Природа Байкала | Брод

автор:Zooly
дата съемки:июль 2011
дата публикации:21 марта 2012

Рассказ "Влюбленные в Тофаларию"

Владимир ПрадедовЧё-та парни слеги держат не в ту сторону.
Извините.
22.03.2012, 21:31:11 |
Рябина о Я точно так же хожу...
23.03.2012, 01:12:57 |
Владимир ПрадедовХочу заметить: если так ходите, то толку от этого мало. Тогда у вас в руке просто палка, а не средство удержания от срыва.
"Угробиться" при малом броде, это не по-взрослому, тут ведь ничего особенно и знать-то не надо: слегу, дрын держим обеими руками в направлении выше по течению относительно себя и нагружаем при движении, когда поднимаем одну из ног последовательно. Таким образом, он превращается в ещё в одну точку опоры при отрыве от дна или плохом упоре одной из ног. Если действовать иначе, то вас просто может перевернуть через эту бесполезную штуку или вы просто упадёте, так как палка, а это будет бесполезная палка, уйдёт по течению, то есть от вас.
23.03.2012, 13:43:57 |
Вячеслав ПетухинВладимир, перевернуть — это актуально при глубоком броде. А при таком, как здесь, когда неглубоко, но бурная вода и от этого сильно сносит, важна опора сама по себе, а перевернуть не может. В какую сторону лучше опираться — это, по-моему, сильно зависит от направления движения. Часто бывает правильнее идти немного наискосок против течения (хотя бы потому, что при этом меньше опасность, что снесёт в динамике). И тогда опору удобнее держать против течения, то есть перед собой.
23.03.2012, 14:08:35 |
Евгений РензинЯ что-то вообще не представляю ситуации, когда дрын стоило бы держать выше по течению. Течение же опрокидывает вниз, значит ему нужно противопоставить что-то снизу. Единственная проблема — дрын в воду опустить. Его вода выталкивать будет. А вот если его выше по течению ставить, то, наоборот, его будет прижимать ко дну течением.
А чтобы поток был такой силы, что мог бы перевернуть через дрын — я что-то и представить не могу. Ноги подмыть — да; опрокинуть — да; через дрын перевернуть — либо дрын совсем короткий, либо я в такой поток не полезу.
23.03.2012, 14:19:54 |

Евгений Рензин: Я что-то вообще не представляю ситуации, когда дрын стоило бы держать выше по течению.

Я же написал.

Женя, насчёт "противопоставить" — здесь же в прямом смысле два конца (ну или три, если каждую ногу отдельно считать). То есть есть система из слеги и человека — трёхножник такой. Её устойчивость зависит и от центра тяжести (когда центр тяжести впереди, сильнее опрокидывающий момент) и от геометрии. Геометрия означает, что для того, чтобы такой системе быть устойчивой, надо чтобы у всех ног был примерно один наклон. А дальше во многом вопрос удобства — если ты впереди, а слега сзади, то ты наклоняешься назад, если же она впереди, то — вперёд. Назад обычно очень неудобно наклоняться.
23.03.2012, 15:04:09 |
Zooly

Владимир Прадедов: Чё-та парни слеги держат не в ту сторону.
Извините.

Извиняться не надо) Вы совершенно правы, по ТБ они идут неправильно. Я специально этот кадр выставила, -посмотреть заметит кто или нет)
Личное мое мнение -солидарна с Женей, удобнее ходить так, особенно при сильном течении неглубоких бродов.
23.03.2012, 15:39:29 |
Владимир Прадедов

Евгений Рензин:  Я что-то вообще не представляю ситуации, когда дрын стоило бы держать выше по течению.

Это правило организации переправ вброд.
Когда навстречу...
Не буду, все взрослые люди, тебе повезло, что всё проходило благополучно, это тот случай, когда правило и то, как делается, не проверяется по принципу: "падал — не падал".
То, что наискосок и по течению, с этим не поспоришь, тут уже тактика: как,в какую сторону.
Да, и "через дрын" не означает, колесом как в цирке! просто в сторону этой палки.
23.03.2012, 17:20:49 |
Максим КустовНа скользких камнях иначе и не пойдешь, стащит вместе с "конем"...
Проблема, по моему, не в распределении веса, а создать вторую точку опоры, когда ногой в мутной воде ищешь устойчивое положение...
23.03.2012, 17:32:00 |
Рябина о Я правой рукой предпочитаю держать верхний край слеги (мне так удобнее), так что часть бродов проходил таки "правильно". Когда брод "диагональный", при движении вверх по течению- слегу ставлю выше по течению, при движении вниз по течению-ниже (тело наклонено в сторону движения и слега- подпорка). Но это на мелких бродах, а на глубоких сбивало меня и при "правильном" и при "неправильном" хвате.
24.03.2012, 02:27:19 |
Владимир ПрадедовНебольшая и последняя ремарка: при движении по снежному склону логика и моторика подсказывают держать "дрын" ниже по склону, чтобы не упасть, ведь, если упадёшь, то туда! сколько приходилось с этой интуитивной ... бороться: вроде шёл человек, смотришь, а он уже ниже "дрын" держит! пытаешься объяснить — смотрит, головой кивает, а чуть отвлечёшься и снова...или вообще выкинет его — мешает!
До первого срыва! когда на этот "дрын" он боком или грудью не напорется, а без дрына, прокатится ...дцать метров по склону, зарубаясь руками, как граблями в жёсткий фирн.
Возвращаясь к воде: поставленная выше по течению слега(дрын) единственное, что может удержать вас при срыве, только шагать надо не так, как в городе по тротуару. Сначала дрын, с проверкой на хорошую точку опоры, потом одна нога к нему с нагрузкой в сторону слеги, по окончании другая аналогичным движением, 2 точки опоры фиксированы. А не так: слега и нога одновременно в воздухе, а вы, как аист на одной ноге.
На склоне и при движении в "три такта" похоже.
Я не учитель, просто — один раз рассказали, теперь пользуюсь.
24.03.2012, 10:55:40 |
Владимир Прадедов

Рябина о: а на глубоких сбивало меня и при "правильном" и при "неправильном" хвате.

В воде не надо доминировать, прислушивайтесь к себе, к своим ощущениям, внутреннему голосу, если хотите. Почувствовали — ещё немного и "понесёт" — вернитесь!
Позволю себе дословно процитировать себя же ( из дневника 89 года, Тофалария, соло окончание, дословно):
... На противоположной стороне реки, у посёлка, рыбачат люди. Пробовал кричать, показывая, что мне надо перебраться на правый берег. Никто не реагирует.
Буду ждать оказию или завтра попробую бродить реку.

12 июля День двадцать второй.
Утро ясное и тёплое. Никого на берегу нет. Рублю средней тяжести длинную слегу. Перехожу небольшую протоку и выхожу на галечную косу. Отсюда, надев рюкзак, в кедах, начинаю брод наискосок, несколько вниз по течению. Вчера встреченные мной два мужика на лошадях сказали, что на броде вода доходит до крупа лошади. Если иметь в виду их лошадей, то мне как раз будет под дых.
Опираясь на шест, иду довольно медленно. В какой-то момент начинаю ощущать, что, если отниму шест от дна, то течение меня может подбить. Надо возвращаться на косу, а это тоже проблема, так как в какой-то момент при повороте надо встать грудью на течение, увеличив сопротивление воде и, одновременно, не упустить шест — он моя единственная уверенная зацепка за дно! А воды-то всего лишь по пояс.
Как мне показалось: по крохам, тщательно и долго выполнял этот манёвр и всё таки повернулся! Пошёл на косу, назад. Вышел, отжался. Итог: я не лошадь, здесь мне вброд не перейти.
Пока прикидывал, как буду жить на виду у посёлка уже почти без продуктов — еды только примерно на 2 раза, на правом берегу показался парень, молча залез в лодку, завёл мотор и вот он уже рядом с косой. Пригласил залезть в лодку. Я перетащил рюкзак, оттолкнул лодку и сам с трудом, ноги застыли и чёрт бы побрал эти колени! заскочил в неё. Двигатель заглох, парень дёрнул шнур, мотор взревел, винт за что-то цепанул на дне (за недолгое залезание лодка рекой вытолкнулась близко к косе) и всё! сорвалась где-то какая-то шпонка.
Уже без мотора, помогая веслом, он вырулил на правый берег. Я смотрел на дно, оказывается стрежень не более 2.5 метров, но "с крышкой". Правда, я бродил ниже по течению, где ширина реки много больше.
Вылез, поблагодарил, предложил деньги,парень отказался, ещё раз поблагодарил, оставил на берегу свои резиновые сапоги и пошёл искать аэродром...

Посёлок — это Алыгджер.
У автора снимка прошу извинения за самоцитирование.
24.03.2012, 11:28:09 |
Рябина о

Владимир Прадедов:  на правом берегу показался парень, молча залез в лодку, завёл мотор и вот он уже рядом с косой. Пригласил залезть в лодку.

Не-е-е это- жульничество!!! :) Главная прелесть одиночных набегов- полная автономность (ИМХО). Мне так не везло... А, интересно, есть ли какие- либо инструкции по самоспасению для "водников" на случай падения с плавсредства? Буду очень признателен... Я-то действовал интуитивно (Не пытался достать дно, поджал ноги, плыл немного на боку лицом вниз по течению, когда ноги натыкались на крупные камни- отталкивался в сторону берега. и грёб, грёб ...)
27.03.2012, 03:57:10 |
Алексей АзаровПолностью солидарен с Владимиром и, следовательно, с законами физики. Всё остальное — это опасные импровизации для искушенных и талантливых.
18.09.2012, 23:31:38 |
Алексей АзаровИ на фотке видно как течение отрывает опору от дна.
18.09.2012, 23:32:29 |
И. ФефеловДа я бы не сказал, что видно собственно отрывание, это просто он сильно на жердь нажимает (причина тоже понятна).
19.09.2012, 10:28:33 |
Марина Васильева (Красноштанова)http://nature.baikal.ru/author.shtml?id=fyufhxfyrf&mt=file
Здесь Вы найдёте методичку Устиновского о переправах через водные преграды. Очень полезный труд. Популярен много лет среди туристов разных видов и категорий.
А жерди, ребята, действительно, держат не по правилам (неудобно же так, ИМХО).
19.09.2012, 12:41:38 |

Вот правильное положение жерди. Хотя так труднее держать. Но устойчивее и безопаснее.