). По крайней мере обычно именно так.

 Марина Васильева (Красноштанова): Молодёжь уже извратила древние обычаи, сначала - водкой, потом - сигаретами, а позднее - и другим мусором. А некоторые русские туристы-невежды повторяют, как обезьяны, за бурятами, не понимая смысла обряда.

По-моему, Вы тут ошибаетесь. Если уж говорить о смысле, то смысл простой, как у любой жертвы — поделиться чем-то с богом. И водка, сигареты тут вполне подходят. Другое дело, что выглядит это всё не очень эстетично... Но это, уже, собственно, другой вопрос.

Есть ещё, конечно, и бездумное подражание. Но внешний вид будет один — что при бездумном, что при продуманном.
19.01.2012, 00:43:04 |
Aлександр Софронов

 Марина Васильева (Красноштанова): А некоторые русские туристы-невежды повторяют, как обезьяны

Вот и я о том же.

«Хамбын Обо» возник в сороковые годы прошлого столетия, в процессе становления Иволгинского дацана. Основателем этого обо является Пандито Хамбо Лама Лубсан Нима Дармаев, стоявший у истоков возрождения Учения Будды после суровых лет гонений на религию. С той поры каждый год местное население подносят свои дары местному сабдаку – хозяину местности – по имени Баян уула (Богатая гора), а ламы проводят специальный обряд «Обо тахилга». Дабы хозяин местности оберегал местное население от разных напастей, чтоб тучнели стада, и земное ускользающее счастье приносило людям покой и добро.

"В местности Баян, что между сёлами Иволга и Нижняя Иволга, начиная с 2005-го года ламы Иволгинского дацана наряду с «Обо тахилга», вблизи от обо стали проводить обряд почитания лусууд ― водных духов. По истечении трёх лет на этом месте вскоре забил аршан ― ключ с чудодейственной водой, который был найден по указанию Пандито Хамбо Ламы Дамбы Аюшеева. С 2008-го года обряд Лусууд прочно занял своё место в «Обо тахилга» Баян уула." http://savetibet.ru/2011/06/18/buryatia.html

 Марина Васильева (Красноштанова): Самые убедительные ответы получала от преподавателей Байкальского госуниверситета (Ула-Удэ), исконных бурят.
Бурхан - это языческий Бог, идол, понятие пришло из шаманизма.

Убедительные не значит правильные.
С точки зрения христианства Будду можно вполне рассматривать как языческого идола — не спорю. Но все ссылаются на происхождение слова Бурхан от Будда. Стало быть в шаманизм термин "бурхан" проник позже.
Нормальное явления. И в любом случае, связывать термин "бурхан" с понятием "дух местности" — не правильно. О чем и речь собственно.

 Марина Васильева (Красноштанова): Указанный мусор на фото никакого отношения к обряду не имеет.

Не знаю не знаю. В Бурятии вокруг "ритуальных мест" мусор — обычное явление. Насколько я помню, по народному обычаю уносить с собой например бутылки из под водки — грех. Поэтому оставляют. Видел не однократно, как никак родился и вырос в Бурятии.
Хотя вокруг буддийских ступ мусора не помню, обычно чисто.

Ладно хоть раньше не было пластиковых бутылок и другой посуды, пакетов и прочей не гниющей ерунды.
19.01.2012, 00:43:15 |
Борис ЧечетА я вот что как-то прочитал в толстенной книге "Атлас Бурятии" (точное название сейчас не скажу — под рукой нету. У разных бурятских родов — разные варианты. Но в целом, Верховное Божество — ВечноСинееНебо (Хухэ Мунхэн тэнгри). Идол, конечно, никакое не божество, а его символ — как, например, крест или икона, или ещё много чего у христиан. Обожествлялись и силы природы — в разных местах назваания могут отличаться. Далее — небесные божества — тэнгри. 55 западных, белых, добрых и 44 восточных, чёрных злых. Как-то из-за одной нехилой девчёнки, тоже небожительницы, бой вышел и глава западных небожителей (Хан-Тюрмас) победил и разорвал на части главу восточных, злого Ата-Улана, а куски его бросил на землю. От этих кусков всякие злые парни приключились, типа тигра Орголи и т.п., от них все косяки. Слово Бурхан обозначает божество, но появилось недавно, с появлением буддизма. На самой нижней ступени пантеона — духи: земли (местности) — эжины (они, еончно, никакие не кикиморы), рек и озёр — лусы, духи умерших шаманов — заяны. Отморозки — духи зла (вот здесь кикимора подойдёт, но ближе — чёрт) — шудхур или чутнур, или шулмус.
Лет 8 назад общались мы с ламой в Кырене (это ламаизм, тибето-монгольский варимнт буддизма), он говорил, что бурханить водкой стали с поялением русских, и лично он с этим борется. А года 3 назад я разговаривал с ольхонским шаманом Валентином. Он доказывал, что ольхонские буряты — традиционно шаманисты, и был сильно недоволен как ступой на Огое, так и крестами где ни попадя. Против часовни в Хужире ничего против не имел — там много русских и православных, там и место поклонения естественно. Кстати, сам он закончил исторический факультет ИГУ (как и я), а с нами в компании был ещё иорданец, закончивший ист.факультет университета ружбы народов, и мы дружно пришли к выводу, что кресты на мысах, островах, верщинах — проявление язычества. Для шаманистов и буддистов-полушаманистов это естественно, а вот христианство-то вроде от всякого язычества открещивается.
19.01.2012, 01:19:11 |
Aлександр Софронов

 Борис Чечет: он говорил, что бурханить водкой стали с поялением русских

До русских тарасуном не плохо бурханили )
А что борется — молодец.

 Борис Чечет: мы дружно пришли к выводу, что кресты на мысах, островах, верщинах - проявление язычества. Для шаманистов и буддистов-полушаманистов это естественно, а вот христианство-то вроде от всякого язычества открещивается.

Обычаю устанавливать поклонные кресты вроде как больше 1000 лет, язычеством это сложно назвать.

Спасибо за подробный пост! Очень интересно было почитать.
19.01.2012, 01:27:28 |
Марина Васильева (Красноштанова)Aлександр Софронов: В Бурятии вокруг "ритуальных мест" мусор — обычное явление.
___________________
Я помню, что ещё 30 лет назад на бурятских Обо не было столько мусора, как сейчас. Взять, например, всем известный Шумакский перевал, Хубытский перевал; место Хуухэйн-Хада на Шумаке, дацан Хуухэйн-Хада у Ниловки, и другие... С каждым годом мусора всё больше. Раньше были только бутылки из-под водки, а теперь — объедки, тряпки, пластик, изношенная обувь, рваньё, которое с себя сняли после похода и Бурхану "подарили". Вот зачем, например, Бурхану приношение в виде колышка от палатки на этом фото? Прищепки? Верёвочки? Зажигалки "На тебе, боже, что нам негоже"... Это всё происходит от повального бескультурья как молодых бурят, которые не знают своих обычаев, так и русских туристов, идущих в эти места.
_________________________

Борис Чечет: бурханить водкой стали с поялением русских
__________________________
Точно, и я об этом много слышала от старых бурят. Всё зло — от русских, потому что они приносят с собой водку. То же самое говорят и среди эвенов, эвенков, тунгусов.
19.01.2012, 01:29:02 |
Вячеслав ПетухинБорис, ну Вы куда-то сильно в сторону разговор уводите.

Вы лучше скажите, из всего того, что Вы знаете, Вы какой вывод делаете, кому именно обычно делаются жертвы-подношения?
19.01.2012, 01:30:07 |
Вячеслав Петухин

 Марина Васильева (Красноштанова): Я помню, что ещё 30 лет назад на бурятских Обо не было столько мусора, как сейчас. ... Это всё происходит от повального бескультурья как молодых бурят, которые не знают своих обычаев

Не-ет, Марина, всё не так просто. Наоборот, тут противоречие развития цивилизации и древнего уклада жизни. Буряты в основном поступают вполне в соответствии со своими обычаями и традициями. Оставлять бутылки (как стеклянные, так и пластиковые) — это как раз по традиции. И раньше, когда, скажем, на ту стоянку, на которой оставлена бутылка, первым вероятнее всего вернётся тот же самый человек и снова этой бутылкой воспользуется — это был вполне разумный уклад. Но сейчас эту традицию, конечно же, надо пересматривать.

А 30 лет назад было мало мусора в первую очередь потому, что тогда вообще упаковки почти не было.

 Марина Васильева (Красноштанова): Всё зло - от русских, потому что они приносят с собой водку.

Как-то совсем наивно. А буряты сами водку не привозят? Или зло от тех русских, которые 300 лет назад дали бурятам "огненную воду"? Ну не они, так другой бы народ нашёлся.
То, что изменение уклада жизни (и водка, как один из элементов) часто очень пагубно сказывается на народах — это ясно. Тому много примеров. Но чтобы в массе держали зло на народ, который дал вот эти "блага" цивилизации — такого я не встречал и думаю, что это бурятам не свойственно. (Хотя по пьянке отдельные буряты могут много чего наговорить.)
19.01.2012, 01:37:19 |
Марина Васильева (Красноштанова)Вячеслав, я лишь передаю то, что слышала от коренных народов. И видела 30 лет назад.
19.01.2012, 01:44:04 |
Вячеслав Петухин

 Марина Васильева (Красноштанова):  Вячеслав, я лишь передаю то, что слышала от коренных народов. И видела 30 лет назад.

Марина, так ведь не только Вы слышали. Я тоже много общался. Но я вот услышал другое. Если бы буряты были в массе своей так настроены против русских, неужели бы это было не заметно, и неужели бы наши два народа в Иркутской области и Бурятии могли бы так мирно жить?
19.01.2012, 01:47:30 |
Вячеслав Петухин

 Марина Васильева (Красноштанова): "На тебе, боже, что нам негоже"... Это всё происходит от повального бескультурья как молодых бурят, которые не знают своих обычаев, так и русских туристов, идущих в эти места.

И вот тут, Марина, по-моему, в Вас явно говорит отношение православного к таким вещам. Это в православии (и вообще в христианстве) символические жертвы осуждаются вообще. А среди бурят это как раз обычай — вовсе не надо приносить в жертву что-то существенное. Как раз смысл жертвы в основном символический — не важно, что принести в жертву, важно не забыть сделать само это действие.
19.01.2012, 01:51:13 |
Aлександр Софронов

 Марина Васильева (Красноштанова): Я помню, что ещё 30 лет назад на бурятских Обо не было столько мусора, как сейчас. Взять, например, всем известный Шумакский перевал, Хубытский перевал; место Хуухэйн-Хада на Шумаке, дацан Хуухэйн-Хада у Ниловки, и другие

Марина, вы говорите про популярные у туристов места, я про такие где человека с рюкзаком никто никогда не видел, а мусорят исключительно местные.
19.01.2012, 01:53:17 |
Борис Чечет

 Марина Васильева (Красноштанова): Всё зло - от русских, потому что они приносят с собой водку.


Не всё зло, а только водка. Пользы от русских тоже много.

 Вячеслав Петухин: какой вывод


У меня сложилось впечатление, что в 95% случаев это — привычный ритуал, о содержании которого почти и не помнят. Все религии — да и вообще жизнь, — просто наполненны такими ритуалами и символическими жертвами, исходный смысл которых очень мало кто знает. Да и территориальная разбросанность сказывается. Мне несколько лет подряд повезло ездить на спортивные праздникаи и Сур-хурбаны в Нукутский район. Скажешь что-нибудь про Тунку, а местные в ответ — "А, так это восточные буряты, у них по другому". Так, по моему, везде. Я не думаю, что католик из Мексики или Индонезии сильно похож на католика из Франции, а православный из Эфиопии нп православного из России.
Кстати, всех с Крещением!!
19.01.2012, 02:23:18 |
Марина Васильева (Красноштанова)Я не против русских, не против водки, не против шаманизма и буддизма, хоть и православная. Просто мне приходилось видеть и участвовать в настоящем обряде у Обо (есть фильм, как-нибудь выложим с Катей Зуевой). Так вот после этого обряда я хорошо усвоила, что он заключается не просто в бросании ненужных предметов на Обо. Этот обряд требует времени и на молитву, и на почитание. А не просто: выпил, бросил и пошёл дальше.
19.01.2012, 11:01:38 |
АлисаВообще, по-моему скромному мнению духам не нужны не сигареты, ни водка, ни рис, ни молоко. Как в том анекдоте — "Какой странный, слабый у вас бог, ему нужны деньги", что-то в этом роде. Это скорее человеку нужны эти подношения, а не богам. То есть у человека есть потребность принести жертву, подарок, и надо именно с этой точки зрения к этому вопросу и подходить. Тут хорошо подходят известные слова Христа — Кесарю кесарево, а богу богово.
19.01.2012, 11:22:04 |
Вячеслав Петухин

 Марина Васильева (Красноштанова): Просто мне приходилось видеть и участвовать в настоящем обряде у Обо

Хм, ну если какой-нибудь из обрядов, совершаемых патриархом или папой римским, очень торжественен и красив, это не значит, что все верующие должны всё делать точно также. А те действия, которые скромны и на эти торжественные обряды не походят — какие-то "ненастоящие".

 Марина Васильева (Красноштанова): Я не против русских, не против водки, не против шаманизма и буддизма, хоть и православная.

Марина, Вы зря истолковываете мои слова как обвинение в чём-то. Не об этом речь. Речь о том, что Вы из-за Ваших православных корней плохо понимаете сущность буддизма и шаманизма и осуждаете как что-то "бескультурное", то, что вполне свойственно шаманизму, но для православных смотрится неестественным.
19.01.2012, 11:31:38 |
Марина Васильева (Красноштанова)Вячеслав, вы меня почти убедили :-)
Но всё же мусор на священном месте — это коробит! Это не правильно!
Ведь есть и чистые Обо, например, на Хубсугуле. Очень понравилось. Действительно, разная культура разных людей. Не нам, русским об этом рассуждать...
19.01.2012, 11:39:00 |
Вячеслав Петухин

 Улитка Ka-Spelа: Тут хорошо подходят известные слова Христа - Кесарю кесарево, а богу богово.

Это подход христианства (и иудаизма). Этими словами христианство отгораживается от тех религий, в которых есть идолопоклонничество. То есть не надо слова, отгораживающие от язычества, приводить в качестве объяснения, что должно быть свойственно язычеству. Это нонсенс.
19.01.2012, 11:39:37 |
 ПредыдущаяСтраница 2 из 3:  1 2 3 всеСледующая 
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную