Природа Байкала | Мунку-Сардык с перевала Средний

дата съемки:май 2007
дата публикации:9 февраля 2012

Страница 1 из 2:  1 2Следующая
Nina OrehovaДаа, очень похоже на кратер вулкана. Впечатляющий вид, очень сурово и опасно выглядят эти пики, этот скалистый хребет горы.
Особенно восхитило название пика Катька-Дура! Это за что такое название дали?))) Оно хоть и вызывает улыбку но что то подсказывает что в этом названии не всё так оптимистично.
10.02.2012, 14:39:24 |
Игорь Клименко

Nina Orehova: Это за что такое название дали?

10.02.2012, 14:46:06 |

Игорь Клименко:  http://www.risk.ru/users/observer/6829/

Это всё враки.
В октябре далёкого 1977 года Валентин Петрович Брянский сотоварищи приехав на три дня в район (дороги тогда до Белого Иркута не было), залезли сразу от "стрелки" рек Мугувек и Белый Иркут на хребет, разделяющий эти долины и потопали полный траверс в сторону тогда ещё безымянного пика Конституции.
В процессе траверса они поднялись на гору 3064м, которую назвали пик Шестидесятилетия Октября.
Отмечу, что на собственно вершине горы они, по рассказам Валентина Петровича, не были.
Вершина представляет собой одиночный камень кубической формы высотой метра три. Они на него не полезли.

Соответственно, по моему мнению, Андю Евгеньич (Афанасьев А.Е.), несмотря на всё мое к нему уважение, не имел никакого права давать новое наименование уже названной вершине, спустя почти 10 лет (в 1986 году сборы Яковенко А. проводил, на которых произошли описываемые на Risk.Ru события) после "первовосхождения".
Кстати, их группа, по рассказам Андю Евгеньевича, тогда, в 1986 году, на высшую точку горы также не поднялась.

Позже хулиганское название вершины перекочевало на карту под редакцией Л.Е. Стрелюка, в основном, насколько мне известно, благодаря стараниям А.Е. Афанасьева.
Из этой карты название вершины и разошлось по народу.
По сути, прикол узкой немногочисленной компании, стал общеизвестным, чего, по моему личному мнению, никак не должно было случиться, учитывая откровенно хамский характер наименования.

Ещё добавлю, что в том же походе группа Брянского В.П. совершила первовосхождение на в. Тыхен-Ардын, название которой узнала позже, спустившись в долину, у встреченного местного охотника.
Тогда же той же группой было совершено первовосхождение на пик Конституции, названный так в честь принятой в тот год Конституции СССР.

Всё, что выше изложено об обстоятельствах траверса 1977 года, известно мне из уст самого Валентина Петровича

Записку группы Брянского В.П. (октябрьскую газету 1977 года с Конституцией Союза ССР) с вершины Тыхен-Ардына мы с Фунтом (Димой Бахаревым) и Женей Тарасовым сняли в 2002 году. Газета эта у меня хранится по сию пору.

В том же 2002 году мы поднялись на "кубик" пика 60-летия Октября. Затащили в рюкзаке кучу камней и сложили там тур.
10.02.2012, 20:35:25 |

Gos: Это всё враки.

Я вот что думаю. Если название прижилось, то его надо всё-таки использовать. Независимо от того, красиво поступили те, кто это название ввёл в обиход, или нет.

А переименования, конечно, это плохо. Вот на последнем издании карты "Тункинские и Китойские Гольцы" А.Е. Афанасьев ещё дальше в переименованиях пошёл. Там "Маттерхорн" в "Госбезопасность" переименован, например. Просто не надо соглашаться на новые названия, а использовать старые.

10.02.2012, 21:04:35 |
Кирилл ГуревичМне кажется, что стрелка указывает на вершину Тыхен-Ардын. Ведь на переднем плане виден пер. Горный, если не ошибаюсь.

Про возникновение названий. Слышал рассказ, что Тыхен-Ардын это набор бессмысленных звуков. Якобы группа альпинистов, совершавших восхождение на эту вершину, по настоянию Партии о том, чтобы называть вершины на местном наречии, придумала то название якобы похожее на местное.
10.02.2012, 21:40:16 |

Кирилл Гуревич: Мне кажется, что стрелка указывает на вершину Тыхен-Ардын. Ведь на переднем плане виден пер. Горный, если не ошибаюсь.

Да, поправил.
10.02.2012, 23:06:14 |
Сергей Зубков

Gos: которую назвали пик Шестидесятилетия Октября.

А по-моему, именно за такие безликие "N-летия Октября" надо подвергать авторов названия остракизму. "Катька-Дура" гораздо более красивое и оригинальное имя. И я не знаю никого, кроме вас, кому оно кажется хамским. Я лично вижу в нём добрую шутку и память о хорошем человеке. Всё это подтверждается тем, что о первоначальном имени помнят единицы, а такое хулиганское с лёгкостью распространилось и прижилось. Оно ещё удачно тем, что метко описывает характер вершины — зайти-то легко, а вот подняться на этот камень — поди-ка попробуй.
11.02.2012, 00:14:54
Nina OrehovaНу, пожалуй, первоначальное название ни такое уж и безликое, надо сказать. Но второе — шутливое и озороное и хамским я бы его не назвала.))))
Представляю как у уставших альпинистов, штурмующих эту высоту, одно это название вызывает улыбку и снимает напряжение!))
Мне, честно признаться, представлялась другая, более романтичная история, в связи с переименованием этой вершины.
Описание Игоря было интересным. Спасибо за пояснения.))
11.02.2012, 00:39:20 |
SoG

Вячеслав Петухин:  Ты то всё-таки за то, чтобы использовать старое название "Шестидесятилетия Октября"?

Конечно.
Без вариантов.
Вершина должна иметь наименование, которое дано первовосходителями.
Кроме того, такое наименование содержит в себе однозначную информацию о дате первовосхождения.
12.02.2012, 15:58:31 |

Gos: Вершина должна иметь наименование, которое дано первовосходителями.

Это правило нарушалось и нарушается так часто, что вместо "должна" уместнее писать "неплохо бы" :)
12.02.2012, 16:04:58 |
SoG

Вячеслав Петухин:  Там же как раз написано "Когда поднялись, увидели записку. Оказалось, что не первые."

Там немного не так всё изложено, как мне Афанасьев А.Е. рассказывал.
А рассказывал он следующее.
Собирались подняться они не на г. 3064 (60-летия Октября), а на Тыхен-Ардын.
Соответственно туда группа, в составе которой была Екатерина Иванова (Дорофеева) и поднялась. И нашли они там не записку, а тур (записку не нашли). Ну, стало понятно, что не первые.
Тогда, спустившись обратно на пер. Горный, группа решила подняться на вторую вершину (60-летия Октября), в надежде, что там людей не было. Но когда они поднялись наверх, то увидели там этот камень-"кубик", на который лезть никто не захотел (всем лениво было) и, соответственно, вершина достигнута не была. Они тогда и не знали, что до них на ней кто-то был (группа В.П. Брянского). Это всё после им стало известно.
12.02.2012, 16:06:01 |
SoG

Кирилл Гуревич: Слышал рассказ, что Тыхен-Ардын это набор бессмысленных звуков. Якобы группа альпинистов, совершавших восхождение на эту вершину, по настоянию Партии о том, чтобы называть вершины на местном наречии, придумала то название якобы похожее на местное.

Домыслы, не имеющие под собой никакой реальной основы.
Истинная история рассказана выше (название горы сообщил альпинистам местный охотник).
Не силен в бурятском языке, но, по-моему, Валентин Петрович говорил, что переводится название как "Красная гора". Но в этом уже не уверен. Могу с чем-то спутать.
12.02.2012, 16:09:00 |
SoG
Сергей, я понял, что Вам не нравятся высказываемые мной мнения, но давайте все же обсуждать именно мнения, а не мою личность.

Толковый словарь русского языка под ред. Ожегова
ДУРА, -ы, ж. (разг.). 1. Глупая женщина (обычно бран.).

ДУРАК.
разг. Глупый, несообразительный человек.
Употребляется как бранное слово

А ещё у Екатерины Николаевны остались родные и близкие, включая дочь.
Не вижу ничего шутливого в том, что мать ассоциируют с дурой.

Не надо выдавать желаемое за действительное!
Какое наименование нанесли первым на карту, такое и распространилось.

Только не надо при этом забывать, что сама возможность того (1977 года) выезда в горы (отпускания с работы) привязывалась именно к тем событиям. Людей отпустили в горы, чтобы они совершили первовосхождения именно в честь 60-летия Октября и новой советской Конституции (понятно, что у самих альпинистов внутренние мотивы были другие).
12.02.2012, 16:24:32 |

Gos: Не силен в бурятском языке, но, по-моему, Валентин Петрович говорил, что переводится название как "Красная гора".

Это вообще не бурятский язык. Это, что-то из тюркских, может из алтайского.

Gos: Там немного не так всё изложено, как мне Афанасьев А.Е. рассказывал.

Это-то да. Я тоже слышал версию вроде твоей, где одним из аргументов-ассоциаций в пользу названия был камень (дура) на вершине, на который не поднялись. Но твоё "враки" про текст в том контексте было не очень логично, на что я и обратил внимание.
12.02.2012, 17:06:30 |
Nina OrehovaДаа, ребята, вот так и рождаются легенды!)))
Я была уверена, что это шутливое название было придумано в связи с именем альпинистки которую звали Катериной. Мне представилось что уставшая группа, расположившись на ночлег возле этой вершины, решила отложить восхождение на утро но... хрупкая девушка Катя уговорила таки уставших парней штурмовать вершину.)))
12.02.2012, 17:20:50 |
SoG

Вячеслав Петухин:   Это вообще не бурятский язык. Это, что-то из тюркских, может из алтайского.

Слава, здесь надо учитывать, что сам Брянский В.П. цитировал произнесенное охотником неуверенно: не то "Тыхен-Ардын"; не то "Тэхэн-Ардык" и другие варианты. Я видел где-то написание "Тыхен-Ордык".
12.02.2012, 19:57:29 |
Алексей СоловьёвПо бурятски красный- улан, на сколько я знаю.
12.02.2012, 20:26:38 |
Ирина ДмитроченковаИ как это название менять, когда все про это знают, вон в Интернете про Катю Иванову
12.02.2012, 20:37:52 |

Gos: сам Брянский В.П. цитировал произнесенное охотником неуверенно

Здесь не только в самих словах дело (которых нет вроде как в бурятском), но и в общем звучании. И о какой-то алтайской версии я от кого-то слышал, сейчас точно не скажу.

А вообще ты о самом факте, что назвал Брянский, уверенно знаешь?
12.02.2012, 20:47:00 |
Felix

Gos: Вершина должна иметь наименование, которое дано первовосходителями.

Извините, что вмешиваюсь. Но мировая практика Вашу категоричность опровергает. И самый известный тому пример — Эверест. Или вы эту вершину называете в честь первовосходителей норвегов?
Ну и что плохого, если у вершины получилось 2 названия (в случае с Эврестом даже 3)? ведь как бы не называли, все, насколько я тут наблюдаю, друг друга как правило понимают.

Да и действительно (имхо конечно) названия в духе "N-летия какого-то то там события"(тем более узкоидеологического) довольно скучны. А вот память о человеке, который вписал себя в историю отечественного альпинизма для многих важнее.