Природа Байкала | Зимовье на границе зоны леса на р.Харимта

Зимовье на границе зоны леса на р.Харимта

автор:Евгений Воробьев
дата съемки:20 июля 2011
дата публикации:8 апреля 2012

Рассказ "Отчет о 7-м традиционном походе памяти Оксаны Костиной в Тункинских Гольцах"

Спустились к Харимте
Страсти по чурбаку

комментарий автора:Зимовье на границе зоны леса р.Харимта

Страница 1 из 2:  1 2Следующая
Вячеслав ПетухинОно всё-таки не на границе леса. Не так далеко от границы, но не на самой границе.
08.04.2012, 14:18:26 |
Евгений ВоробьевСогласен, Вячеслав. От зимовья мы поднимались вверх по правому берегу реки ещё около 20 минут, когда лес совсем закончился-так корректней.
08.04.2012, 14:47:41 |
Владимир ПрадедовДа-а, вот когда посмотришь на этакое чудо, то и подумаешь, о приютах на тропах Саян и Х.-Д. Приютах, в которые можно зайти не опасаясь нареканий от хозяев, приютов, за которыми следят и, возможно, берут заранее известную плату, приютов, система которых находилась в ведении крупной государственной компании, может быть, лесничеств, чтобы не плодились бесконечные "бани" и "сауны".
Чтобы "чистились" тропы по весне, проводилась маркировка, восстанавливались переправы, прокатывалясь снегоходами лыжня.
Как-то, в начале сентября, по возвращении из недолгового забега отдыхал на Кяхте. Сидел на чурке , смотрел на покрытый первым снегом левый борт Подкомарной и думал о том, как бы я это организовал. Так, чтобы ближе к границе леса, чтобы были луга, завёз бы пару коров, чтобы были свои продукты, поставил бы ветряки и солнечные батареи, чтобы было электричество, возможно и на обогрев бы хватило, а значит не надо уйму дров, дизель на всякий случай, небольшой трактор с моногусеницей, чтобы отгребать снег. Расчистил бы площадку для небольшого вертолёта, чтобы доставлять тех, кому хочется отдохнуть. Нанял бы пару человек сотрудников и сам бы жил там.
Думал, размышлял.
К вечеру, неожиданно, подошли с рыбалки на Утулике знакомые мне по прошлым встречам и через общих знакомых три моих ровесника. Я, им по простоте душевной, выложил то, о чём думал и был высмеян: мол, прожекты всё это, коров пристрелят пьяные постояльцы, приняв их за оленей, трактор утопят в озере, когда ранней осенью захотят по свежему снегу порезвиться на нём, а будь даже так, что всё устроится и народ узнает про эту "Шамбалу", то приберут к рукам крепкие люди, используя несовершенство наших законов. Тема -"Мои планы по обустройству тайги" была закрыта.
Позднее выяснилось, что рыбалка у них не задалась, пошла мутная вода по таянии снега. Долго они искали удачу, но безуспешно.
08.04.2012, 14:48:44 |
Андрей Зарубинбольше похоже на собачью конуру
08.04.2012, 19:28:15 |
Андрей Зарубин

Владимир Прадедов: и думал о том, как бы я это организовал.

Владимир, такой комфорт привлек бы одних и оттолкнул бы других, далеко не всем нравится "цивилизация", пропадет таинственность таких вот "собачих домиков". Потом каждый хочет быть "хозяином" привлекательных мест, хотя бы на время. Будет постоянный хозяин, незачем будет туда идти. Так понял, что-то подобное происходит сейчас с Витязем, "удобства" не всем по вкусу.
08.04.2012, 19:39:10 |
Владимир Прадедов

Андрей Зарубин

Я как раз против таких удобств. Удобства не должны доминировать в том месте, где они находятся, но они должны быть. На тепешние удобства насмотрелся на берегах Байкала: дом-баня-сауна-рыба-водка-охота-гонки на моторках летом, на снегоходах зимой -сортир на улице-грязь и мусор вокруг: жёлтый снег зимой, скверный запах летом. Да и всё это при постоянном сжигании немеренного количества дров.
Быть хозяином не значит огораживание высоким забором всего до чего дотягиваются руки.
Насчет Витязя.

Давно это было. Вышли под руководством опытных товарищей на тренировку на Витязь. Полазили и уже под вечер кто-то из них предложил уйти на двухэтажную избу. Пошли. Вышли на дорогу и двинулись. Я шёл туда куда меня вели. Шли по дороге, потом свернули влево, потом снова вышли на дорогу. Народ, как я понял не мог определиться. Уже была глубокая ночь. Не хотелось никуда идти, хотелось спать, но... Мы снова куда-то пошли, свернули в лес, потом полезли вверх. Потом один из "проводников" ушёл на разведку. Вернулся и сказал, что нашёл, но надо по верёвке, которая там где-то впереди натянута, спуститься метров на 20-ть вниз. Пощли, в темноте спустились, благо это не было отвестным спуском, и подошли к избе. Зашли в неё. Высокая, второй этаж сплошной полог. Внизу просторная прихожая с большим вместительным столом. Народ, хозяева, частично спали, частично бодрствовали. Те, что бодрствовали обрадовались нам. Посадили за стол, предложили чай. Я сидел, сон куда-то пропал, слушал разговоры, было тепло, уютно,просторно. Вокруг и рядом интересные люди. Лишь очень и очень глубокой ночью залез на полати. Там и уснул.
Утром узнал место: на левом берегу Олхи напротив Идола. Сейчас там ничего нет, но я помню и жалею, что мало осталось мест, и на Олхинском плато в часности, где можно было просто прийти и провести вечер с интересными, может незнакомыми людьми.
"Удобства" удобствам — рознь. Одно дело горячая вода из-под нормального крана на Акеме, которая меня просто потрясла: девушка сказала — Отвернёте кран, и она побежит. Я отвернул кран с красным маркером, и она побежала!
Другое дело, то, на что хватает небогатой фантазии, а может быть и небольших денег, когда для "удобств" рубят лес в округе, в который собственно люди и идут.
Может быть я и не прав.
08.04.2012, 21:00:27 |
Андрей Зарубин

Владимир Прадедов: Я как раз против таких удобств.

Владимир, видимо я не понял, вроде говорили про коровки, трактор, вертолет... не из той же серии — моторки, баня, снегоходы... нет?

Был на Витязе единственный раз, в 1990 году, зимой. Мне кажется там рядом стояла большая изба, и даже кажется двухэтажная, сейчас уже плохо помню. Помнится качались на гигантских качелях, трос был привязан чуть не к макушкам сосен. Ощущения были сильными, качели выстреливали тушку куда-то в небо.
08.04.2012, 21:24:40 |
Владимир ПрадедовДля разворачивания бизнес-плана форум не самое удобное место, но вкратце: в чём проблемы такого обустройства вдали от дорог и электричества? А в том, что, если дороги и электричество подвести к этим местам, но они перестанут существовать, как, извините за термин, рекреационные места, то есть, где человек может отдыхать и восстанавливать свои силы — силы жить дальше. А для чего нужны дороги, чтобы привозить туда продукты (как минимум). Значит надо обустроиться так, чтобы хотя бы минимальный набор можно было производить на месте, причём без ущерба для этого места. Ну, а про то, что многое решается, если будет энергия, электроэнергия, ясно. Значит надо получить эту энергию тоже на месте и — правильно! не уменьшая его привлекательности!
Ясно, что такой приют можно рассчитывать на человек 10, максимум 15 — это не пятизвёдночный отель в Турции, но что должно быть обязательно:
- горячая вода,
- чистые простыни, если захотят пришедшие,
- биотуалет,
- утилизация (желательно с пользой для окружающего) всех продуктов жизнедеятельности, как постояльцев, так и животных — сейчас при нынешних технологиях такое возможно,
- связь с внешним миром,
- хорошее, качественное, может быть не очень разнообразное, питание,
- минимум, если не полное отсутствие, водки, наркотиков и женщин.. нет, последние пусть остануться .
Минитрактор на моногусенице, это мой двоюродный брат видел во Франции, на высокогорном приюте, где они отдыхали после спелеоэкспедиции, которую им организовала принимающая сторона в ответ на услуги, которые ей были оказаны при посещении аналогичных мест в Иркутской области. Надо же как-то спасаться от нашей заснеженности, а по уверениям опытных людей у нас до 6 метров снега выпадает, вот слегка эти метры в ближайшей округе, самой ближайшей — убирать или утрамбовывать, ну и лыжню делать для прогулок. Кроме того, может спасти такая техника, так как по очень крутым склонам бегает, не разрушая их.
Маленький вертолёт нужен для того, чтобы, опять же не делать дорогу! сильные сами дойдут — они для природы не опасны, а слабых — женщин и детей — по воздуху. Ну, и на случай экстренной эвакуации.
Вам не захотелось бы побывать на таком приюте под Грандиозным?
Можно конечно идти по заваленной буреломом тайге неделю, а то и больше,с грузом продуктов, надеясь на хотя бы 2 дня хорошей погоды на месте, ведь продуктов на обратную дорогу немного,а вы не верблюд.
А, если подумать про людей, которые в принципе не могут в силу возраста или физического здоровья побывать в таких местах и смотрят на это великолепие только по телевизору. Я, видевший не так много, но достаточно, чтобы рассказать, во скольких глазах замечал эти искорки. которые тут же гасли, только из-за того, что человек понимал — в этой жизни никогда...
То, что делают на Витязе и других местах — профанация, антипример, то, что приходит в голову или на что хватает денег.
Ясно, что мой план — жалкая утопия, розовые грёзы, правильно меня тогда осадили: прекраснодушие, маниловщина. Всё!
08.04.2012, 22:03:05 |
Александр ТагильцевВладимир, вы правы, но это все равно что сравнивать европейский унитаз и нашу дырку в деревянном туалете. До такого уровня развития туризма нам только мечтать.

Про базу под Грандиозным слышал, собираются там двухэтажную избу строить, на месте избы Андрея Хрущева. Вроде бы уже в этом году до августа должны закончить. Ищут добровольцев плотников.
09.04.2012, 01:44:28 |
Владимир ПрадедовСлышал, жалею, что я не плотник: топором только дрова для костра рубил.
09.04.2012, 08:59:48 |
Александр ТагильцевНо там и рабочие руки требуются — принести, закинуть, установить, подтесать и пр. Но заброска 6000 рублей за свой счет. Дорогое удовольствие. Я бы тоже поехал, но этот не мой год.
09.04.2012, 09:37:10 |
Игорь Клименко

Владимир Прадедов: Вам не захотелось бы побывать на таком приюте под Грандиозным?

Нет
И даже видеть его там не захотелось бы
09.04.2012, 10:04:26 |
Александр Тагильцев

Игорь Клименко: И даже видеть его там не захотелось бы

Он там необходим, Игорь, это не прихоть.
09.04.2012, 10:11:11 |
Игорь КлименкоКому необходим?
09.04.2012, 10:13:49 |
Александр ТагильцевТуристам, он необходим, как зимовье, как база. Его вместо зимовья будут ставить. Ребята с сайта "Центральный Саян" будут помогать. Там деньги собирают сейчас 150 тысяч. Если зимовье сгниет, там будет очень туго. Там развилка маршрутов (перекресток) и тропы постоянно заваливаются буреломом, их не успевают прочищать.

Добраться туда очень трудно, все, кто отправляются к Грандиозному или в его район, "проходят таможенный досмотр" перед 1-м порогом и обратно. Местные всё знают, кто там на верху. 200 км на лодке вверх через пороги, иначе не доберешься. А потом от стрелки до этой базы еще топать 3-4-5 дней. Случись что — связи нет, а обратно можно вернуться только сплавом 3-4 дня постоянной гребли, обнося пороги. Троп нет. Там постоянно дожди, не будет базы, даже обсохнуть негде будет. Зимовье тесное, 4 человека едва разместятся, а если еще кто-то придет, то все — на улице. На базе будет рация. Видимо, еще будет вертолетная площадка. Если кто-то погибнет, то только вертолетом, иначе захоронят там. Труп не вывезти — испортится.
09.04.2012, 10:22:37 |
Игорь КлименкоТак и не понял, зачем там оно
09.04.2012, 14:44:02 |
Александр ТагильцевНо это не совсем то, о чем писал Владимир Прадедов. У него функция зимовья. Никакой там горячей воды из под крана не будет, естественно. Оно бесплатно. Просто оно будет большое и двухэтажное, человек на 8. Какой-то набор удобств, много не будет, потому что туда возможно что-то завезти только на своей спине. Хозяин — лесник, но его там может и не быть у него базовое зимовье недалеко от стрелки — 3 часа ходьбы. Он просто будет знать кто там в данный момент находится. Это база. Те, кто идут на Грандиозный, могут там оставить свои вещи, чтобы не тащить с собой. Оттуда удобно делать радиалки. Старое зимовье начало гнить. Через 3 года от него ничего не останется, если не принять меры. Вот думают красноярцы и новосибирцы, как спасти положение. Пока деньги собирают. Местные плотники запросили 150 тыс, сумма оправдана. Ребята все проверили.
09.04.2012, 15:05:24 |
Александр ТагильцевИгорь, вот, если время есть, можешь сам почитать там не много — 2 листа: http://sibsolo.forumgrad.ru/t107-topic
09.04.2012, 15:16:27 |
Владимир Прадедов

Игорь Клименко

Теперь уже не о прожектах, а о жизни.
Был Тофаларии 3 раза, дважды проходил по Перевальной — это с Л.Казыра на Уду. В первый раз мы практически от стрелки Перевальной до самого перевала шли по тропе, не очень натоптанной, но тропе, прошли за полдня.
Во второй раз, через 10 лет, снова прошёл этим путём, за полтора дня с трудом: бурелом, следы от лавин, оползни, а может и небольшие сели, всё перегорожено и обезображено. О тропе и речи нет, только в самых верховьях, выше границы леса. Правда, изба и тогда на стрелке Перевальной ещё стояла, но, как сказали люди из Гутары: на этот участок давно никто не ходит, с лошадьми сложно, могут брюхо порвать, а без лошади охотники в тайгу не пойдут.
Когда я слышу о том: кому это надо, то отвечаю — нам надо, людям надо, лесу надо. Это только в заповедниках, мне рассказывали его сотрудники (пусть меня поправят грамотные люди) есть "зоны молчания" куда нельзя заходить, где нельзя убирать сухостой и больные деревья, где, как мне говорили, даже пожар, если он случится по естественной причине тушить нельзя! (хотя это перебор на мой взгляд), так как должен сохраняться природный, не регулируемый человеком биоценоз, как эталон. Во всех остальных случаях лесу нужен человек: внимательный и грамотный.

Читал отчёты людей, ходивших, в том числе, и по Тофаларии. Часто результатом такого похода были бесконечное, изматывающее преодоление бестропья, усугублённое буреломом, завалами и отсутствием обустроенных переправ. А пожары, которые просто стирают тайгу на огромных пространствах! что остаётся после них. Человек мог бы вовремя сообщить об этом.
Да, просто, чтобы тропа была, по ней должны ходить люди! Там и троп-то скоро совсем не останется.
В том же самом первом походе, когда переходит на Хатагу из верховий Казыра, то вышел на неширокую, но пробитую и, как песочком посыпанную, тропу. Позднее узнал, что по этому пути оленьи стада перегоняли. Через 10 лет от этой тропы и след простыл. Надеясь на неё, выходили с каюром и лошадьми и вынуждены были, до границы леса перетаскивать груз челноком на себе, каюр сказал, что лошадь по бурелому он не даст, а ведь тропа была! раньше была...
09.04.2012, 19:07:40 |
Ирина ДмитроченковаМорковку на улице забыли...