Природа Байкала | Долина р. Малый Субутуй

автор:Егор Полтавченко
дата съемки:14 февраля 2014
дата публикации:17 марта 2014

Фотоотчёт "Из долины Джиды по хребту Хамар-Дабан. Лыжный поход, февраль 2014 г."

ПредыдущаяСтраница 14 из 15: 1 ... 12 13 14 15 всеСледующая

Владислав Ржавцев: Лично мне только неприятно, когда муссируют имя Коровиной (экстремалка, загнала, голодали, бросила группу и тд) и всех погибших презрительно называют "детьми".

Я с Вами тут абсолютно согласна! На нашем сайте тоже есть один неандерталец со склерозом, любящий подхватывать все слухи и интерпретировать по-своему, хотя не видя лично, что произошло. Имя Коровиной он тут на сайте уже склонял. И что печально, ему верят некоторые. Поэтому я и защищала её. Сама знаю, каково им там было. В тот момент я с группой школьников находилась на соседнем хребте. И мы тоже снимали обувь, чтобы оттереть друг другу застывшие ноги.
Когда мы вернулись из похода, сразу же узнали в спасслужбе о случае на Ретрансляторе. Спасатели радовались, что мы смогли вернуться!
Мы очень хорошо понимали, что случилось. А когда в 2003 году, через 10 лет после трагедии, в те же сроки (начало августа), я с другой группой оказалась на Ретрансляторе в тех же условиях (сильный ветер), и мы шли, сцепившись "стенкой", чтобы нас не разметало ветром, мои предположения о причине их гибели ещё раз подтвердились. Сильный внезапный ветер, с которым они не смогли справиться, их просто раскидал, плюс недосып, мокрые вещи, замерзание, внезапная смерть участника, психоз, неадекватность поведения... Точка.
05.03.2019, 16:17:06 |
Владислав РжавцевИ ЛИ сделала единственно правильный шаг — ребят отправила вниз , а сама осталась оказывать первую помощь Александру (еще живому тогда).
05.03.2019, 16:34:12 |
Татьяна Семенова

Марина Васильева (Красноштанова): мои предположения о причине их гибели ещё раз подтвердились.

— Так что же все-таки случилось?
07.03.2019, 21:49:16 |

Марина Васильева (Красноштанова): Сильный внезапный ветер, с которым они не смогли справиться, их просто раскидал, плюс недосып, мокрые вещи, замерзание, внезапная смерть участника, психоз, неадекватность поведения... Точка.

07.03.2019, 22:06:29 |

Татьяна Семенова: — Так что же все-таки случилось?

У меня где-то сохранились дневники из того похода по Хамар-Дабану в августе 1993 года, когда наша группа оказалась в точно таких же условиях на соседнем хребте. Я никогда нигде не публиковала их, т.к. там надо сильно "причёсывать", иначе примут за бред сумасшедшего. Раньше никому не показывала, т.к. боялась напугать родителей тех детей, которые с нами ходили. А потом, спустя годы, уже и неактуально стало.
Возможно, если бы опубликовала тогда, то и не сочиняли бы сейчас версии про горные газы, шаманских духов и военные учения. Сейчас люди уже не помнят того погодного апокалипсиса, вот и придумывают.
Наши участники, вернувшиеся из того похода, больше туризмом никогда не занимались. Если честно, мы все были на грани. И были счастливы, выбравшись из гор. Нас спасло, наверное, только то, что в самый критический момент холода, когда группа Коровиной была на хребте, мы находились всё-таки в зоне леса. Это нас и спасло. Хотя могло и не спасти. Было очень сильное и внезапное похолодание. Реально холодно, нам тогда казалось, как зимой. Но одеты-то были по летнему, в летний же поход шли.
Несколько дней шёл снег с дождём, а выше зоны леса — людей сдувало ветром, приходилось идти "стенкой", иначе унесло бы. Горелок тогда не было, развести костёр в таких условиях — была большая проблема. Теплопотеря — огромная, немели руки и ноги, были синие губы и ногти. Мы разувались для того, чтобы друг другу ноги оттирать, мёрзли как зимой. Да ещё и мокрые. Ничто не спасало от ливневого дождя, все вещи были мокрыми, вплоть до спальников, хоть и пытались их уберечь, но не получалось. 3-5 суток в таких условиях — это ещё надо было суметь выжить.
Никогда в жизни, ни в одном походе, даже зимой, я больше так не мёрзла, как тогда на Хамар-Дабане.
Мы пытались отсидеться у костра дня 2, но потом поняли, что нам становится только хуже, и продукты заканчиваются (у нас был конец похода). Приходилось идти через силу. Вышли из гор на 3 дня позднее срока, нас уже тоже все родные потеряли, спасателям сообщили о нас. Но нас не искали, мы сами выползли. Искали кого-то ещё, кроме группы Коровиной там ещё кто-то погиб из одиночных то ли рыбаков, то ли ягодников.
07.03.2019, 22:29:22 |
Татьяна СеменоваСпасибо, Марина! Так жалко, такие молодые, почти дети....
07.03.2019, 23:24:16 |
Sergey Sergeevich

Марина Васильева (Красноштанова): А потом, спустя годы, уже и неактуально стало.

— по-моему, это и сейчас актуально. Как пример того как надо действовать и что можно (и нужно) выжить в таких условиях!

Сейчас почему-то опять стало много людей (во-всяком случае, мне так кажется) ходить в походы, а опыта у них мало и такие статьи весьма нужны, на мой взгляд!

P. S. Мои поздравления в связи с праздником 8 Марта и самые наилучшие пожелания!
08.03.2019, 06:14:12 |
Марина Васильева (Красноштанова)Спасибо, Сергей, за поздравления!
По поводу дневника. Я много раз к нему возвращалась, но никак не получается его привести в порядок. Если только заново написать, или полностью переделать 90%. Начало — там вполне приличное, когда было солнце, когда мы проходили пик Черского, переправлялись через Утулик и Шибутуй, пекли блины на Патовом плато, встретили там водников, идущих на Хара-Мурин... Теоретически мы могли встретить там и группы из Петропавловска, но, видимо, они шли на пару дней позже нас, т.к. 3-5 августа 1993 года непогода нас застала уже на перевале Дабатый (сейчас на сайте этот перевал называется "с Дабатого на Нарин-Гол", а тогда на всех картах-хребтовках был просто перевал ДАБАТЫЙ.
Вот я сейчас нашла его на карте-схеме, и очень захотелось восстановить его прежнее название — ДАБАТЫЙ, которым пользовались все туристы — пешеходники, лыжники, и водники 60-90 гг. и до начала 2000-х.
Но когда началась непогода, дневник был запрятан далеко в рюкзак от воды, и доставался редко. И если доставался, то ничего вразумительного в нём уже не писалось, кроме "Руковод — придурок, если выживем — разведусь!"
(Руковод, конечно, был не виноват в экстремальной погоде, но иногда его поведение и решения были неадекватными, как нам казалось). Сейчас трудно уже понять — верные ли он принимал решения, и права ли была я, оспаривая их.
Но мы всё-таки выжили, значит, видимо, сделали всё правильно.

Если проводить аналогии по тактике с группой Л.И. Коровиной, то я бы встала на её сторону, и шла бы по хребту. Наш руководитель, наоборот, свернул в лес. Сначала казалось, правильно сделал. А потом вышло наоборот. Я думаю, что нас чуть не сгубил именно лес: мы отсиживались у костра, ожидая конца холода, потеряли все силы, съели продукты, промочили все вещи, потом заблудились (а на хребте не заблудились бы), а когда опомнились и пошли дальше — сил уже не было, падали на ровном месте, получали травмы, попадали в каньоны, из которых чудом выбирались по скользким скалам... Ещё и деревья от ветра падали, было страшно идти днём по лесу, и ночью было страшно спать в лесу. Стланик на Солзане лупил мокрыми ветками, снег с веток падал за шиворот... Перейти через реку на другую сторону, чтобы выйти на тропу мы не могли (высокая вода, холод, каньоны)... Нет, на хребте такого ужаса, наверное у нас не было бы. Хотя... Кто знает теперь.

В общем, если сейчас проанализировать всю погоду того похода, то "апокалипсис" длился примерно 5 дней. У нас это было от подходов к перевалу Дабатый до выхода по Солзану. (1 или 2 дня потеряли на тупой отсидке у костра). В начале похода было всё прекрасно, и когда вышли в Байкальск — тоже выглянуло солнце. (Правда, ненадолго).
08.03.2019, 14:58:57 |
Константин Суханов

Марина Васильева (Красноштанова): Голиус твердит про отсутствие у группы заявки по форме Тур-6, но, видимо, в силу возраста, уже не помнит, что в 1993 году такой формы ещё не было, она появилась в 2004, а в те годы просто давали телеграмму спасателям о выходе на маршрут и об окончании маршрута... Позор какой-то.

Тур-6 была всегда. Ну то есть просто не помню такого, чтобы этой формы не было. Порылся тут в личном архиве, нашел Сообщение √15, форма √6 Тур, март 1992 г., горная четверка по Чуйскому-Катунскому. Фото выкладывать не буду, зачем.
Иное дело, что о выходе на маршрут и окончании похода, действительно, сообщали телеграммами в КСС. Но заблаговременно в соответствующую КСС должно было быть отправлено письмо с Тур-6.
Впрочем, я могу уже и не помнить в силу старческого возраста))) Хотя документ перед глазами.
09.03.2019, 10:12:59 |
Константин СухановО, еще одна маршрутная книжка — январь 1991 г. Цитирую : группа обязана направить сообщение по форме 6-Тур заказным письмом в КСС по адресу...
09.03.2019, 10:21:11 |
Дмитрий Мызников

Марина Васильева (Красноштанова): Если проводить аналогии по тактике с группой Л.И. Коровиной, то я бы встала на её сторону, и шла бы по хребту. Наш руководитель, наоборот, свернул в лес. Сначала казалось, правильно сделал. А потом вышло наоборот. Я думаю, что нас чуть не сгубил именно лес: мы отсиживались у костра, ожидая конца холода, потеряли все силы, съели продукты, промочили все вещи

Марина Васильева (Красноштанова): Нет, на хребте такого ужаса, наверное у нас не было бы. Хотя... Кто знает теперь.

09.03.2019, 12:49:11 |

Дмитрий Мызников: В итоге ваш руководитель оказался прав-он избавил вас от ветра! На хребте ко всем "прелестям" добавился бы ветер! И тогда все, в мокрой одежде быстрый кирдык.

Я тоже часто об этом думаю. Но в лесу мы потеряли время и съели все продукты, и заблудились. А в итоге мы, при погоде ещё более худшей, чем была в начале, всё равно вышли на хребет (голец Солзан), и очень быстро сориентировались, после чего бегом свалили на Солзан. Просто надо было сразу это делать, а не отсиживаться.
09.03.2019, 13:27:50 |

Константин Суханов: Тур-6 была всегда. Ну то есть просто не помню такого, чтобы этой формы не было.[/cite

У меня нет ни одной, как и у мужа, а в отчётах приложены телеграммы. Видимо, эту форму заполняли сами спасатели по телеграмме. Видимо, я год перепутала: не 2004, а 1996. В оба эти года обновлялась нормативная база по туризму, в т.ч. старый "Русский турист", и стало обязательным правило руководителю заполнять Тур-6. Я лично его заполняла первый раз только в конце 90-х, а в 2001, да, точно, уже обязали самим, вместо маршрутной книжки. Значит, стал обязательным в 1996 году. Но не в 1993. После 1996, значит, обязали группы самостоятельно заполнять тур-6.
Я водила в свой первый категорийный поход в 1985 году, прекрасно помню, как заходили к спасам с МАРШРУТНОЙ книжкой и оставляли её у них. Делали не менее 3 экземпляров — для МКК, для спасателей, для себя (чтобы печати ставить в пунктах убытия-прибытия). Иногда делали 4. (Если в 2 ПСО отправляли).
Возможно, я спутала год — 1996, а не 2004. В 1996 тоже обновлялась нормативная база.

Хорошо, может быть я что-то путаю, но скажите мне, чего Голиус орал в студии на Валю "А вы отправляли нам тур-6?" Откуда она знает, она не руководитель, была 17-летней девочкой, да и столько времени прошло. И самое главное: какое отношение имеет в данном случае тур-6 к причине гибели группы???
09.03.2019, 13:43:45 |
Юрий Мельников

Константин Суханов:    Тур-6 была всегда. .

Марина Васильева (Красноштанова):    ..... Значит, стал обязательным в 1996 году. Но не в 1993. ...

В поисковике попалась информация о Тур-6 1975г Поход группы туристов Куйбышевского домостроительного комбината.
09.03.2019, 14:17:25 |

Юрий Мельников: В поисковике попалась информация о Тур-6 1975г

Ну, значит, чего-то я забыла, извиняюсь :) Выходит, это только мы с мужем телеграммы отправляли до 1996 года, а по приезду к спасателям привозили им маршрутные книжки.
Дело-то не в том. Просто тур-6 в данном случае не имеет отношения к смерти группы. Заполнили они тур-6 или не заполнили — это не играет для них никакой роли. Если группа не обозначила себя на выходе в горы (хотя Валя говорит, что отсылали телеграмму из Мурино, и я ей верю) — это просто увеличит время на поиски тел, но от смерти не спасёт.

В студии обсуждали — причину смерти группы, и претензия к якобы отсутствию тур-6 там была неуместна совершенно.
09.03.2019, 14:26:48 |
Наталья КривошееваВсе верно вы говорите, Марина, наличие или отсутствие формы Тур 6 от смерти не спасет. В любом случае спасатели бы выдвинулись на поиски группы только по прошествии контрольного времени и искали бы по заявленному маршруту. А если группа не заявилась, то стали бы искать после заявления родственников о пропаже. Таким образом спасатели чаще всего появляются слишком поздно и группам на маршруте надо рассчитывать только на себя. Т. е. спасение утопающих дело рук самих утопающих.
09.03.2019, 19:16:33 |
Sergey SergeevichПочему погибают в горах.
Лекция-разбор на примерах массовых аварий в горах Краснодарского края и Адыгеи от мастера спорта по спортивному туризму А.Свитка.

00:05:40 — 1975 год, сентябрь, Лаго-Наки. Гибель 21 человека на 30-м маршруте.
00:36:10 — 1986 год, май, Лаго-Наки, г.Фишт. Гибель группы Сергея Браганца (11 человек).
01:15:52 — 1986 год, 30 декабря. Гибель группы Расчетова (6 человек) на хребте Ду-Ду-Гуше.

Лекция: Андрей Свитка, Руководитель Учебно-методического центра
горной подготовки: http://tourprof.org
03.12.2019, 10:19:12 |
Sergey SergeevichГРУППА КОРОВИНОЙ: Бурятский перевал Дятлова // Поход на Хамар–Дабан — YouTube

МиссТика
155 тыс. подписчиков
История группы Людмилы Коровиной и их похода на Хамар-Дабан в 1993 году остается загадкой до сегодняшнего дня. Почему это дело называют бурятским перевалом Дятлова и почему об этом деле почти не говорят?
Подпишитесь на канал, чтобы ничего не пропустить: видео выходят каждую неделю!
Подписывайтесь и на мой инстаграм:
Ссылки на источники

Расследование Комсомольской правды:
Передача Малахова:
outu.be/bpvKLiFGc7g
outu.be/UzEUBwvfQ1k
Остальные ссылки:
ИРКИПЕДИЯ — портал Иркутской области: знания и новости
Отчет о спортивном туристском пешеходном походе V к.с. по Центральному Хамар-Дабану
Природа Байкала | Привал

Газовый гейзер в Ламбтон-Шорс, Канада — YouTube
outube.com/watch?v=L6BfA3NOCfE
...
14.01.2020, 13:14:54 |
Максим ИвановВ этой ветке и на других форумах много споров ведётся о точных координатах места гибели группы Людмилы Коровиной. При этом никто не обращает внимания на наличие общедоступных фиксированных видеосъёмкой достаточно точных координат. На 15-й минуте фильма Владимира Жарова "Жду и Верю" оператор делает панораму с места события на 90 градусов в сторону Ретранслятора, а на 16-й минуте в противоположную сторону, привязывая тем самым местонахождение тел к местности на 180 градусов.

Далее, достаточно открыть приложение Google Earth и виртуально "пройтись" по хребту до той точки, в которой пейзажи нижележащей долины совпадут на экране видео проигрывателя и в окне приложения Google Earth. Потом "спускаемся" от хребта к кромке леса примерно наполовину расстояния. Из этой точки совпадение рельефа приложения и картинки из фильма 100%.

[/cite]

Вячеслав Петухин: "Группа лежала на чистом склоне метров на 200-250 (по прямой, а не по вертикали) ниже главного хребта в сторону бассейна р.Снежной. До границы леса оставалось также метров 200-300."

После того, как мы узнали координаты точки съёмки можно определить расстояния на любых других картах. В результате метраж оказываются примерно таким же, о котором говорят спасатели – 250 метров от хребта и столько же до кромки леса.

Ливинский Алексей: Но, по-моему, расстояние от места посадки вертолетов до вершины было гораздо больше. Не менее 1.5 км.

Алексей Ливинский прав — в упоминаемом на форумах расстоянии от места гибели до Ретранслятора (Тритранса) содержится большая ошибка, в действительности оно равно 4-м километрам! Это расстояние существенно меняет многие объяснения и предположения. Причём, спорить с этими объективными данными навряд ли кто-то будет, так как всё очевидно, и каждый желающий может в этом убедиться собственными глазами – достаточно посмотреть фильм и рассмотреть панораму места съёмки. Нигде в районе хребта в направлении Ретранслятора нет подобной долины.

[/cite]

Ливинский Алексей: Меня осенила мысль, что уже 20 лет этот памятник стоит не там, а гораздо ближе к вершине.

Исходя из вышеизложенного, можно точно утверждать, что памятник действительно установлен в совершенно другом месте, а не вблизи места гибели людей.

Вот вычисленные таким способом координаты места трагического стечения обстоятельств (с точностью до сотни метров):
Широта: 51° 7'2.19"N
Долгота: 103°46'15.77"E

То же, на Яндекс карте:

"5 августа, 10 часов утра. Пришел Крысин, сказал, что они намокли и замерзают. Шел снег, ориентиров не видно. Собрали рюкзаки и стенкой стали спускаться вниз в сторону долины Снежная. Прошли метров 10, стал падать Крысин. Пытались поднимать, он падал снова. Возле него осталась Коровина. Остальным дала команду спускаться вниз".

Группа с таким теряющим сознание участником могла пройти расстояние от места ночёвки до места остановки очень небольшое.

И ещё один вариант воспоминаний Валентины:

"На вершине было очень холодно. Раннее утро. Мы спали. Коровина нас разбудила, велела собрать вещи и спускаться в ущелье. Она пыталась нас спасти. Просто не успела. Ветер был такой сильный, что мы сползали вниз, а не шли. Вдруг Саша упал. У него пошла пена изо рта. Коровина села рядом, обняла его, и все. Больше не вставала. И такой дурдом начался. Причем я не понимаю до сих пор, сколько это длилось по времени. Как фильм ужасов. Все падают, у всех кровь, пена изо рта, из носа кровь течет".

----------------------------------------------------------

Анализируя это происшествие можно прийти к выводу, что решающее судьбу людей роковое и последнее решение (из серии предыдущих, но ещё не критичных), которое привело к трагедии – выход утром из палаток замерзающих людей на мокрый снег и ветер. После сворачивания палаток шансов на жизнь у большинства переохлаждённых и легко одетых людей практически не осталось.

В этом плане прослеживается параллель с группой Дятлова. Но в отличие от уральского происшествия, никакого внешнего толчка на покидание палаток в данном случае не было (опираясь на версию Валентины), а было исключительно умственное решение. Возможно, группа решила, что в момент двигательной активности участники похода согреются, но погодный случай оказался аномальным и очень серьёзным, а состояние участников уже было на грани человеческих возможностей.

Суть вывода в том, что умственное решение можно принять или не принять. Был ещё один вариант выбора. Выжить в подобных погодных условиях можно было только в одном случае – собраться всем вместе в одну палатку, сгруппироваться и укрыться спальниками, пусть даже влажными. И ждать, возможно, сутки или более, пока погода не изменится. Употреблять калорийную пищу. Это очень некомфортно, но жизнь важнее. Конечно, легко так рассуждать, находясь в условиях тёплой квартиры, но понять вариант возможного спасения просто необходимо для того, чтобы подобные ситуации не повторились.

13.02.2021, 15:21:17 |
И. ФефеловНе помню, возможно, уже писал... Знакомый рассказывал, как он однажды попал в очень неприятную климатическую ситуацию. Ехал он летом по полям, и в двигателе что-то сломалось так, что сам он машину привести в движение определенно не смог бы. Ждать проезжающего мимо транспорта было неоткуда, надо за трактором идти. До ближайшей деревни километров под 20, погода портится, но медленно. Он решил, что успеет дойти, и пошел. Но не успел. Прошел с полпути — как полило! Температура с +25 моментально упала до от силы +5, ливень, ветер, крупа пробрасывает. Из одежды на нем были футболка, летние штаны и тонкая х-б ветровка (да и в машине ничего от дождя не было). Промок моментально. Леса вокруг нет — хилые перелески, не спрячешься. Спичек нет, да и мокрое абсолютно всё вокруг. Дождь более-менее кончился, но температура ничуть не повысилась, крепкий ветер не прекратился, а атмосферная влажность, по его словам, оставалась настолько высокой, что одежда даже на ветру толком не сохла. Последние километры, говорит, не шел, а бежал, просто чтобы хоть немного согреться, потому что продрог смертельно. Если бы, говорит, идти надо было километров на пять дальше, то не известно, дошел бы вообще или нет. На последнем издыхании зашел в первый дом и попросился греться..